ОМО им. Баранова в этом году отмечало свое 90-летие и 65-летие пребывания на омской земле. Но особой юбилейности коллектив предприятия не ощутил, хотя бы потому, что зарплату за сентябрь еще не выплатили. Но победивший в конкурсе на эту должность новый генеральный директор ОМО им.Баранова Андрей ШУТОВ преисполнен оптимизма: пообещал заводчанам и долги по зарплате погасить, и новые заказы. Его выступление изобиловало техническими подробностями по поводу того, что и как в ближайшее время предстоит выпускать предприятию. В целом его речь напоминала популярную песню Сердючки: «Хорошо, все будет хорошо».
До назначения на главную «барановскую» должность ШУТОВ был директором (с 2003 года) МКБ «Горизонт», расположенного в Дзержинском Московской области и являющегося филиалом «Салюта». Именно поэтому представлять его приехал генеральный директор «Салюта» Юрий ЕЛИСЕЕВ, который сам 12 октября подтвердил свое право руководить предприятием на конкурсе, Роспром заключил с ним контракт на пять лет. Поскольку ОМО им. Баранова уготована участь «салютовского» филиала, то ЕЛИСЕЕВ вел себя вполне по-хозяйски.
— Наша задача не в том, чтобы получать прибыль за счет ОМО им. Баранова, а чтобы вместе делать двигатели, — заверил Юрий ЕЛИСЕЕВ. — Двигателестроительных заводов в стране не хватает, нам важен «барановский» потенциал, который удалось сохранить. Будем работать вместе в области газотурбомоторостроения. Очень важно, что создается система на базе двух наших ФГУПов, хотя я не против акционирования, но оно снижает барьер доступности для нечистых на руку людей. Если будете в Москве, заходите к нам на «Салют», давайте дружить «семьями». А в том, что, объединившись, мы вместе резко пойдем в гору, у меня сомнений нет.
Руководитель «Салюта» рассказал, как хорошо живется их филиалам. В интегрированную структуру ФГУП «ММПП „Салют“ уже входят, кроме ОКБ „Горизонт“, московские МКБ „Гранит“, ОАО „НПП “ЭТА», Станкостроительный завод «Салют», ОАО «НИИД», ОАО «Машиностроительный завод „Агат“ (Гаврилов Ям Ярославской области), Машиностроительный завод „Салют“ (пос. Белозерский Московской области), ГП „Прибор“ (Бендеры, Приднестровская Молдавская Республика) и ОАО „Топаз“ (Кишинев, Молдова). Среди его филиалов упоминалось и ОАО „Агрегат“ из города Сима, но на сайте „Салюта“ в официальных филиальных списках оно отсутствует.
По словам ЕЛИСЕЕВА, земля в Москве, на которой расположены владения „Салюта“, стоит больше 1 млрд долларов, поэтому предприятие не раз пытались захватить. Завод „Салют“ занимает территорию 60 га, плюс стадион 14 га, кроме того, есть Дом отдыха (25 га) и детский оздоровительный лагерь (16 га) в Подмосковье, детский оздоровительный лагерь в Анапе (7 га). При „Салюте“ действуют ПТУ, в котором учатся 1 500 человек, и техникум от МАИ, где учатся 300 заводчан.
Последнюю „атаку“ на „Салют“ удалось отбить с помощью Мосгордумы, которая 21 декабря 2005 года приняла обращение к премьер-министру Михаилу ФРАДКОВУ по поводу готовящегося слияния „Салюта“ с рыбинским НПО „Сатурн“ и ОАО „Уфимское моторостроительное объединение“. Тогда планировалось перевести производственные мощности „Салюта“ в Рыбинск, а его земли продать под коммерческую застройку. Благодаря депутатам и правительству Москвы планы по созданию национальной моторостроительной компании во главе с НПО „Стурн“ в жизнь не реализовались, и теперь уже сам „Салют“ строит двигателестроительный холдинг.
В начале ноября „Салют“ подписал протокол о намерениях с китайской корпорацией „Лимин“ одним из пунктов которого значится создание совместного предприятия „Салют — Лимин“. С „Лимином“ у „Салюта“ давние связи, еще в 1999 году китайская корпорация получила право ремонтировать двигатели, которые „Салют“ поставляет в Китай. Хотя совместное предприятие еще не создано, но ОМО им. Баранова уже обещаны приличные китайские заказы. При этом работающим пообещали выплатить сентябрьскую зарплату до 25 ноября.
По словам ЕЛИСЕЕВА, уже в ближайшее время „салютовское“ оборудование будет переводиться из Москвы в ОМО им. Баранова. На омском предприятии планируется восстановить магниевое литье и постепенно перевести его на трехсменную работу.
У „Салюта“ на будущий год ожидается более 200 авиадвигателей для комплексного ремонта, в том числе 50 из Алжира, часть из них доверят ремонтировать „барановцам“. Есть срочный заказ на 10 двигателей Л-21, и вообще работы непочатый край. Только вот, как заметил Андрей ШУТОВ, „для начала нужно по старым заводским долгам рассчитаться, а потом двигаться дальше“.
После „явления“ нового гендиректора рядовые „барановцы“ в кулуарах высказывались по поводу грядущих нарисованных перспективдовольно скептически. Станет ли „Салют“ „спасательным кругом“ дляОМО им. Баранова, время покажет, но то, что ему нужно срочно переводить производство из Москвы на периферию, это непреложный факт. Чем строить новый завод в чистом поле, лучше взять в подчинение омское предприятие, тем более что выкупать его не нужно.