Школы и музеи пойдут в большой бизнес

Дата публикации: 20 ноября 2006

Экономическая свобода...

Понадобился такой закон для того, чтобы сократить затраты бюджетов на содержание госучреждений в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.

Схема действия будет такова. Федерация, либо субъект Федерации, либо муниципалитет учреждают автономное учреждение (АУ), передают в оперативное управление имущество для осуществления определенного вида деятельности. Распоряжаться этим имуществом АУ самостоятельно не сможет. Далее учредитель, а он будет один — государство, дает АУ задание — обучить столько-то детей, например.

Самый главный вопрос — финансирование. Учредитель будет финансировать затраты АУ на выполнение государственных заданий с учетом расходов на содержание имущества, в том числе и налоги на это имущество. Напомним, сегодняшние вузы, школы, культурные учреждения содержатся на полном бюджетном финансировании согласно утвержденной смете.

В остальном АУ может действовать самостоятельно. Правда, под присмотром наблюдательного совета. Более двух третей совета будут составлять чиновники от учредителя и не более одной трети — представители рабочего коллектива. Против данного пункта достаточно активно протестовала театральная общественность.

— Вообще, мы ждали закона «О театре», — говорит директор Омского академического театра драмы Виктор ЛАПУХИН. — Но получили другой закон, достаточно большая часть которого посвящена наблюдательному совету. Зачем нам орган, который будет контролировать каждый наш шаг? Театр — это особая категория бюджетных учреждений, культурную услугу нельзя оказать. Да, может быть социальный заказ на какую-нибудь постановку, например к празднику Победы. Но в остальном как будет формироваться государственный заказ? Нет сегодня норматива у театров. Мы более бы приветствовали, если бы законодатель прописал налоговые льготы для меценатов.

... с государственным уклоном

Противники закона отмечают, что слабая сторона закона состоит именно в государственном задании. «Угроза очень простая, — комментирует закон первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке Госдумы РФ Олег СМОЛИН. — Мы переводим их (государственные учреждения, прим. „КВ“) с нормального финансирования на финансирование посредством государственных заданий. Скажем, у школы мощность 1000 детей, а мы финансируем ее только на 100 детей. Что будут делать остальные 900 — совершенно непонятно».

Задания эти будут формироваться теми органами власти, на базе чьего имущества будет создано АУ. То есть если муниципальная школа создана на базе городского муниципалитета, то именно администрация города и будет формировать эти задания. И если у муниципалитета вдруг не будет хватать денег на ту или иную социальную сферу, то он будет формировать задания именно в том объеме, в котором он может эти задания профинансировать.

По мнению аналитиков в первую очередь автономность получат вузы. Здесь есть опасность того, что в вузах будут сокращаться бюджетные места. Правда, сторонники закона утверждают, что таким образом государство сможет смоделировать кадровый потенциал. То есть бюджетные места сократятся именно по таким специальностям, по которым сейчас существует перенасыщение на рынке труда. И, наоборот, увеличится финансирование тех специальностей, у которых сегодня существует дефицит на рынке.

— Бюджетные места будут сокращаться в любом случае, — говорит ректор Омского государственного педагогического университета Константин ЧУРКИН. — На это достаточно сильно влияет демография, сокращается количество детей, сокращается и количество педагогов. А насчет того, что государство будет регулировать подготовку будущих специалистов для тех отраслей, в которых существует кадровый дефицит, то это не столь очевидно. Ну кто сказал, что у нас сегодня много юристов. Может быть, они просто не востребованы? Их, например, можно задействовать в области ювенальной юриспруденции, которой у нас пока нет.

Однако вузы недовольны еще и тем, что ректора теперь будет назначать учредитель. «Избрание ректоров вузы завоевали еще в 19 веке, — говорит Константин ЧУРКИН. — Эта демократическая процедура существовала, пусть формально, и в советское время. Представители рабочего коллектива всегда очень строго подходили к выборам».

И еще, закон не заставляет все подряд бюджетные организации становиться автономными. Переход в новую форму невозможен без согласия рабочего коллектива. Однако «в условиях выстроенных „вертикалей“, — говорит Олег СМОЛИН. — Такие решения „пробиваются“ сравнительно легко».
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2006/11/44/shkoli_i_muzei_poydut_v_bolshoy_biznes