"Тятя, тятя наши сети..."

Дата публикации: 20 ноября 2006

Руководители омских продуктовых сетей посчитали свои ряды накануне прихода москвичей и новосибирцев. 

Первая региональная конференция по проблемам и перспективам развития розничной торговли продуктами питания в Омском регионе «Ритейл PRO» 9 ноября собрала в гостинице «Иртыш» около 160 участников. Организаторами конференции выступили Торговый дом «Шкуренко» и администрация города Омска. После пленарной части конференции работа шла одновременно в нескольких секциях — «Организация торговли», «Управление ассортиментом и взаимодействие с поставщиками», «Взаимодействие бизнеса и власти» и «Управление персоналом».

Администрация

Администрацию города представил заместитель директора департамента городской экономической политики, начальник управления развития потребительского рынка и поддержки предпринимательства Сергей ФИНАШИН. Он назвал несколько направлений в торговле, по которым необходимость объединения усилий власти и бизнеса наиболее остра: «Для администрации в первую очередь важны защита прав потребителя, защита интеллектуальной собственности и безопасности продуктов питания (исключение контрафактной и низкокачественной продукции), а также обеспечение продуктами питания малоимущих слоев населения, в первую очередь пенсионеров». Сергей ФИНАШИН гарантировал открытость и прозрачность властных механизмов в Омске и призвал бизнесменов к равноправному участию «всех конструктивных сил» в развитии экономики города. Как отметил генеральный директор сети супермаркетов «Наш магазин» Дмитрий ШАДРИН, «власти рассматривают ритейл как безопасное обеспечение города продовольствием», и в соответствии с этим ФИНАШИН пожелал бизнесменам быть «самодостаточными», не приобретать продукцию у ненадежных поставщиков. Генеральный директор ТД «Шкуренко» Виктор ШКУРЕНКО высказал мнение, что скоро поставки будут проходить в основном через дистрибьюторов и распределительные центры, а оптовых закупок станет меньше.

Перспективы ритейла

Об уровне развития ритейла в Сибири в целом и в Омске в частности на пленарной части конференции говорили много. Руководитель департамента автоматизации розничной торговли компании «Сервис Плюс» Анна ПЛЕТЕНЕВА назвала самых сильных сибирских ритейлеров, от которых, по ее мнению, можно ожидать попытки экспансии в близлежащие регионы. Это «Холидей Классик» (Новосибирск), «Мария Ра» (Барнаул), «АЛПИ» (Красноярск), «Кора» (Кемерово), «Наш магазин», «Омич и К» и «Экономный» (Омск).

Член совета директоров сети супермаркетов «Холидей Классик» Юрий АКСЕНОВ заявил, что перспективы самостоятельной сибирского ритейла сомнительны, так как противостоять федеральным и иностранным сетям в Сибири на сегодняшний день способны лишь «Холидей Классик» и «АЛПИ», и укрупнение сетей будет единственным разумным выходом. Одиночные супермаркеты, по мнению АКСЕНОВА, станут скоро неконкурентоспособными. Иная точка зрения на этот счет была озвучена Виктором ШКУРЕНКО, который выступил за разумный баланс сетевой и несетевой розницы. «В России развитие ритейла тормозится несколькими факторами: огромные территории, низкая плотность населения, невысокий уровень урбанизации, некоторые законодательные ограничения. Продажи одного нашего торгового дома превышают оборот по омской сетевой рознице. А в области из 6 000 торговых точек только 200 сетевых», — пояснил Виктор Васильевич.

Форматы

Директор управляющей компании «Геомарт» Арсен ПОНОМАРЕВ свои бизнес-планы основал на том, что дальнейшее тиражирование того формата, который имеет «Геомарт» (нечто среднее между классическим Cash&Carry и дискаунтным гипермаркетом), неэффективно. Форматом будущего, по мнению ПОНОМАРЕВА, может стать гипермаркет, причем как с большим числом якорных арендаторов, так и с единым управлением. Юрий АКСЕНОВ, напротив, говорил о бесперспективности в Сибири форматов гипермаркета, суперстора, магазина «у дома». Суперстор, или, по-другому, супермаркет в крупном торговом центре, как объяснил Юрий Вячеславович, всего лишь хобби, развлечение для владельца центра. А магазин формата «у дома» сложен в управлении, и для того чтобы влиться в сеть, по его мнению, не подходит. Выводы АКСЕНОВА свелись к тому, что наиболее выгоден для предпринимателя формат сетевого супермаркета. В «Холидей Классик», подчеркнул он, наценка в супермаркетах составляет 17-19%, «и ее можно понемногу, незаметно для потребителя, повышать».

Персонал

Директор кадрового агентства «Анкор» Татьяна БЕРЕЖНАЯ сконцентрировала внимание слушателей одной из секций на проблеме нехватки в Омске топ-менеджмента. «Сейчас управляющих в компаниях не более 10%, весь остальной бизнес ведут собственники. С приходом федеральных сетей топ-менеджеры в Омске будут нарасхват», — пояснила БЕРЕЖНАЯ. Да и проблему удержания персонала, по словам ведущего секции профессора ОмГУ Владимира ПОЛОВИНКО, с усилением конкуренции ритейлерам придется решать. Директор сети магазинов «Волшебный аромат» Сергей МУХАЧЕВ внимание аудитории обратил на необходимость материального стимулирования персонала и в то же время систематического подтверждения ими своих профессиональных качеств в ходе различных тестов. По словам МУХАЧЕВА, первым конкурентным преимуществом на рынке торговли сегодня должно быть качество обслуживания.

Ольга ВАХРИНА 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2006/11/44/tyatya__tyatya_nashi_seti