Сейчас из Омска в Москву летают самолеты четырех авиакомпаний: Аэрофлота, «Аэрофлота — Норд» (бывшие «Архангельские авиалинии, приобретенные Аэрофлотом), „Сибири“ и Омскавиа (под брэндом Air Union).После ухода с омского рынка авиаперевозок Трансаэро все оставшиеся выполняют рейсы до Москвы в основном на Ту-154. Каждый из авиаперевозчиков занял свою нишу, особой конкуренции на авиарейсе Омск — Москва не наблюдается, что привело к подорожанию стоимости билетов до восьми тысяч рублей в один конец.
В прошлом году ОАО „Омский аэропорт“ обратилось в Росавиацию с предложением добавить еще одну авиакомпанию на рейс Омск — Москва, чтобы появилась конкуренция. Росавиация спросила мнение уже выполняющих этот рейс авиакомпаний, те, естественно, высказались резко против прихода конкурента. При разногласиях между аэропортом и авиакомпаниями третейским судьей выступает администрация региона, куда и обратилась Росавиация. В ответ на ее запрос пришло письмо за подписью заместителя министра промышленной политики, транспорта и связи Михаила ДУБРОВИНА, которое гласило, что областное правительство „считает приход еще одного авиаперевозчика на рейс Омск-Москва нецелесообразным“, причем мотивация отсутствовала.
Росавиация спорить с региональной властью не стала и тендер на рейс Омск — Москва не провела. А среди российских авиакомпаний тогда не нашлось желающих самим приходить на этот рейс, чтобы конкурировать с лидерами отрасли. В результате этим летом даже возник дефицит авиабилетов из Омска до Москвы, уже летающие авиакомпании не смогли обеспечить оперативную перевозку возросшего пассажиропотока. Но тут авиакомпания „ВИМ-Авиа“, которую порой называют enfant terrible авиаотрасли, подала заявку в лицензионную комиссию и без проблем получила право возить пассажиров рейсом Омск — Москва.
Давайте разберемся, кто же приходит на омский авиарынок. „ВИМ-Авиа“ основана в конце 2002 года Виктором МЕРКУЛОВЫМ, в ее названии зашифрованы его инициалы. А в 2004-м авиакомпанию приобрел Рашид МУРСЕКАЕВ, до этого известный как председатель правления Морбанка и владелец Дальневосточного морского пароходства. В 2002-м, продав свой 68-процентный пакет пароходства группе „Промышленные инвесторы“, МУРСЕКАЕВ решил заняться авиацией.
Генеральным директором „ВИМ-Авиа“ стал Роман ПАХОМОВ, до этого возглавлявший Дальневосточное морское пароходство. В 2004 — 2005 годах авиакомпания взяла в финансовый лизинг 16 среднемагистральных лайнеров „Боинг 757-200“, выпущенных с 1990-го по 2000 год, и начала завоевывать российский авиарынок. И надо сказать, преуспела. В 2005 году выручка „ВИМ-Авиа“ составила 208 млн долларов, по общему объему авиаперевозок она заняла шестое место в отраслевой табели о рангах, а по международным — и вовсе второе, после Аэрофлота.
Основными для „ВИМ-Авиа“ являются чартерные зарубежные рейсы, но постепенно осваиваются и наши регионы. Авиакомпания уже выполняет регулярные полеты в Москву из Уфы, Читы, Братска, Сочи, Иркутска и Барнаула. Омск стал седьмым городом, в который пришла „ВИМ-Авиа“. За 2005 год авиакомпания перевезла 1,58 миллиона пассажиров и 11 тысяч тонн грузов, в этом ее объемы должны существенно возрасти, а объемы регулярных авиаперевозок — достичь 30% от общих.
»ВИМ-Авиа" строит авиационный холдинг и планирует стать четвертой по объему авиаперевозок компанией в стране. Рашид МУРСЕКАЕВ уже приобрел авиакомпании «Русское небо», «Континентальные авиалинии» и «Карат» и аэропортовые фирмы «Аэропорт Братск» и «АэроЧита», причем вроде бы не собирается останавливаться на достигнутом. В ближайших планах «ВИМ-Авиа» — приобретение еще четырех «Боингов 757 — 200». Удастся ли этой авиакомпании потеснить на рынке пока лидирующий Аэрофлот, время покажет.
Генеральный директор Омского аэропорта Сергей КРУГЛОВ уверен, что приход «ВИМ-Авиа» на омский рынок — это большое благо: «Появление еще одного авиаперевозчика если и не приведет к снижению стоимости авиабилетов, то, по крайней мере, их цена расти не будет». Что ж, полетаем на «боингах» и будем надеяться, что это не последний авиаперевозчик, который пришел в наш город.