Алексей НЕСТЕРЕНКО, председатель Омской городской избирательной комиссии: "Я не вижу в отмене порога явки той трагедии которую из нее раздувают"

Дата публикации: 11 декабря 2006

Сегодня, 6 декабря, на заседании Омского городского совета должен быть утвержден новый состав Омской городской избирательной комиссии. Кандидатура председателя теперь уже расформированного горизбиркома Алексея НЕСТЕРЕНКО предложена областной избирательной комиссией, имеющей квоту. Новый состав комиссии продолжит подготовку и проведет мартовские выборы депутатов Омского городского совета. Об изменениях избирательного законодательства накануне выборной кампании, их возможных последствиях и особенностях подготовки к предстоящим выборам корреспонденту «КВ» Оксане МИРОНОВОЙ рассказал председатель Омской городской избирательной комиссии Алексей НЕСТЕРЕНКО.

— Алексей Николаевич, сколько лет вы возглавляете избирательную комиссию?

— Столько же, сколько существует сама избирательная комиссия, которая была сформирована в декабре 1994 года, то есть 12 лет. Практически все выборы в новой политической эре, начиная с выборов депутатов городского совета нового формата и заканчивая выборами мэра, провели мы. Первый состав комиссии утвердил постановлением тогда еще не губернатор, а глава областной администрации Леонид ПОЛЕЖАЕВ. Срок полномочий городской избирательной комиссии истекает 26 декабря, поскольку он ограничен и совпадает со сроком, на который избираются депутаты. В этот день мы слагаем свои полномочия в пользу вновь сформированной комиссии. Ее должны утвердить на первом декабрьском заседании городского совета вероятнее всего 6 декабря.

— Комиссия будет формироваться по тем же принципам, что и пять лет назад?

— Состав комиссий всех уровней в первую очередь формируется на основе политических партий, имеющих фракции в Госдуме. Сегодня это блок «Родина», ЛДПР, КПРФ и «Единая Россия». Они имеют квоту: по одному представителю от каждой парламентской партии комплектующий орган обязан включить в состав, хочет он того или нет. Не менее двух человек в состав комиссии городской совет должен включить по предложению областной избирательной комиссии. Они тоже имеют квоту. Остаются четыре вакантные единицы, которые могут быть заняты представителями общественных объединений, политических партий, не входящих в парламентское большинство. Насколько я знаю, уже подготовили документы КПРФ, ЛДПР, «Единая Россия».

— Депутаты городского совета могут не утвердить не понравившиеся им кандидатуры от партий?

— Квоту по закону обязаны поддержать, хотя никто и никогда не заставил депутата поднять руку, даже если он это должен сделать. Несколько лет назад была такая ситуация: когда городской совет имел в своем составе большинство коммунистов, у меня освободилось вакантное место от СПС. Человек выбыл, и нужно было заменить его на другого. СПС предложил кандидатуру, а депутаты взяли и не проголосовали. Хотя обязаны были, поскольку это была квота. К сожалению, тогда партия СПС не пошла в суд, хотя это решение нужно было признавать незаконным и отменять по суду. Сейчас законодатель подобные «пробковые» ситуации исключил. Если комплектующий орган не сформировал состав городской избирательной комиссии или сформировал не в полном составе, то это делает вышестоящая избирательная комиссия. Также с избирательными округами. Если бы городской совет 22 ноября не утвердил схему округов, потому что кому-то что-то в ней не понравилось, но при этом округа исполнены в соответствии с требованиями закона, то их в течение 5 дней утвердила бы городская избирательная комиссия.

— Депутаты могли изменить нарезку округов так, как им было удобно?

— У депутатов было 2 месяца на то, чтобы внести поправки и предложения в предложенную нами схему. Кстати, новый закон, по которому сформированы округа, принципиально меняет подход к этому процессу. Раньше схема округов формировалась через 5 дней после объявления даты выборов, а утвердить и опубликовать ее должны были за 60 дней до дня голосования. То есть уже шла выборная кампания, но выдвижение не началось, потому что не было округов. Кандидат за один день должен был сориентироваться и начинать агитацию, толком даже не зная, где его округ находится. Фактически это приводило к тому, что те люди, которые так или иначе были близки к процессу формирования округов, те же депутаты заранее знали нарезку. Это и есть административный ресурс. Сейчас по закону комиссия обязана сформировать округа за 80 дней до дня назначения даты выборов. Поэтому 29 сентября мы официально передали схему в городской совет. За 2 месяца депутаты не внесли ни одной поправки. Претензии были надуманные. Те, кто перед голосованием высказывает свое недовольство схемой, называя особенности нарезки «вражескими происками», на мой взгляд, заведомо ищут оправдания на случай проигрыша.

— Почему в новом созыве будет 39 депутатов, а не 49, например?

— Согласно 131-му закону, в муниципальных образованиях численностью более полумиллиона представительный орган должен состоять не менее чем из 35 депутатов. Верхнего предела нет. Откуда взялась цифра 39? Мы традиционно проводим выборы вместе с выборами депутатов Заксобрания, поэтому наши округа всегда совпадали. С 1994 года на территории города было 17 округов Заксобрания — эти же территории являлись избирательными округами для выборов депутатов городского совета. К этому привыкли и избиратели, и депутаты. Но в Законодательном собрании Омской области теперь будет не 30 депутатов, а 44. То есть — 22 депутата будут избраны в одномандатных округах, 22 — по партийным спискам. Когда Омскую область разделили на 22 округа, оказалось, что на город выпало 13. Мы договорились между собой, что нужно сохранить традицию, сделать так, чтобы на каждом из 13 округов избрать депутатов Законодательного собрания и горсовета. Отсюда возникла цифра 39, поскольку 13 и 26 депутатов — это меньше положенной по закону нормы.

— Как вам кажется, от увеличения числа депутатов качество работы городского совета улучшится?

— 39 депутатов — это тот максимальный по численности орган, который можно считать рабочим. 139 — это уже толпа. Чем больше народа, тем лучше он управляем. 17 депутатов — это 17 личностей. Депутаты могут между собой договориться, создать коалицию и «продавить» нужный вопрос. Но когда их 139, они не работают на постоянной основе и съезжаются перед заседанием, это совсем другое дело. Если бы власти нужен был управляемый городской совет, то идеальным вариантом было бы создать городской совет в количестве 300 человек. Закон о местном самоуправлении позволяет это сделать. Так строились раньше Советы. Несколько сот рабочих съезжались на сессию, им раздавали проекты законов, исполком пояснял, какие из них нужно принять, и они дружно голосовали.

— Сколько депутатов будет работать на постоянной основе?

— По закону не более 10% от состава городского совета. У нас получается 3,9 депутата. Поскольку 0,9 — это не депутат, остается 3 человека, которые будут получать зарплату. Скорее всего это будет председатель горсовета и два заместителя. В настоящем созыве таких ограничений нет. Практически все коммунисты работают на постоянной основе. Новые ограничения, конечно, мало кого устраивают. Многие расстроены.

— Как, на ваш взгляд, отмена порога явки избирателей скажется на результатах выборов?

— Технически явка снизится за счет того, что не придет та часть избирателей, которую насильно тащили на выборы. Но качество выборов от этого только улучшится, потому что придут те люди, которые сформулировали свою позицию и готовы ее разумно выразить. В противном случае — это просто лотерея. Я не вижу в отмене порога явки той трагедии, которую из нее раздувают. Когда люди идут на выборы против своей воли, это оборачивается увеличением процента протестного голосования. Однако на выборы депутатов Омского городского совета этот пункт нового закона никак не повлияет. Законодательное собрание отменило порог явки некоторое время назад. Для мэра его оставили. Закон коснется Законодательного собрания, но только в том случае, если он будет опубликован и введен в действие до 7 декабря. Именно в этот день на заседании Заксобрания должна быть назначена дата выборов. Если закон опубликуют, например, 8 декабря, областной избирком будет не вправе им пользоваться, потому что любые изменения, внесенные в течение выборной кампании, начинают действовать после того, как выборы состоятся. Возможен вариант, при котором депутаты Законодательного собрания будут избираться без учета этого закона, а депутаты городского совет попадут под его действие. Наша выборная капания начнется вероятнее всего 20 декабря. Городской совет, насколько я знаю, планирует назначить дату выборов на заседании в этот день.

— Новый закон вносит и другие изменения, например ограничение предвыборной агитации.

— Очень сложно разграничить понятия информирования избирателей и предвыборной агитации за или против. По закону журналисты имеют право информировать о ходе предвыборной кампании какого-то кандидата, но при этом нельзя за или против него агитировать. А как можно рассказать о человеке, не характеризуя его никак? Сейчас закон запрещает негативно высказывать о других кандидатах. Кто будет судьей в этой ситуации? Если право решения этого вопроса отдадут суду, можно надеяться, что ситуация будет рассмотрена всесторонне и тщательно. Если судьба кандидата окажется в руках окружных избирательных комиссий, которые далеко не всегда профессиональны, это уже сложнее. Я не припомню такой ситуации, чтобы у нас снимали с регистрации за нарушение правил агитации.

— Какими будут избирательный фонд и залог для кандидатов в депутаты городского совета?

— Избирательный фонд составит 1 миллион рублей. Он не изменился с выборов мэра. Я думаю, этой суммы для депутатов будет достаточно. Для мэра, конечно, мало. У депутатов округа небольшие, и тратить деньги, допустим, на телевизионные ролики, на мой взгляд, нецелесообразно. Здесь тактика выборной кампании скорее всего изменится и будет точечной — «из двери в дверь». По закону собственных средств кандидат может внести в избирательный фонд максимум 200 тысяч рублей. Предельная сумма для пожертвований от физических лиц — 20 тысяч. От юридических лиц — 200 тысяч. То есть политическая партия за своего кандидата может внести только эту сумму. Залог будет составлять 150 тысяч рублей. Здесь есть существенное изменение, о котором пока мало кто знает. Если раньше можно было одновременно принести подписные листы и для подстраховки — избирательный залог, то сейчас либо вносится залог, либо подписи. Если кандидат принесет подписные листы, но потом выяснится, что они выполнены с нарушениями, залог мы уже не примем. Это будет действовать для выборов и в Законодательное собрание, и в городской совет.

— Ваша кандидатура будет предложена в состав избирательной комиссии нового созыва? Чем вы займетесь, если вас не переизберут?

— Мою кандидатуру предложит областная избирательная комиссия. Я человек беспартийный и не хочу себя связывать с какой-либо партией. Честно говоря, мне некогда сейчас думать о том, переизберут меня или нет. Но если предположить, что мою кандидатуру не поддержат, пойду наконец-то зарабатывать деньги. Я профессиональный юрист.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2006/12/47/782885