12 октября в Омске открылась первая аптека новосибирской компании «Катрен» под торговой маркой «Мелодия здоровья». О перспективах фармацевтического рынка в Омске с директором омского филиала компании «Катрен» Евгением ЗЕМЛЯНКИНЫМ побеседовала корреспондент «КВ» Ольга ВАХРИНА.
— Евгений Юрьевич, в чем сложность вхождения на розничный фармрынок?
— Аптечный рынок вообще очень специфичен: он закрыт. Успешно войти на него с нуля практически невозможно. Сегодня диктуют моду те, кто начал работать на фармрынке лет 6-8 назад. Со стороны приходят единицы, ведь открыть аптечное дело не просто, одна процедура лицензирования займет один-два месяца. Даже самое дешевое торговое оборудование обойдется, как минимум, в 50 — 100 тысяч рублей. Но дело даже не в финансах и сроках, а в специфике деятельности, где переплетены фармацевтика, розничные продажи, технологии управления, мощный государственный прессинг. В такой закрытости есть плюсы, но есть и минусы — огромное количество слухов. К примеру, не понимаю, в чем смысл дискуссии о разделении аптечных сетей на федеральные и региональные.
— Вам это деление кажется неоправданным?
— Филиалы и представительства хоть и находятся в подчинении центрального офиса, но финансовые и «политические» вопросы находятся в руках руководителей на местах. Региональные представительства подотчетны только по финансовым показателям. Бизнесменов (не только аптекарей) сейчас пугают: вот, пришли федеральные сети, разом отнимут весь рынок. Такого никогда не будет. Посмотрите, «Натур Продукт» в Омске уже несколько лет, а другие аптеки почему-то не «загнулись».
— Ну и каковы успехи на рынке фармдистрибьюции у компании «Катрен»?
— По России компания «Катрен» в коммерческом секторе уже на третьем месте, впереди — «Протек» и «СИА Интернейшнл». А с учетом программы дополнительного лекарственного обеспечения льготников ДЛО мы находимся на четвертом месте, пропуская вперед компанию «Роста». В первой двадцатке лидеров наша компания — единственная, кто не работает по ДЛО.
— Почему «Катрен» не принимает участия в этой программе?
Первый конкурс по ДЛО на 2005 год разыгрывался в Москве, и победителями вышли всего три компании — «Протек», «СИА» и «Роста». А потом, поработав по ДЛО, они выбрали себе предпочтительные регионы, разделили их, а остальные отдали снова на конкурс. Добавилось еще около пятнадцати компаний. «Умные» регионы выбрали себе одного основного поставщика по ДЛО и еще одного или двух запасных, работающих по остаточному принципу: закрывая отказы или специфичные направления. Какие преимущества у такого решения? Во-первых, у региона появляется возможность немного «порулить» конкурирующими поставщиками. Во-вторых, закрыта вся «дефектура». А если поставщик один, то всегда есть опасность, что сегодня-завтра он встанет, пусть и не по своей вине, и регион останется без льготных лекарств. Второй вариант — разделение поставщиков по фармацевтическим сегментам (инсулин, противотуберкулезные препараты и т.п.). Управлять отдельной группой гораздо удобнее, чем всем ассортиментом. Возможность получить ДЛО в следующем году теоретически есть у всех, вопрос в желании органов власти. В некоторых областях компания «Катрен» имеет огромный уровень присутствия, занимая 50-60% рынка. И регионы заинтересованы в том, чтобы отдать наиболее сильному игроку часть социальной нагрузки. Другой вопрос, нужно ли это компании.
— Считаете, что это не столько продажи, сколько головная боль?
— Близко к правде, хотя многие крупные дистрибьюторы и живут сейчас у государственной «кормушки». Проблемы неизбежны. К примеру, у нас в Омске в этом году очень много отказников — тех, кто льготным лекарствам предпочел денежные выплаты. Таким образом, прогноз рынка был сделан неправильно. Или то, что происходит сейчас с ФФОМСом: на ДЛО было выделено 290 млрд рублей, а закончились средства еще в июле. Странно то, что государство ищет исчезнувшие в первой половине года деньги только в ноябре, что ранее никаких проверок не проводилось. И бюджетные долги коммерсантам по ДЛО в 250 млрд рублей — следствие именно этого.
— Расскажите подробнее о ваших конкурентах по дистрибуции в Омске.
— В Омске представлены классические фармдистрибьюторы. Это «Протек», «СИА Интернейшнл», «Катрен», «Роста». Еще две крупные индийские дистрибьюторские компании — «Шрея Корпорейшнл» и группа компаний «Интеркер». Пыталась прижиться у нас компания «Аптека Холдинг», но не получилось. Сейчас активно начинает заходить на омский рынок дистрибьюторская компания «Генезис», но они отгружают товар из Новосибирска, своего склада в Омске у них пока нет. Это все сильные национальные и межрегиональные операторы. Наши омские фармдистрибьюторы — компании «Медэкспорт» и «Фармэкс». Есть еще несколько торговых лицензий, но они работают в узких нишах.
— Какую нишу омский филиал «Катрен» планирует занять в рознице?
— Имея свою сбытовую сеть, мы можем отслеживать, как меняется рынок, кто является конкретно нашим клиентом. Конечно, мы можем заявить о каких-нибудь своих грандиозных планах, но этого пока делать не стоит. «Катрен» вышел на межрегиональный розничный рынок, так как у него впервые появились свободные ресурсы. В аптеке «Мелодия здоровья» поддерживается политика широкого ассортимента, и продажи по большей части держатся на нерецептурных лекарственных средствах. Лечебную косметику стараемся представить максимально широко. Первая наша омская аптека — аптека-центр, имиджевая аптека. По ней высоки затраты на содержание помещения, и пока о финансовых выгодах речь не идет. В декабре планируется открытие аптеки на улице Богдана Хмельницкого. Дальнейшие планы пока озвучивать сложно. А вообще «Мелодия здоровья» в 2007 году по России планирует открыть 200 аптек.
— Что происходит сейчас на нашем аптечном рынке?
— Потребитель ищет сейчас свою аптеку, а рынок предлагает ему разнородную кашу. Примеров для подражания мало. Что меняется? Идет активное внедрение аптек открытых форматов. Но рынок фарммаркетов еще не сложился, только через года три все будут знать, чем аптека открытого формата хороша, чем плоха. В Америке уже поняли, какими должны быть фарммаркеты: они у них ничем не отличаются от супермаркетов. У нас пока формат неясен, и нужно быть максимально осторожным, ведь цена ошибок с каждым годом становится выше. Сейчас тот оператор, который быстрее всего сгруппируется и сумеет сформулировать наиболее грамотное предложение, останется в выигрыше. Грубо говоря, личинка сбрасывает кокон, а вот какого цвета будет бабочка, никто не знает. Границы аптечного рынка растянулись: розницей занимаются и киоски, и фарммаркеты западного уровня. Почему именно сейчас происходят такие изменения? Думаю, сказывается рост благосостояния омичей.
— Каков ваш прогноз развития фармацевтического рынка по России в целом и конкретно в Омске на ближайшие несколько лет?
— В ближайшие два-три года из 600-800 ныне действующих фармдистрибьюторов останется максимум 150-160 (а по самым пугающим прогнозам, даже вдвое меньше). «Монстрами» общероссийского масштаба на рынке будут все те же — «Протек», «СИА», «Катрен», «Роста» и «Аптека Холдинг». Останутся сильные местные компании в крупных регионах, в Москве и Санкт-Петербурге. Еще 10-15 компаний будут работать на узкоспециализированных рынках (онкология, гомеопатия, например). Точно такие же процессы будут происходить и на омском рынке, но называть конкретно те компании, которые уйдут из сегмента, я бы не хотел.
— А что будет с розницей?
— Процесс сокращения числа операторов на розничном рынке будет менее глобальным. С одной стороны, будущее, по понятным причинам, за сетевыми аптеками. Но, я думаю, аптечные сети составят не более 80% рынка. Формат «у дома» будет жить всегда. И если какая-либо «аптека-одиночка» стоит в шикарном месте, имеет ряд постоянных клиентов, то даже появившаяся рядом сетевая аптека с сильным брендом и невысокими ценами не сможет ее «съесть». К тому же у сети, кроме плюсов, есть и очевидные минусы: сетью нужно уметь управлять. А управленческий потенциал в нашем регионе, честно говоря, нулевой. И еще один фактор. Брендирование на фармрынке не оправдывает себя. Самое важное в аптечном деле — удачное месторасположение, система закупок и клиентоориентированность. Я считаю, что крупные игроки не смогут поглотить омские розничные сети в две-пять аптек при условии, что последние определятся с занимаемой ими нишей.
— Многие сейчас боятся усиления влияния иностранных операторов. Что вы скажете по этому поводу?
— Это неизбежно. Насколько мне известно, на продажу на международном уровне сейчас выставлены федеральные аптечные сети «03» и «Скорая помощь». Вхождение западных игроков приведет к ускорению процесса глобализации на фармрынке.
— Евгений Юрьевич, чем занимаетесь в свободное от работы время?
— Всегда любил спорт: баскетбол, волейбол, футбол. В 1996 году стал чемпионом Европы по спортивному бриджу. В последнее время увлекаюсь еще и бильярдом, боулингом.
Евгений Юрьевич родился 6 августа 1974 года в городе Сумы на северо-востоке Украины. В 1990 году приехал в Омск. В 1997 году окончил Омскую государственную медицинскую академию. С мая 1997 года по февраль 2000 года работал в ООО «Фармаленд» в должности исполнительного директора. С марта 2000 года по октябрь 2005 года являлся исполнительным директором сети аптек «Фармаком». Затем стал директором омского филиала ЗАО НПК «Катрен». С августа 2006 года возглавляет также сеть аптек «Мелодия здоровья».
Женат, воспитывает двух дочерей.
Ольга ВАХРИНА