«Вообще строительство аэропорта в Федоровке должны профинансировать таксисты. Именно они, безусловно, выиграют от реализации этого проекта».
Сергей ДОЛЖЕНКО, к.э.н.
Выигрыш таксистов очевиден: чтобы добраться до Федоровки, омичам зачастую придется платить суммы, сопоставимые с ценой авиабилета. Плюс страх опоздать и усиление зависимости от алчности и капризов частных перевозчиков. В совокупности мнений и фактов, возникающих в дискуссиях о проекте строительства нового аэропорта в Омске, выделил для себя ряд позиций, относительно которых все же могу сформулировать собственное мнение или же с пониманием сути присоединиться к понятным мне позициям.
1. О земле аэропорта. Если сторонники развития застройки левого берега на пустых территориях искренни в своих суждениях о судьбах Омска, то сегодняшняя ситуация на рынке недвижимости оптимальна для сноса ветхого жилья в Кировском округе и архитектурного возрождения районов старой застройки. Если же поклонники нового аэропорта стремятся к росту суперприбыли инвесторов, размещающих новостройки на пустых землях, то это совсем другая история. И через несколько лет старый Кировск будет догнивать в тени роскошных небоскребов, расставленных на землях нынешнего аэропорта. Весьма вероятно, что к тому времени рынок недвижимости перестанет быть сверхдоходным, а свободных земель, как и лишних денег, уже не будет, и ветхое жилье останется памятником истории Омска, который вряд ли будет радовать потомков и даже археологов.
2. Спрос на авиаперевозки. Устойчивые темпы снижения населения в Сибири отмечены с середины 20 века, и столь же постоянно они были цифрами закрытыми. В лучшие годы в Сибири проживало до 19 млн человек. Сегодня столько проживает в Москве и Санкт-Петербурге. Сейчас население в Сибири и в Омске стабильно снижается. Изменения тарифов на транспорте существенно снизили транспортную активность населения. Средняя цена билета и средняя заработная плата сегодня практически сравнялись. Многие вспомнят, что в 70-е годы авиабилет в Москву стоил 47 рублей. Зарплаты ниже 100 рублей почти не было. Студенты летали посмотреть Москву, а после стройотряда и подстригаться. Железнодорожный транспорт терял клиентов, они все чаще предпочитали летать самолетами Аэрофлота.
Сегодня авиатранспорт вновь стал элитарным. В принципе подход к развитию инфраструктуры, в том числе и транспорта, всегда определялся спросом на услуги. Возникли очереди в детсады — все обсуждают, как их построить больше. У нас что, очереди за авиабилетами? Приезжайте в аэропорт часов в 11 утра, в день с летной погодой. Тишина, скучающая охрана, технички, убирающие следы пассажиров, отбывших в Москву, немногие другие страны и города. Действующий аэропорт имеет неиспользованные возможности по пропускной способности, его надо загружать работой, для этого следует его модернизировать и удлинить полосу. Это позволит повысить объемы грузовых авиаперевозок, которые наряду с перевозкой пассажиров составляют важную часть этого бизнеса. По заявлениям руководства аэропорта в печати они не просят денег, они просят разрешений и согласований.
Кроме перевозки жителей и гостей города крупные аэропорты, как правило, выполняют еще одну важную функцию, а именно: обслуживание и дозаправку транзитных авиарейсов отечественных и зарубежных авиакомпаний.
Буквально на днях в ходе европейского саммита обсуждался вопрос о снижении сборов с авиакомпаний, самолеты которых совершают полеты над Сибирью.
Министр транспорта России Игорь ЛЕВИТИН обратил внимание на то, что «уже сегодня авиакомпании США и целого ряда азиатских стран из-за высоких сборов не летают через территорию России».
Намечено, что к 2013 году уровень и структура сборов будут приведены в соответствие с международными стандартами. Логично предположить, что численность транзитных рейсов возрастет и повысится спрос, по крайней мере, на запасные аэродромы в Сибири, а если западные и восточные авиакомпании получат подтверждения высокого качества аэропортовых услуг и топлива, возможно получение выгодных контрактов на обслуживание и заправку. Когда спрос на транзитные аэропорты превысит эксплуатационные возможности, например, Толмачева, потребуются новые аэропорты. Вот тогда может понадобиться новый аэродромный комплекс в Омске. Но среди аргументов сторонников быстрого строительства Федоровки этих расчетов мы и не видим. Пока ничего неизвестно также о планах строительства еще одного аэропорта в Новосибирске, а этот нелинейный шаг в развитии транспортного комплекса сибирской столицы весьма вероятен.
3. Мнение ОАО «Сибнефть-Омский НПЗ». Не сомневаюсь, что многим омичам будет интересно узнать мнение службы безопасности нефтезавода о планируемых трассах взлета-посадки, необратимых при существующей ориентации в пространстве уже построенной взлетно-посадочной полосы аэропорта Федоровка. Как видно, и здесь строители сняли сливки, построив вначале самое высокооплаченное. В мировой истории техногенных катастроф можно найти примеры сравнительных уровней последствий падения самолета на один дом или на взрывоопасный комплекс с весьма вероятной детонацией соседних технологических объектов.
Уважаемые читатели, все еще летающие в Москву, посмотрите в иллюминатор при посадке в аэропортах Внуково или Домодедово, что вы там увидите? Конечно, коттеджные поселки и многоэтажные жилые дома! Ну не Кутузовский проспект, но тоже люди...
Тема строительства нового аэропорта привлекает внимание автора практически лет 20. И все эти годы эта тема небезразлична. Еще году в 1979 году автор предлагал вернуть историческое название Куломзино железнодорожной станции, а новый аэропорт назвать Карбышево это названиеудобно для использования. Под заголовком «Аэропорту имя героя» это было опубликовано в газете «Вечерний Омск».
Для экономиста очевидно одно: если найдется инвестор, который увидит обоснование рентабельности проекта, аэропорт в Федоровке, конечно, будет построен. Сегодня это обыкновенный бизнес-проект, и в таком формате его следует рассматривать и продвигать.
Ничего не бывает вечным и когда-нибудь 3-миллионному Омску понадобится новый аэропорт, но когда в Омске будет три миллиона жителей?