Кроме ОмГУ, который нередко называют классическим университетом, с полным правом носит это высокое звание Омский государственный аграрный университет (ОмГАУ), в котором объединились два старейших в области вуза — ветеринарный и сельскохозяйственный. Если отечественное сельское хозяйство в постсоветские годы стремительно деградировало, то про ОмГАУ, готовящий кадры для села, этого не скажешь, среди омских вузов именно он занимает самое высокое место в российском рейтинге высшей школы. О том, как и чем живет ОмГАУ, корреспондент «КВ» Андрей КОЛОМИЕЦ побеседовал с его ректором Николаем КОЛЫЧЕВЫМ.
— А зачем двенадцать лет назад понадобилось объединять ветеринарный и сельскохозяйственный институты в ОмГАУ?
— Будучи ректором ветинститута, я прекрасно сознавал, что поодиночке этим вузам не выжить, вот и затеял университетскостроительный процесс. Дело в том, что ветинститут был союзного значения, в него поступали изо всех республик, и распределение тоже было всесоюзное. А после упразднения системы распределения сельхозспециальности потеряли актуальность. Объединение потребовалось, чтобы обеспечить качественное, конкурентоспособное образование, университет позволил усилить возможности двух вузов.
Падение спроса на сельхозспециалистов, которых мы готовили, заставило искать новые направления, в ОмГАУ появился факультет гуманитарного образования. То, что мы прочно входим в пятерку лучших среди 70 российских аграрных вузов, подтверждает, что нами был избран правильный путь. В этом году наши студенты заняли первое место на областном фестивале «Душа России», есть немало и других достижений. Но все же представления об ОмГАУ как о «колхозном» вузе в головах остается.
Несмотря на общероссийскую тенденцию 90-х годов регионализации аграрного образования, ОмГАУ не превратился в вуз, обслуживающий потребности одной области. Мы готовим аграрные кадры для восьми регионов России, разработали систему целевой подготовки специалистов для Якутии, Тывы, Чукотских и Эвенкийских автономных округов, Камчатской и Курганской областей. Удалось сохранить тесные научно-образовательные связи с Казахстаном и Узбекистаном.
— Сколько студентов обучается в ОмГАУ и какое у вас «хозяйство»?
— На наших дневном, вечернем и заочном отделениях и в экстернатуре обучается более 14 тысяч студентов. На них приходится от 2500 до 3000 человек обслуживающего персонала, в зависимости от времени года, и 900 преподавателей, из них 800 собственных. Средства на обучение нам стабильно выделяют с недофинансированием, около 250 млн рублей в год из бюджетов всех уровней.Примерно столько же мы зарабатываем сами плюс столько же получаем за оказание услуг в неденежной форме. ОмГАУ расположен на нескольких территориях, в том числе филиал в Таре, на площади 530 га. А наше опытно-производственное хозяйство занимает 30 тысяч га.
Но все наши земли — федеральные, мы только землепользователи, не можем ими распоряжаться по своему усмотрению. Мы обратились в Минсельхоз, чтобы наши земли передали нам в аренду, но решения пока нет. У нас 14 общежитий, 8 учебных корпусов, 3 спортзала с плавательным бассейном, отличный КДЦ. В общем и целом у нас база хорошая, но нуждается в капитальном ремонте, средств на который почти не выделяют.
— Если вычесть из вузовских программ общественно-политические дисциплины, обязательные в советские годы, то нынешние студенты должны получать гораздо больше специализированных знаний. Так ли это?
— Вместо марксистско-ленинских дисциплин у нас, к примеру, появились новые — по истории аграрной науки и развитию села. Часы изучения специальных предметов увеличились, но на качестве подготовки специалистов это почти не сказалось. На мой взгляд, те, кто ратует за узкую специализацию, сильно сужают горизонты подготовки специалистов. При оценке качества образования счет будет не в пользу нынешнего. Советская высшая школа при всех ее недостатках готовила более фундаментальных специалистов. Впрочем критерии оценки могут быть разными, со стороны работодателей к нашим нынешним выпускникам особых претензий нет. Говорят, что ветеринарный врач лечит все человечество, а медицинский — человека. Казалось бы, внедрение компьютерных технологий должно повысить качество профессиональной подготовки, но при этом, по статистике, каждый пятый медврач ставит неправильный диагноз. Ветеринары, как правило, не ошибаются.
Плохо, если будущий специалист не желает учиться, а преподаватель не хочет его обучать по-настоящему, а не для диплома. Чтобы кем-то стать, нужно не только сдавать зачеты и экзамены, но и самостоятельно добывать знания. Ветврачу, к примеру, нужно набить руку и глаз, овладеть методикой, но вовсе не факт, что после этого он станет хорошим специалистом.
— Когда в ОмГАУ появятся бакалавры и магистры согласно Болонскому соглашению?
— Я противник многих составляющих Болонского соглашения. В России совершенно иная, чем на Западе, система начального, среднего и высшего образования, которая совершенно не вписывается в Болонское соглашение. Статуса магистра и бакалавра в аграрных да и ряда других профессий до сих пор нет. Совершенно непонятно, что делать с аспирантурой — закрывать или реформировать? Кандидаты наук в западной образовательной и научной системе отсутствуют напрочь, выходит, их всех нужно упразднить? Пока вокруг подписанного Россией Болонского соглашения только сплошной треп и вряд ли в ближайшее время от слов перейдут к делу. У нас разный системный подход...
Нам приходится расплачиваться за бездумное реформирование образования. ЕГЭ никогда не заменит собеседования, работы, написание ручкой, участия в олимпиаде. Всю страну втянули в эксперимент, который не отработан на практике. Сложно подсчитать, сколько горя принесло и еще принесет внедрение ЕГЭ, результаты которого ведущие вузы страны как не признавали, так и не признают.
— кто-нибудь после окончания ОмГАУ едет работать на село?
— Как бы плохо о нас ни говорили, в ОмГАУ работает своя служба трудоустройства. До 70 % наших выпускников, получив дипломы, едут работать в сельскую местность, и мы поддерживаем связь со всеми предприятиями, где они работают. После окончания педуниверситета и медакадемии их выпускники тоже не рвутся в деревню, так ведь. Специалисты в области АПК не только деревню обслуживают, но и перерабатывающие предприятия.
Но есть серьезная проблема с реализацией нашей совместной с областным правительством кадровой программы. Ежегодно из областного бюджета нам перечисляют по несколько миллионов рублей на обучение по контрактам. Для тех, кого отобрали в хозяйствах по этой программе, проводится отдельный конкурс, не поступают только провалившие экзамены. В основном поступают дети местных начальников и весьма низкокачественный по уровню образования сельский контингент. Из принятых в рамках этой программы более 30% выпускников не возвращаются на село. И никто не задается вопросом: почему на их обучение потрачены региональные деньги, а пользы нет? И зачем, спрашивается, ОмГАУ, средний конкурс в который 4 человека на место, нужны такие вот не очень подготовленные абитуриенты из села?
— За многие годы ректорства вы не дисквалифицировались как преподаватель?
— Пока я ректор, занимаюсь только наукой, лекционную деятельность с моей должностью сочетать сложно. У меня своя научная школа, в которой подготовлено 30 кандидатов и 7 докторов наук, по моим учебникам учатся во всей России и в СНГ. Как инфекционист-бактериолог я не дисквалифицировался, запаса знаний мне хватит, чтобы прочесть любую лекцию по этому профилю. Недавно меня рекомендовали к избранию членом-корреспондентом Российской академии сельскохозяйственных наук, надеюсь, академики меня не прокатят.
— Какое будущее у ОмГАУ?
— В 2002 году был образован Омский аграрный университетский комплекс, который позволил интегрировать образование, науку и производство. Сейчас создаем собственный технопарк — мини- ВДНХ для подготовки кадров, в нем будет 28 объектов. Достраиваем свою библиотеку на 800 тысяч томов, средства на ее строительство приходилось собирать с миру по нитке. Наши студенты проходят практику в фермерском хозяйстве ШНАЙДЕРА и у других лидеров омского АПК на самой современной технике. Есть много планов по расширению наших международных связей. А в целом, уверен, будущее у ОмГАУ сугубо оптимистичное.
— Ну а чем занимаетесь в свободное от ректорства время?
— В юности я мечтал стать журналистом, писал стихи, басни, короткие зарисовки, которые публиковались в районной газете. Мое главное хобби — стихоплетство, выпустил уже три книги стихов. Сейчас готовлю к изданию еще одну — мемуарной прозы. Но я люблю не только писать сам, но и читать, особенно лирику, как отечественную, так и зарубежную.
Николай Матвеевич родился 12 января 1940 года в райцентре Омутинское Тюменской области. После восьми классов поступил в Алапаевский геолого-разведочный техникум. После окончания первого курса перевелся в Нижнетагильский горнометаллургический техникум на маркшейдерское отделение, но после второго курса оставил учебу по семейным обстоятельствам. Работал землекопом, бригадиром и агентом по снабжению на строительном участке №5 Тюменского стройтреста, потом электромонтажником в СМУ-3. Среднее образование получил в школе рабочей молодежи в 1959 году, а в 1960 г. поступил в Омский ветеринарный институт.
Во время обучения подрабатывал в ночных бригадах в горводоканале, на пятом курсе устроился туда начальником мехмастерских. В 1965-м после окончания ветинститута по личному желанию попал в Князевский совхоз Называевского района, работал главным ветеринарным врачом. В 1968-м поступил в аспирантуру кафедры микробиологии, вирусологии и иммунологии ветинститута. В 1971-м защитил кандидатскую диссертацию, а в 1984-м — докторскую. Работал ассистентом, старшим преподавателем, секретарем парткома ветинститута, проректором по учебной работе. В 1985-м был избран ректором ветинститута, в 1994-м — ректором ОмГАУ.
Доктор ветеринарных наук, награжден орденом Почета, золотой медалью «За особые заслуги перед Омской областью», имеет звания «Заслуженный деятель науки РФ» и «Почетный работник высшего профессионального образования России». Академик Международной академии высшей школы, имеет более 300 научных трудов, в том числе 6 монографий, 5 патентов на изобретение и более 10 учебников и учебных пособий.
Женат, один сын, один внук. Николай КОЛЫЧЕВ, ректор Омского государственного аграрного университета: