Девять из десяти заторных проблем можно решить минимальными средствами

Дата публикации: 25 декабря 2006

В одном из предыдущих номеров «КВ» автором был поднят вопрос о дорожно-транспортной ситуации Омска (ДТПО) в целом и ее основных составляющих. Напомним о них еще раз:

1. Недостаточность развития городской улично-дорожной сети (УДС).
2. Узкие места существующей УДС.
3. Недостроенность кольцевой дороги (ОКАД).
4. Аэропорт.
5. Система городского транспорта.

Сегодня речь о второй проблеме. Она — самая актуальная, так как касается почти всех нас ежедневно. Еще, на наш взгляд, эта проблема самая просторешаемая и сложнорешаемая одновременно. Причина такого парадокса — в так называемой текучке узких мест УДС. Там, где сегодня ситуация нормальна, завтра могут возникнуть пробки. И наоборот — вчерашние проблемные участки вдруг очищаются. Есть, однако, и постоянно «прописавшиеся» проблемные места. Разумеется, какая-то их часть решается только вместе с постройкой новых улиц, развязок и т.п. Но при этом как-то забывается, что передвигаться по городу транспорту нужно уже сегодня. И вот, по нашему мнению (хотя это тоже своеобразный парадокс), до 90% заторных проблем можно решить минимальными средствами и в сжатые сроки. Именно с такими проблемами и нужно бороться в первую очередь. Необходимо только, что называется, назвать их все поименно и предложить простые, недорогие и эффективные меры их преодоления. А то, что они работают, доказывает, например, произведенное специально или из-за поломки отключение светофора 3-я Транспортная — Хмельницкого, которое этим самым полностью ликвидировало пробки в районе перекрестка.

Для точки отсчета и для детального разбора в качестве примера возьмем пуск моста 60-летия Победы, который, с одной стороны, решил часть проблем УДС, с другой — напротив, обнажил и выявил множество проблем. Обращаю внимание читателя на то, что автор смотрит на ситуацию как обычный горожанин, а не как специалист. Именно поэтому такой взгляд может быть интересным. Итак, этими проблемами стали:
1. Пробки на подходах к мосту со стороны левого берега.
2. Пробки на Красном пути, от КДЦ им. Маяковского до Сибзавода, на ул. Герцена от Яковлева до Торгового центра, на ул. Орджоникидзе.
3. Не всегда верная организация движения на связанных с мостом перекрестках (Кр.путь-Фрунзе, Фрунзе-Орджоникидзе-Булатова, Фрунзе-Герцена-Булатова, Фрунзе-Гусарова).
4. Ликвидация привычных схем проезда перекрестков и ликвидация самих перекрестков, что повлекло нагрузку на рядом расположенные дороги и перекрестки (одностороннее движение на Фрунзе, ликвидация перекрестков Фрунзе-Волочаевская, Фрунзе-Певцова. Как результат — многократно возросшая нагрузка на перекресток Кемеровская-Кр. путь).

Когда центр города в октябре-ноябре 2005 года «встал», чиновники нашли основную причину — горожан-автомобилистов, которые-де рвутся прокатиться по мосту — вот и пробки. Затем тональность изменилась: проблема опять-таки в нас, горожанах, но теперь из-за того, что нам нужно время чтобы встроить мост в свои схемы проезда по городу. И только потом начали приниматься реальные меры — изменены режимы работы некоторых светофоров и появились регулировщики, которые разгоняли узкие места на Красном пути, заработали новые дороги, например: Архитекторов-Рыбачий-Конева, «рукав» на перекрестке Фрунзе — Красный путь.

Итак, что же еще можно сделать, чтобы ликвидировать или хотя бы максимально нивелировать четыре вышеуказанные проблемы?

Начнем с Левого берега. Если пока не удается снести гаражи и продолжить левую сторону Конева (левоКонева) до Комарова и организовать там хоть какое-то подобие развязки (по старому ГПО на этом месте должна была быть 2-уровневая развязка), можно перенести остановку «11 мкр» чуть дальше (50-100 м) в сторону Дмитриева по обеим сторонам и сделать ее нормальной длины с карманами, отодвинув ее от перекрестка правоКонева- ул.70 лет Октября. Это позволит обустроить поворот с правоКонева направо на 70 лет с помощью рукава, который разгрузит сам перекресток. Выезд со стороны дворового проезда ул Конева на 70 лет сделать только направо, а этот проезд соединить с самим правоКонева, тогда и рукав можно не сооружать. Светофор правоКонева будет работать в двух новых режимах, без стрелок, левоКонева — 2 режима со стрелкой. Как вариант — можно запретить поворот с 70 лет Октября налево на правоКонева, а всех желающих пустить направо на левоКонева, с выездом на правоКонева в районе школы и далее в 12 мкр. Пробку на перекрестке Комарова-Конева со стороны «Континента» ликвидировать сложно. Выход один: все-таки убирать гаражи и строить левоКонева до Комарова, да и саму Комарова до Архитекторов и, как вариант, делать со всех сторон движение односторонним. Тогда можно будет организовать полноценное круговое движение либо так называемое бульварное пересечение как, например, Чайкиной-Хмельницкого.

Пробки на Красном пути, Герцена, Орджоникидзе органически связаны с недостаточной продуманностью проезда перекрестков этих улиц с новой магистралью Фрунзе-Булатова. Как можно было придумать 4 режима светофора Герцена-Фрунзе, если там всего 3 стороны движения? А первоначальный вариант с тремя режимами на Красный путь-Фрунзе? На наш взгляд, необходимо запретить поворот с Красного пути на Фрунзе для выезда на мост. Взамен можно построить небольшой проезд от Фрунзе под путепроводом и дальнейшим заездом на него перед пересечением Булатова-Орджоникидзе. (схема 2). Если все-таки станция метро будет мешать этому, что ж, можно просто расширить Красный путь на участке Фрунзе-Красногвардейская. В любом случае Красный путь со стороны «Маяковского» будет свободным и проблема поворотных пробок снимается. Далее, работу светофоров на перекрестках Фрунзе-Орджоникидзе-Булатова нужно сделать по линии Орджоникидзе синхронной и из трехрежимной перевести в двухрежимную с небольшой задержкой, с тем чтобы успевали поворачивать налево на Фрунзе с Орджоникидзе и налево с Орджоникидзе на мост. Стрелку с ул. Булатова на Орджоникидзе убрать. Поворот с Рабиновича налево на Орджоникидзе запретить. И, наконец, перекрестки Фрунзе-Герцена-Булатова — убрать стрелку с Фрунзе направо на Герцена и оставить 3 режима светофора. Булатова-Герцена — разрешить поворот налево с Герцена на Булатова, но убрать нынешнюю задержку светофора для пешеходов, оставив 3 режима.

Необходимо восстановить перекрестки Фрунзе-Певцова, Фрунзе-Волочаевская с правыми поворотами, более того, можно сделать проезд и под мостом, с тем чтобы связать через набережную Волочаевскую и Певцова. Наконец-то сделать сквозной ул. Добровольского, которая будет забирать часть потока, сейчас идущего по маршруту Булатова-Орджоникидзе-Кемеровская, пересечение устроить за перекрестком Булатова-Орджоникидзе и совместить с новым заездом на мост от Красного пути.

На некоторых из остальных узких мест УДС остановимся вкратце:
1. Круговое движение Королева — Заозерная — сделать главной дорогой само круговое движение, проблема с пробками решится сама собой.
2. Хмельницкого — Омская — убрать светофор ул. 11-я Линия — Омская, сделать дополнительную полосу для поворота на ул. Омскую, расширить ул. Омскую на участке Хмельницкого — Шебалдина.
3. Масленникова — Маркса — эту проблему, на наш взгляд, может решить только четырехполосный тоннель под Маркса, остальные полосы остаются под поворот, а нынешняя схема проезда не меняется. Как вариант для начала — окончательно запретить движение грузовиков.

И в заключение хотелось бы обратиться к водителям. Коллеги, если видите затор, не вставайте в пробку, не усугубляйте ситуацию, а прогнозируйте, слушайте сообщения о пробках по радио, объезжайте их по соседним улицам или выбирайте другой маршрут, благо в городе система дорог вполне разветвленная, и будьте особо внимательны при интенсивном движении, не становитесь сами источником затора. Только так, всем вместе, можно справиться с ДТПО.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2006/12/49/devyat_iz_desyati_zatornih_problem_mozhno_reshit_minimalnimi_sredstvami