Методика
Методика оценки кредитоспособности местных и территориальных администраций (МИТА) основывается на анализе ряда параметров. Обязательно исследуется, например, является ли экономика данного региона чрезмерно зависимой от одной отрасли или в основе ее экономики лежат несколько ключевых отраслей. При этом главный вопрос ставится следующий: сохранится ли нынешняя экономическая база для поддержания финансового состояния администрации в будущем? По отношению к Омской области этот вопрос звучит так: сохраняет ли регион после ухода Сибнефти в Санкт-Петербург свои финансовые источники? Похоже, на данный момент эксперты рейтингового агентства пока ответили: сохраняет.
Второй основной параметр: финансовое состояние администрации. Являются ли доходы от налогов и другие доходы из собственных источников стабильными или они подвержены сильным колебаниям, которые затрудняют составление бюджета? Обладает ли администрация полным контролем над ставками налогообложения? А также насколько местная администрация зависит от финансовых переводов из вышестоящих органов управления?
Следующий параметр — структура долговых обязательств, где рассматривается общий объем долговых обязательств и их относительное влияние на доходную базу администрации.
Обновление методики
В октябре 2006-го агентство Moodys опубликовало специальный комментарий, озаглавленный «Применение Анализа Вероятности Совместного Дефолта к региональным и местным администрациям». Методология АВСД формально разделяет рейтинги регионов и муниципалитетов на четыре составные части: а базовая оценка кредитного риска МИТА (по шкале от 1 до 21, где 1 соотносится с рисками, характерными для эмитентов с рейтингом Ааа по глобальной шкале, 2 соотносится с рейтингом Аа1 и т.д.). Базовая оценка кредитного риска Омской области на уровне 12 при рейтинге Аа2, что казалось бы, не соотносится с принципом, указанным выше. Однако в данном случае главными словами является «по глобальной шкале». Ведь оценки российским МИТА имеют добавку ru и не предназначенны для использования за пределами России;
Б)рейтинг в национальной валюте вышестоящего или оказывающего поддержку правительства — то бишь Российской Федерации, который равен Ваа2 по глобальной шкале. Опять же таки страна имеет, казалось бы, значительно более низкий рейтинг, чем субъект Федерации, находящийся внутри нее. Но здесь вновь стоит кодовое словосочетание «по глобальной шкале»;
в) оценка зависимости дефолтов МИТА и правительства, оказывающего поддержку (в процентах). Оценка этой вероятности для Омской области — 90%, для Челябинской и Вологодской — 70%;
г) оценка вероятности получения поддержки в чрезвычайных обстоятельствах от правительства более высокого уровня (в процентах). Для каждого из регионов эта оценка — на уровне 20%.
Омская область
По мнению заместителя министра экономики региона Татьяны СПИРИДОНОВОЙ кредитный рейтинг Омской области поддерживается заметным ростом и сравнительной диверсифицированностью экономики региона, быстрым увеличением инвестиций и налоговых доходов в течение последних лет, а также растущим качеством управления, политической и социальной стабильностью, высоким качеством законодательного процесса, информационной открытостью.
«Сегодня правительство Омской области твердо придерживается сдержанной долговой политики. Кроме того, позитивным фактором для кредитоспособности области является низкий объем государственного долга Омской области. Когда проводятся подобные исследования и присваивается рейтинг, то прежде всего учитывается степень экономических, политических, законодательных, социальных и управленческих рисков. Рейтинг Moodys Interfax является фактором, подтверждающим перспективу развития не только экономики региона, но и социально-политическую устойчивость общества в целом. У нас эта перспектива находится на уровне ведущих регионов страны».
Аналогичного мнения придерживается и советник первого заместителя председателя правительства Омской области Александр МАТНЕНКО. Как он сообщил информационному агентству «Омск-Информ»: «Я слежу за методикой Moodys Interfax. У них динамика зависит от стабильности развития. Мы рейтенгуемся у них три года, и за это время долг области уменьшался, а доход рос — это и причина повышения рейтинга сейчас».
В завершение можно напомнить, что Moodys анализирует кредитоспособность регионов, то есть, опираясь на эти рейтинги, МИТА могут пытаться брать кредиты на более выгодных условиях. Никакой другой практической пользы рейтинги не дают.
Региональные и муниципальные администрации
Рейтинг Дата обновления
Вологодская область new! Aal.ru 15.12.06
Москва new! Aaa.ru 15.12.06
Одинцовский район Московской области new! Aa3.ru 15.12.06
Омская область new! Aa2.ru 15.12.06
Пермская область new! Aal.ru 15.12.06
Ростовская область Аa2.ru 15.12.06
Самарская область Aal.ru 15.12.06
Самарская область, облигации (N RU25003SAMO) new! Aal.ru 15.12.06
Санкт-Петербург new! Aaa.ru 15.12.06
Удмуртская Республика new! Aal.ru 15.12.06
Челябинская область Aal.ru 15.12.06
Чувашская Республика new! Aa2.ru 15.12.06
Чувашская Республика, облигации компании (Р)Aa2.ru 25.05.06
Шкала рейтингов Moody's Interfax Rating Agency
Определения долгосрочных рейтингов по национальной шкале
Aaa.ru -Эмитенты с самой высокой кредитоспособностью по отношению к другим эмитентам в стране.
Aa.ru — Эмитенты с очень высокой кредитоспособностью по отношению к другим эмитентам в стране.
A.ru — Эмитенты имеют уровень кредитоспособности выше среднего среди других эмитентов в стране.
Baa.ru — Эмитенты представляют средний уровень кредитоспособности среди эмитентов в стране.
Ba.ru — Эмитенты имеют уровень кредитоспособности ниже среднего для эмитентов в стране.
B.ru — Эмитенты имеют низкую кредитоспособность относительно других эмитентов в стране.
Caa.ru — Эмитенты имеют очень низкую кредитоспособность относительно других эмитентов в стране.
Ca.ru — Эмитенты имеют чрезвычайно низкую кредитоспособность относительно других эмитентов в стране.
C.ru — Эмитенты имеют самую низкую кредитоспособность относительно других эмитентов в стране.
Moody's Interfax Rating Agency дополняет рейтинги каждой категории от Аа до Саа индексами 1, 2 и 3. Индекс 1 указывает на то, что обязательство имеет более высокий ранг в своей рейтинговой категории; индекс 2 указывает на средний ранг, а индекс 3 — на более низкий ранг в этой категории.