Сергей КОЖЕМЯКО, генеральный директор ОАО «ТГК-11» «Время выбивания долгов рубильником, к счастью, прошло…»

Дата публикации: 29 января 2007

2006 год стал для омской энергетики в некотором смысле переломным. ТГК-11 подготовила амбициозный проект по вводу новых генерирующих мощностей, в том числе планируется возобновить строительство ТЭЦ-6. Об итогах уходящего года и о дальнейших перспективах омской генерации корреспондент «КВ» Николай ГОРНОВ побеседовал с генеральным директором ОАО «ТГК-11» Сергеем КОЖЕМЯКО.

— Сергей Иванович, как лично вы оцениваете уходящий год. Удалось сделать, что планировали?

— Первый год, в котором омская и томская генерации отработали в рамках ТГК-11, был для нас непростым. Причем, с самого начала, с января, когда стояли аномальные холода на всей территории России. А с 1 сентября мы прошли проверку на крепость новыми правилами оптового и розничного рынка электроэнергии. Да и других сложностей хватало. Тем не менее, по моей оценке, компания успешно справилась со всеми сложностями. И всю производственную программу по 2006 году мы выполнили. Даже с небольшим превышением по объемам. С учетом опыта январских холодов мы увеличили на этот сезон запас топлива — и угля, и мазута. Как никогда рано завершен процесс подписания договоров поставки угля и газа на 2007 год. Есть там еще некоторые шероховатости, но мы их доработаем в ближайшее время. Еще мы в этом году отработали четкую систему финансирования. Поставщики и подрядчики не испытывали значительных сложностей с расчетами за поставку топлива, за выполненные работы. Так что в целом, как я считаю, 2006 год компания завершает успешно.

— А что из запланированного по разным причинам сделать не удалось?

— Остался нерешенным один большой вопрос, который мы планировали на 2006 год. Мы не успели присоединить к ТГК-11 омскую и томскую генерацию и перевести все компании на единую акцию. Причина известная. За присоединение не проголосовал крупный акционер Томскэнерго — компания «ЮКОС». В моем понимании, положительное решение не было принято только потому, что в тот момент в самой компании «ЮКОС» происходили административные изменения, поэтому новое руководство слегка притормозило это решение. Но на сегодняшний день мы уже нашли взаимопонимание, на январь назначено внеочередное собрание акционеров Томскэнерго именно по вопросу о присоединении к ТГК-11. А после собрания акционеров мы определимся уже и по срокам.

— В 2006 году ТГК-11 разработала довольно обширную программу стратегического развития территорий. Что, на ваш взгляд, является приоритетом в инвестпрограмме по Омской области?

— Стратегия развития территорий предполагает даже не одну программу, а сразу две. Это краткосрочные программы до 2010 года, и долгосрочные — до 2020 года. Они уже прошли согласования с городскими и областными властями, были согласованы на уровне РАО «ЕЭС России». Сегодня, после всех согласований, мы вносим в них некоторые изменения. Объемы инвестиций еще возрастут, а сроки реализации некоторых проектов сокращены. В январе программы будут представлены в комитете по инвестиционному развитию РАО «ЕЭС России», а в случае положительного заключения будет уже утверждены советом директоров ТГК-11. Первая и самая важная задача, как я считаю, — это ТЭЦ-6. Мое понимание такое, возобновление строительства ТЭЦ-6 на сегодняшний день настолько осмысленно и необходимо, что иного варианта и быть не может. Для Омской области новая станция означает помимо увеличения энергобезопасности территории еще и новые рабочие места, и рост налогооблагаемой базы. Не менее важными я считаю проекты по модернизация ТЭЦ-3, где мы намерены внедрить новые технологии сжигания топлива, и по строительству шестого блока ТЭЦ-5.

— С источниками финансирования компания уже определилась?

— Могу сказать однозначно, что в ТЭЦ-6 не предполагаются бюджетные или тарифные деньги. Строить новую станцию мы будем на частные инвестиции, привлеченные за счет дополнительной эмиссии акций ТГК-11. Выйти на это IPO мы планируем в конце 2008 года или в начале 2009-го. И параллельно с подготовкой к допэмиссии будем работать и над проектом. Сейчас проводим аукцион на проектирование ТЭЦ-6. В конце первого квартала, думаю, подведем итоги и определим проектную организацию. А в 2008 году рассчитываем завершить уже все проектные работы.

— А соинвесторы предполагаются или ТГК-11 рассчитывает построить ТЭЦ-6 самостоятельно?

— Порядка 30% инвестиций — это наши собственные средства. Еще 30% — это долгосрочные кредитные заимствования. И порядка 40% — средства от допэмиссии акций и от размещения корпоративных облигаций ТГК-11. Но мы, конечно, не исключаем участия в этом проекте и соинвесторов. В таком случае мы средства, полученные за счет допэмиссии, просто перенаправим на строительство других генерирующих мощностей.

— Есть ли потребность в тепловой энергии ТЭЦ-6?

— Мы все видим, какими темпами строится Омск, строительство ТЭЦ-6 ведется в рамках развития региона. Конечно, схемы теплоснабжения сегодня еще нет, но цифры известны, они уже высказаны муниципальными властями. Я уверен, что к началу 2008 года будет и схема теплоснабжения. Финансирование по этому направлению уже открыто.

— Не возникнет проблем с энергооборудованием для ТЭЦ-6?

— Скажу больше, у меня есть опасение, что у нас будут проблемы и с проектными институтами, и с подрядными организациями. К сожалению, за двадцать лет все пришло в упадок. И нам придется начинать многое с нуля. Именно поэтому мы не станем ограничиваться внутренним рынком, а будем активно искать поставщиков и подрядчиков и на внешнем рынке. Будем работать с теми, кто предложит более выгодные условия и более эффективное энергооборудование.

— Много споров в свое время вызывала городская программа строительства локальных котельных…

— В моем понимании, на первое место нужно всегда ставить целесообразность. Централизованное теплоснабжение — это преимущества в себестоимости производства тепла, в надежности теплоснабжения. А малые котельные интересны, когда в силу разных причин невозможно централизованное теплоснабжение, то есть строительство теплотрассы обойдется значительно дороже строительства этой котельной. В общем, я не являюсь явным противником локального теплоснабжения. Наша компания за рыночные отношения в этой сфере. Важно только соблюдать все необходимые условия по безопасности теплоснабжения, чтобы потребители не пострадали. Мы живем-то в Сибири, где тепло является одной из базовых потребностей.

— Какое будущее у Омскэнергосбыта?

— В декабре состоялось заседание совета директоров РАО «ЕЭС России», где было принято окончательное решение о продаже на условиях аукциона сбытовых компаний и всего непрофильного бизнеса, который еще остается сегодня в холдинге. Сбытовые компании начнут продаваться уже в следующем году. Но договор доверительного управления Омскэнергосбытом был пролонгирован на 2007 год. Так что еще год, как минимум, продаваться Омскэнергосбыт не будет. А дальше посмотрим. Есть у ТГК-11 план вообще выкупить омскую и томскую сбытовые компании. Я уже обсудил этот вопрос и с председателем правления РАО «ЕЭС России» Анатолием ЧУБАЙСОМ. По корпоративной политике, как он сказал, мы можем это сделать, но на условиях равных с другими желающими.

— То есть ТГК-11 не хочет расставаться со сбытовыми подразделениями. Почему?

— Я объясню. Когда ТГК-11 выйдет на IPO, то капитализация компании со сбытом увеличится. Еще раз повторюсь, нам не нужны никакие преференции. Но даже если у нас не будет на тот момент средств на покупку сбытовых компаний, мы их займем. Но участвовать в аукционе будем.

— Однако большие потребители уже создают собственные структуры, выходят на оптовый рынок, так что количество крупных клиентов Омскэнергосбыта сокращается…

— И это нормально. Это и есть рынок. Мы должны уходить от монополии и начинать взаимодействовать с потребителем на таких же рыночных условиях, в которых давно существует весь цивилизованный мир. Это право потребителя заключать договор с той сбытовой компанией, которая предлагает наиболее выгодные условия. Но и мы за потребителя будем, конечно же, бороться. Что потребителю нужно? Надежность электроснабжения, качество и конкурентная цена за электроэнергию. У нас есть и первое, и второе, и третье. И мы над этим работаем. Вот на днях у меня был интересный разговор с руководителями ряда крупных омских предприятий.

— И что?

— У нас много вопросов еще остается. И резервов очень много. В том же, например, энергосбережении. Мы ведь теплоснабжение до сих пор форточками регулируем, а не приборами учета. Заезжаешь в мороз в любой сибирский город — парит все кругом. А всю Сибирь мы никогда не отопим. Если подойти к делу с умом, то минимум 5-10% можно сэкономить, если внедрять программы энергосбережения.

— Как вы оцениваете капитализацию ТГК-11

— Компания, на мой взгляд, сегодня недооценена. Этому есть, конечно, и объективные причины. В том числе, сыграла свою роль некоторая задержка с переходом на единую акцию. Тем не менее, к нашей компании, как и к другим ТГК и ОГК, инвесторы проявляют сегодня живой интерес. Этот интерес доказывает и весьма успешное размещение акций ОГК-5, которое состоялось в октябре этого года. Спрос в десяток раз превышал предложение. Да и у нас есть, чем заинтересовать инвесторов. На омском тепловом рынке ТГК-11 занимает сегодня долю в 72%, а на томском наша доля еще больше — 92%. И мы работаем сегодня над дальнейшим увеличением выработки тепловой энергии и увеличением, соответственно, своей доли на тепловых рынках территорий.

— Где легче работать с властью — на томской земле или на омской?

— Вообще я стараюсь быть немного в стороне от политики — и в Омске, и в Томске. Я выполняю свою работу. Вообще же, считаю, что на территориях у нас сегодня конструктивные взаимоотношения и с областными, и с городскими властями. Результат: подписанное, как вы знаете, трехстороннее соглашение между нами, правительством Омской области и администрацией Омска. В конечном итоге, это энергетика работает на область, на город, и на потребителя, а не наоборот.

— Какие сегодня взаимоотношения у ТГК-11 с таким крупным акционером Омской электрогенерирующей компании как СУЭК? Было много разговоров о том, что СУЭК продает свой пакет…

— Я тоже слышал об этих планах СУЭК, но на сегодняшний день компания остается нашим акционером. И очень крупным, надо сказать, акционером. После присоединения омской генерации СУЭК будет владеть более чем 30% акций ТГК-11. А это уже блокирующий пакет. И они работают с нами довольно активно. Сегодня мы вместе рассматриваем варианты модернизации ТЭЦ-4, чтобы котлы этой станции могли работать на кузнецком угле из разрезов, которыми владеет СУЭК. Это будет интересно, как я считаю, всем. СУЭК сможет увеличить добычу практически на миллион тонн в год, что существенно даже при таких объемах добычи, как у них. А мы сможем снизить зависимость от экибастузского угля, с которым есть сегодня проблемы. Это и тариф на перевозку из Казахстана, и высокая зольность угля и низкий КПД.

— СУЭК не соглашается?

— Вопрос пока в деньгах. Для переоборудования только одного котла нужно 82 миллиона рублей. Но, думаю, мы все же договоримся о финансировании этого проекта на каких-то паритетных условиях.

— Были слухи, что в омскую генерацию рвутся инвесторы из Казахстана. Компании из Казахстана хотят сделать портфельные инвестиции?

— Они хотят стать стратегическими инвесторами, выкупить контрольный пакет. Но я скажу так: чем больше будет желающих стать стратегическими инвесторами, тем больше вырастет капитализация ТГК-11. Потому мы открыты для всех. В том числе для внешних инвестиций. Хотя, где-то в душе, мне хочется, чтобы инвесторы были российскими.

— В процессе реформирования АО-энерго многие высказывали опасения, что возникнут проблемы с согласованностью действий между выделившимися компаниями. Прошло уже полтора года. Есть проблемы с партнерами?

— Не скажу, что у нас нет разногласий. Они есть. Разногласия были и в рамках одной компании между сбытом и филиалами, например. Но мы их всегда решали и сегодня решаем. Да, иногда спорим. Но что делать, каждый отстаивает интересы своей компании. Но все наши споры, надо сказать, уже вошли в стадию цивилизованного завершения. Думаю, в этом году мы окончательно расставим все точки.

— Как вы сегодня оцениваете решение о размещении головного офиса ТГК-11 в Новосибирске? Повлияло ли это в лучшую сторону на управляемость томской и омской генерациями?

— Я по-прежнему оцениваю это решение с точки зрения перспектив. Давайте смотреть, что происходит сегодня. Идет процесс укрупнения территориальных генерирующих компаний. Из 14 компаний, на мой взгляд, в ближайшие годы останется не больше 5-6. Это логичный процесс. Собственники одних европейских ТГК скупают генерирующие активы из соседних областей. Не исключено, что произойдет интеграция и в Сибири. Все возможно. А что касается управления, то, на мой взгляд, его качество даже улучшилось. Управление стало более эффективным.

— А что радует лично вас?

— Радует, что время, когда мы выживали и выбивали долги рубильником, прошло. Сегодня, к счастью, мы занимаемся уже не выбиванием долгов, а макроэкономикой страны, стратегическим развитием электроэнергетики территорий. Радует, что работать становится с каждым годом все интереснее.

 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2007/01/3/104914