Омский арбитраж переживает переходный период — выделение в отдельный суд апелляционной инстанции. Некоторые судьи из Арбитражного суда Омской области уходят в Восьмой арбитражный апелляционный суд. О том, сказывается ли этот затянувшийся развод на качестве работы, о заботах и чаяниях Арбитражного суда Омской области корреспондент «КВ» Андрей КОЛОМИЕЦ побеседовал с исполняющей обязанности его председателя Галиной СТРЕЛКОВОЙ.
— Насколько болезненно происходит выделение апелляционного суде из арбитражного?
— Это не болезненный процесс, если грамотно подойти к делу. Существует резерв судей, которые хотели бы работать в Арбитражном суда Омской области, единственное неудобство в том, что между уходом наших судей и назначением новых будет временной перерыв. В результате оставшимся придется попотеть. Но в то же время сейчас пока наши судьи рассматривают дела по первой и апелляционной инстанции, а после окончательного отделения апелляции останется только первая.
У нас 36 судей из 38, положенных по штату, из них 8 уходят в апелляционный суд. На две имевшиеся вакансии и взамен пяти уходящих уже подобраны новые судьи, которые прошли квалификационную комиссию, документы по ним находятся на утверждении. Всех арбитражных судей должен утвердить в должностях президент, когда это произойдет, предсказать сложно. Надеемся, что между окончательным уходом наших судей в апелляцию и утверждением новых пройдет не так много времени. Иначе нагрузка на судей сильно возрастет.
— На арбитражный суд и без того жалуются омские бизнесмены: мол, рассмотрение дел длится месяцами. Насколько обоснованны эти жалобы?
— Из года в год нагрузка на арбитражных судей растет. Так, в 2006 году мы рассмотрели 20 565 дел. Это на 4 314 дел больше, чем в 2005-м. Из них 4 889 — дела из гражданских правоотношений, 14 896 — дела из административных правоотношений, 742 — дела о банкротстве. В основном наблюдается рост дел по аренде, о праве собственности, о признании договора недействительным. Большим остается количество дел, связанных с применением налогового законодательства, оспариванием решений и действий государственных органов.
Анализ причин несоблюдения судьями сроков рассмотрения дел показывает, что в основном сроки нарушаются из-за непредоставления сторонами необходимых документов, неявки в судебные заседания, ну и, конечно, большой нагрузки на судью.
— И часто ли жалуются на судей Омского арбитражного суда?
— Нечасто. Особой тревоги по поводу жалоб нет, по каждой проводим проверку и даем ответ. Недавно из Высшего арбитражного суда пришел обзор жалоб на действия судей. После проверки выясняется, что большинство жалоб носят необоснованный характер. Кто-то жалуется от злости после проигранного процесса, для кого-то жалоба — попытка добиться таким путем отмены судебного акта. В основном жалуются на нарушение срока рассмотрения дел и прочие процессуальные тонкости. Есть и обоснованные жалобы, но они составляют незначительное количество. По каждой из обоснованных жалоб принимаются соответствующие меры для устранения причин их возникновения.
— Бывает, что судьи выносят более чем странные решения, которые отменяются в последующих инстанциях. Существует ли какая-то ответственность за это?
— Каждый судья может ошибаться, лишь бы при этом не попирался закон. Для судьи страшней всего лишиться своей работы, но для такого наказания должны быть очень веские основания. Если, несмотря на четкое регулирование в законе тех или иных отношений, на сложившуюся арбитражную практику, судья принимает прямо противоположное решение, за такие вещи нужно наказывать. Но доказать вину судьи очень сложно, поскольку грань между неверной и умышленно неверной трактовкой закона весьма зыбкая. Все нюансы должны быть четко прописаны в законе. Пока нет жесткого регулирования в законодательстве, а в законах полно дыр и лазеек, судебные ошибки, к сожалению, неизбежны.
— По своему опыту присутствия в судебных заседаниях могу судить, что в арбитраже рассмотрение проходит гораздо спокойнее, чем в судах общей юрисдикции. А бывают ли скандалы в арбитражном суде?
— В отличие от судов общей юрисдикции, где в процессах нередко участвуют люди, совершенно безграмотные юридически, у нас интересы лиц, участвующих в деле, представляют в основном специалисты, с которыми приятно иметь дело. Но человеческий фактор всегда присутствует: кто-то из участников приходит на заседание вплохом настроении и начинает накручивать всех остальных. Задача судьи — не поддаваться на подобные «провокации» и пресекать потенциальный скандал в зародыше. Ну а если обстановка в процессе накалилась, лучшеобъявить перерыв.
Судьям нелегко быть совершенно беспристрастными, порой видишь, что кто-то беззастенчиво пользуется прорехами в законодательстве, а сделать ничего не можешь. Лично мне работать в судебном заседании в удовольствие. Даже когда сильно устаешь, на душе не тяжело, потому что чувствуешь, что делал полезное дело. Кстати, присутствие журналистов на процессе в какой-то степени дисциплинирует судей, так что почаще к нам приходите.
— Государству в суде проще добиться чего-то от предпринимателя, чем предпринимателю от государства. Устраивает ли самих судей такое положение дел?
— Действительно, есть такое, что государственные и муниципальные органы находятся в некотором привилегированном положении в суде по сравнению с бизнесом. И дело тут не в том, что госорганы освобождены от госпошлины или законы прописаны в их пользу, просто их интересы отстаивают специалисты, а у предпринимателей зачастую нет денег на хорошего юриста. Когда ИП сами участвуют в процессе, их порой просто жалко — уж очень низкий у них уровень юридических знаний. Самое обидное, что многие судятся довольно часто, а стремления к постижению юридических тонкостей у них нет. Впрочем в последнее время появились очень грамотные и зубастые предприниматели, которые на равных состязаются с юристами, что не может не радовать.
— Какие новшества появились в арбитражном суде?
— В прошлом году мы попытались перейти на электронную систему оповещения участников судебных процессов. При традиционном оповещении письмами не только повышенный документооборот, но и деньги на почтовые отправления расходуются немалые. В первую очередь решили внедрить электронное извещение государственных органов и местного самоуправления. Нам пошли навстречу в Управлении ФНС по Омской области, подключив все налоговые инспекции в городе и области. В налоговых инспекциях пока письменное извещение из одного отдела в другой попадет, порой немало времени пройдет, а с электронной почтой все гораздо оперативнее. Пытались договориться с Омскимотделением Пенсионного фонда, но там на местах технически не готовы принимать электронное извещение.
Зато Омскэнерго и выделившиеся из него энергокомпании с энтузиазмом перешли на новую систему оповещения. А вот с мэрией нам договориться пока не удается. Департамент недвижимости, который судится больше других, почему-то категорически не хочет воспринимать новую систему и требует почтовых извещений. Мы заключили договоры на электронное оповещение с пятью структурами, но надеемся, что и другие подтянутся. В конце прошлого года Высший арбитражный суд ориентировал нас на переход на электронное оповещение, но мы начали эту работу значительно раньше.В обозримом будущем планируем и исковые заявления принимать в электронном виде. Это очень удобно, только людей нужно к этому приучить. На сегодняшний день мы готовы подключать к электронному оповещению крупные организации, а там очередь и до предпринимателей дойдет.
— Не помешала ли вам судейская карьера реализоваться как женщине?
— Наверное, любая женщина-судья скажет, что ее дети были обделены материнским вниманием и заботой. У меня нет чувства вины перед сыном.Но до сих пор стыдно, что когда-то не нашла времени, чтобы отвести его в первый класс, зато он вырос хозяйственным и самостоятельным. Сын, как и я, получил юридическое образование в ОмГУ, но на госслужбу идти не захотел, работает по специальности в юридической фирме. Я не скажу что стремилась делать карьеру. Так получилось, что моя жизнь проходила и проходит на работе. Раньше я об этом не задумывалась, считала в порядке вещей. Сейчас я понимаю, что это неправильно, но что поделать. Видимо, я люблю свою работу, если она занимает почти все мое время.
— А чем занимаетесь в свободное внесудебное время?
— У меня есть дача, но работать там не тянет. Я — огненный знак, пыталась что-то сажать, но ничего толком не растет. Люблю ходить в баню, хоть в русскую, хоть в сауну, плавать. Нравится вязать, но как-то все времени на это не хватает. Встречаюсь с друзьями и родственниками. Из книг предпочитаю фантастику и познавательную литературу.
Галина Васильевна родилась 23 марта 1960 года в Омске. После окончания средней школы № 30 поступила кандидатом на юридический факультет ОмГУ, но была отчислена в связи с упразднением кандидатской системы и вторично поступила в 1978 году. Получив высшее юридическое образование, пошла работать юрисконсультом на Омский ликероводочный завод. А в сентябре 1985-го перешла на работу в Арбитражный суд Омской области, начала с должности старшего консультанта, потом была госарбитром, судьей, заместителем председателя суда. С сентября 2006-го исполняет обязанности председателя Арбитражного суда Омской области.
Есть сын.