Павел БАБИН, заместитель председателя правления Омск-Банка: "Оборудование окупается за пять лет, а кредит дается на год. Это неправильно"

Дата публикации: 26 февраля 2007

Омск-Банк принял программу стратегического развития до 2011 года. В его планах открыть 11 филиалов на территории от Урала до Дальнего Востока. Одним из основных направлений развития банк определил кредитование малых и средних предприятий. Об этих планах корреспондент «КВ» Елена КАЛИНОВСКАЯ попросила рассказать заместителя председателя правления Павла БАБИНА.

— Павел Владимирович, для Омск-Банка и раньше обслуживание юридических лиц было одним из приоритетных направлений. Почему же упор вновь делается на это направление?

— Наш банк универсальный, то есть работает как с юридическими, так и с физическими лицами, в том числе и с индивидуальными предпринимателями. Однако основные доходы приносит по-прежнему сектор корпоративных клиентов. На сегодняшний день в банке обслуживается более 4,5 тысячи юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Мы растем вместе с нашими клиентами. Поэтому, естественно, в стратегических планах закладываем выход отношений с корпоративными клиентами на новый уровень. Период, когда клиенту предлагаются только услуги, «имеющиеся в наличии», по жестким, фиксированным ценам и только в случае конкретного обращения клиента, уже прошел. Омск-Банк не вгоняет себя в рамки какого-то определенного набора продуктов. То есть мы находимся в тесном контакте с нашими партнерами, стараемся предугадать их потребности.

— Довольно трудно найти индивидуальный подход к почти пяти тысячам клиентов.

— Для эффективной работы нам нужно было найти оптимальный путь обслуживания корпоративных клиентов. Прежде всего мы провели сегментацию корпоративного направления. Обслуживание крупных корпораций — это индивидуальные продажи. Здесь банк, оказывая финансовую поддержку всей деятельности клиента, формирует портфель требуемых услуг в соответствии с выбранной совместно с клиентом стратегией.

— Принципиально новый подход к оказанию финансовых услуг в вашем банке связан с сотрудничеством с банком «ТуранАлем»?

— Банк «ТуранАлем» ориентируется в своей деятельности на соответствие международным стандартам. И, учитывая его опыт, мы выстроили подобную структуру у себя.

— Соответствие международным стандартам декларируют многие банки.

— Многие декларируют, а мы делаем. Сегодня для нас приоритетны взвешенный подход к рискам, тщательный анализ возможностей клиента, реальная оценка финансовых возможностей банка. Например, до сегодняшнего дня многие крупные компании, осуществляя инвестиционные расходы в виде приобретения производственных, административных площадей, оборудования, брали кредит на один год по причине отсутствия возможности предоставлять кредиты на длительный срок со стороны банков. Но оборудование может окупаться и три года, и пять лет. А деньги надо отдать через год. Это может привести к негативным последствиям для бизнеса. Поэтому когда мы рассматриваем финансирование клиента, то даем реальные деньги на реальные сроки. Это очень важно. Это касается как мелких, так и крупных компаний. Экономика предприятия, как мелкого, так и крупного, примерно одинакова. Другое дело, что там разные масштабы бизнеса. Мы стараемся строить свою политику не так, что клиент должен подходить под условия банка, а так, чтобы банк смог подобрать условия, приемлемые для клиента.

— Это касается и малого бизнеса?

— Малый бизнес — это продукт массовый, конечно, для него разрабатываются более стандартизованные продукты. Но здесь основную роль играет качество услуги. То есть это скорость, лояльные требования банка к определенным документам. Для микробизнеса у нас установлен стандарт: после предоставления пакета документов клиент получает кредит максимум за три дня. Если говорить о клиентах покрупнее, но тоже о малом бизнесе, то там срок выдачи — неделя.

— Оптимальный подход к каждому клиенту — это еще половина успеха. Немаловажен и объем предоставляемых услуг.

— Эти вещи неразрывно связаны. Инертный банк никогда не будет лидером. Мы стараемся идти в ногу со временем, внедряя инновационные банковские технологии. Таким образом, мы не только опережаем конкурентов, но и улавливаем потенциальные потребности корпоративных клиентов. Соответственно, повышаем и свою доходность. Клиент не должен думать, что мы сидим и ждем, когда он придет к нам с какой-то бизнес-идеей, а мы потом эту идею будем проверять на прочность. Мы стараемся работать с клиентом таким образом, чтобы понять его идеи и совместными усилиями определить их жизнеспособность и риски, которые могут возникнуть в процессе их реализации. Мы показываем, что мы тоже нормальная бизнес-структура, которая ищет новые пути развития.

— Например?

— Достаточно большое внимание уделяем развитию продуктов торгового финансирования. Это финансирование, связанное с внешнеэкономической деятельностью. То есть мы предлагаем использование продуктов, принятых в международной практике, в виде выпуска аккредитивов и гарантий в пользу иностранных поставщиков с одновременным привлечением финансирования таких поставок от иностранных банков. В этих случаях мы можем финансировать и до семи и до десяти лет, в зависимости от суммы, и при этом ставка по финансированию значительно ниже, чем существующая на сегодняшний день на российском рынке. Когда мы начали работать с банком «ТуранАлем», то получили возможность выхода на рынки финансирования дальнего зарубежья — Европы, США и Юго-Восточной Азии.

— Были уже такие сделки?

— Да, например, одной крупной компании необходимо было купить оборудование в Дании для производства бетона. Если бы они брали кредит здесь, в Омске, то ставка, наверное, была бы порядка шестнадцати процентов годовых, при этом срок был бы не больше года. Мы смогли привлечь средства инобанка, то есть мы выпустили за них аккредитив в пользу их поставщика, о том что мы безусловно оплатим поставку, договорились с иностранным банком, о том, что они профинансируют эту поставку, то есть заплатят за омское предприятие поставщику оборудования. При этом срок финансирования составил три года, и ставка на уровне 10%.

— А ваш клиент теперь через вас рассчитывался с иностранным банком?

— Да, мы полностью обслуживаем эту сделку. Мы постоянно расширяем спектр наших услуг, так как финансирование реального сектора экономики для нас приоритетно. Среди наших клиентов такие крупные компании, как группа компаний «Титан», Омскполимер, НПО «Мостовик», АРПП «Партнер-Омск», ОАО «Мельница». Мы гордимся этими взаимоотношениями, ценим их.

— А как насчет кредитования малого бизнеса? Это достаточно быстро растущий рынок. И здесь трудно придумать что-либо новое.

— Появляется достаточно новый продукт — коммерческая ипотека. На сегодняшний день предприятия испытывают большую потребность в приобретении новых офисных зданий, торговых площадей. Ни один банк не идет на то, чтобы брать в залог приобретаемое имущество, из-за больших рисков. Может случиться так, что покупатель деньги получил, а объект в залог не предоставил. Выдан кредит, деньги из банка проплачены, а залога нет. Тем не менее потребность в коммерческой ипотеке существует. А раз есть потребность, то должен быть и продукт. Пока мы прощупываем пути внедрения коммерческой ипотеки. По нашей программе минимальный размер участия средств заемщика 15% — срок до пяти лет. В данный момент эта программа у нас идет в индивидуальном порядке. Продукт такой есть, но выстраивается он под каждого клиента индивидуально. Сегодня у нас около 15% кредитного портфеля — это ипотека коммерческой недвижимости.

— И последний вопрос. Недавно Омск-Банк обновил логотип. Чем было продиктовано это изменение?

— Как известно, нашим стратегическим партнером является банк «ТуранАлем». Изменив символ и цвет в нашем логотипе, мы демонстрируем наше партнерство. Ведь во многом наши сильные позиции обеспечены благодаря тесному сотрудничеству с нашими казахстанскими коллегами. Банк «ТуранАлем» присутствует во всех сегментах финансового рынка: корпоративный и розничный бизнес, торговое финансирование, фондовый рынок, кредитование, развитие малого и среднего бизнеса, лизинг, ипотека и многое другое. Стратегия развития банка предусматривает географическую диверсификацию и расширение спектра банковских продуктов, а также устойчивый динамичный рост. БТА сегодня — это 22 филиала по Казахстану и международные представительства в странах СНГ и в ближнем и дальнем зарубежье (Киев, Минск, Москва, Бишкек, Баку, Екатеринбург, Тбилиси, Душанбе и Шанхай (КНР). В странах СНГ группу БТА представляют семь коммерческих банков — стратегических партнеров в России, Беларуси, Армении, Грузии.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2007/02/7/108188