Леонид ПОЛЕЖАЕВ, губернатор Омской области: "Может, вы уже нашли мне преемника, но тщательно его скрываете?"

Дата публикации: 21 марта 2007

О двухпартийности Омской области

Это вопрос к руководителям партий: или не очень хотели, или организационно не были готовы. Трудно сказать, почему не удалось преодолеть 7-процентный рубеж СПС или «Справедливой России», хотя мне очень хотелось, чтобы «Справедливая Россия» была представлена в парламенте. Это был единственный шанс для представителей политических партий пройти по такой системе выборов. Шансов выиграть в одномандатных округах у них нет. Я надеялся, что результаты СПС, «Справедливой России» будут в пределах 7-8%. В том, что ЛДПР наберет 9% голосов, я вообще не сомневался. Тем более что недавно приезжал ЖИРИНОВСКИЙ. Но так выразили свое мнение избиратели. Во многом я сожалею по поводу результатов. Но двухпартийная система — не худший вариант. Все будут занимать свою политическую нишу. У КПРФ будут свои сторонники, даже если будет полное благополучие в стране. Левые партии существуют и в развитых, благополучных странах. В итоге КПРФ у нас заняла свое место. Коммунисты выступили довольно удачно — правильно была сделана ставка на первое лицо списка — известного человека, которому у нас доверяют. КПРФ подтвердила свой рейтинг в регионе, который считался в пределах 10-12%.
Я не считаю 7-процентный рубеж необходимым на региональном уровне. Можно было оставить 5% для того, чтобы было представлено больше партий. Жесткий регламент выборов еще больше разочаровал население. Гораздо спокойнее чувствовали бы себя люди, которые отдали голоса за СПС, «Народную Волю», если бы эти партии имели своих представителей в органах власти.
Хотя бы в течение пяти лет у нас не будет тратиться время на политические дискуссии и межпартийные ссоры. Омская область сможет получить еще один существенный виток, который позволит решить задачи улучшения жизни населения.

О предстоящих выборах в Госдуму

Результаты выборов в Омской области нельзя считать показательными для всей России, все же в других регионах прошли 3-4 партии. Другой вопрос, в каком количестве будут представлены партии в Государственной думе. Думаю, доминирующих будет три партии: КПРФ, «Справедливая Россия» и, конечно, «Единая Россия», которая сохранит свои позиции и останется ведущей фракцией в Госдуме. Полгода вряд ли что-то изменят. Опыт избирательной кампании, те неудачи, которые потерпели партии, и выводы, которые будут сделаны, позволят им более эффективно провести избирательную кампанию в Госдуму и обеспечить там свое представительство.

О своем участии в избирательной кампании

Никакого административного ресурса на выборах применено не было. Я не сидел в кабинете и не нажимал какие-то рычаги. Если вы заметили, губернатор был одним из самых активных агитаторов. Я не считал для себя это зазорным. В этой избирательной кампании для меня был важен вопрос, связанный с оценкой деятельности правительства за последние 5-6 лет.... Я не доверяю каким-либо аналитическим исследованиям. Избирательная кампания позволила проверить на деле то, как оценивают жители региона действия областной власти. Я провел не меньше встреч, чем одномандатники. Разве на встречи с избирателями я приезжал с ОМОНом? Я приезжал один и 2-3 часа общался с людьми. Не агитировал за «ЕдинуюРоссию», а рассказывал о том, что делает правительство Омской области. Очень важно узнать на 16-м году деятельности, что люди думают обо мне. Все будет проанализировано, и по итогам этих встреч будут скорректированы планы действий правительства на 2007 год. Это коснется инвестиционных программ с началом подготовки в 300-летию Омска.

О неблагодарности города

Откровенно говоря, я не испытываю глубокого удовлетворения итогами избирательной кампании. Хотя «Единая Россия» победила в городе и явка избирателей здесь была выше, чем когда-либо на выборах, за исключением разве что президентских, Омск оказался инертен. Я надеялся, что Указ президента о подготовке к празднованию з00-летия города, вызовет больший интерес и омичи выразят свое отношение к этому. Город оказался глух и безразличен, в том числе к историческому документу, определяющему судьбу города на ближайшие несколько лет. 37% — это среднестатистический показатель явки избирателей. Но он, безусловно, неадекватен ярким изменениям и решениям, которые принимаются правительством Омской области для развития города. Наверно, это следует проанализировать.

В городе строится большое количество социальных объектов: подстанция «Весенняя», инженерная инфраструктура Левобережья, связанная со строительством жилья и ледовой арены. 80% бюджетных средств, которые вкладываются в город, приходится на Кировский округ, а явка на выборах здесь самая низкая. Вывод: все, что делается на Левобережье, мало интересует самих жителей округа. Я надеялся, это будет как-то оценено.

Уверен, что довольно высокая явка избирателей и участие сельских жителей связаны не с пресловутым административным ресурсом, о котором некоторые любят говорить, а с позитивными переменами, которые происходили в 2005-м, и особенно в 2006 году, когда мы начали реализацию национальных проектов. Село более отзывчиво и не так избаловано, как город. Ничем другим разницу в голосовании города и села я не объясняю.
Думаю, от 750 тысяч жителей города можно было ждать большего участия в судьбе собственного города. Сейчас все будут недовольны городским советом. Но если вы не пришли на выборы, на кого можно обижаться? Не пришли вы — пришли они!

О лекарствах

Резкое уменьшение объемов финансирования и закупки лекарственных препаратов во многом дестабилизировало ситуацию во многих регионах, не стала исключением и Омская область. Сегодня мы вынуждены компенсировать задолженность по федеральным льготникам и по лекарствам за счет бюджета Омской области. Было принято решение о выделении на эти цели 100 миллионов рублей из областного бюджета, очевидно, не последнее.

Мне изначально было непонятно деление на федеральных и региональных льготников, но задача правительства Омской области — исполнять закон и сохранять стабильную ситуацию, которая бы не ущемляла интересы всех льготников. Многие говорили, что решение о выделении 100 миллионов было принято в интересах избирательной кампании. Мы и дальше будем это делать. Чтобы не допустить кризиса на рынке лекарственных средств, придется выделить еще 150 миллионов рублей из областного бюджета. 42 миллиардов рублей, которые нужны для того, чтобы покрыть задолженность в обеспечении населения лекарствами по России, у Министерства здравоохранения нет. Сейчас будут дебаты по этому поводу, потом Госдума уйдет в отпуск, затем начнется предвыборная кампания. Вся ответственность будет лежать на региональных властях. Что-то из инвестиционных программ извлечем, следовательно, что-то не построим. Это никак не зависит от «Единой России», правительство Омской области несло эту ответственность до «Единой России» и будет нести после нее и присно и во веки веков.

О доверии президента

Надеюсь, я пользуюсь достаточным доверием и президента, и населения. Думаете, есть нужда ставить вопрос о доверии? Выбор, который сделали избиратели в оценке деятельности правительства, меня наделяет достаточной уверенностью. Заявлений о доверии я не делал, и намерений таких у меня нет.
В СМИ часто обсуждается вопрос о доверии ко мне президента, но при этом никто не ищет преемника. Может, вы уже нашли его, но тщательно скрываете? Если этот вопрос не муссируется в СМИ, наверно, вы солидарны с большинством избирателей, которые оказали поддержку «Единой России», а в ее лице — губернатору.

О Трансмаше

Многие сетуют о том, что завод им. Баранова и «Полет» уйдут в Москву. Но они еще в СССР были в структуре министерств и никогда не были региональными предприятиями. Скоро будет подписан указ о вхождении завода им. Баранова в вертикальную интеграцию. Я чрезвычайно доволен, что мы не выпали из этого кегельбана, иначе на этих предприятиях можно было поставить крест, как это произошло со многими заводами.
В ситуации с Трансмашем мы прошли самую критическую фазу. В 2005-2006 годах федеральный Центр в лице Министерства по налогам и сборам инициировал продажу предприятия и отказывался идти на компромиссы. Трудно понять, что хотели выручить, ведь доходы от продажи едва ли превысили бы долги предприятия перед Омской областью или Сбербанком. Наконец определен статус завода — модернизация бронетанковой техники с сохранением конструкторского бюро. Окончательное решение будет принято на военно-техническом совете при президенте. Но уже ясно, что признана целесообразность сохранения Трансмаша как целостного предприятия.

О ЖКХ, пенсиях и северных дотациях

Правительство Омской области принимает активное участие в реформе ЖКХ. Это касается всех инвестиционных проектов — строительства социальных объектов, инженерной инфраструктуры. Мы не можем определять стоимость горячего водоснабжения, проезда: коммунальное хозяйство, деятельность управляющих компаний относятся к компетенции муниципальной власти, все остальное делается нами.

Вопрос о повышении пенсий поставлен не потому, что он приносит политические дивиденды, а исходя из реального положения, в котором находятся пенсионеры не только Омской области, но и всей страны. В 2000 году удельный вес пенсий был равен 40% от зарплаты, за 6 лет средняя зарплата увеличилась в разы, а удельный вес пенсии сократился до 25%. Необходимо поднимать уровень пенсий, думаю, этот вопрос правительством не может быть проигнорирован.

Сибирь поставлена в невыгодное положение в сравнении с Центром. Жить в Красноярске и в Краснодаре — совершенно разные вещи. Сегодня молодежь, лишенную мотивации остаться в Сибири, где нет гарантии социальной обеспеченности, одной только идеей удержать нельзя. К сожалению, до сих пор существует представление, что все в Сибири можно делать вахтовым методом. Для чего забирать эти далеко не лишние для людей деньги? По мере развития мы введем региональную надбавку для работников и жителей Омской области.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2007/03/11/958927