Глава минфина начала с главного: в минувшем году Омской области удалось избежать бюджетного кризиса, который ей прочили недруги после перерегистрации Сибнефти — бюджетообразующего налогоплательщика области, доля которого в доходах областного бюджета составляла в течение последних двух лет около 50%. Несмотря на острый дефицит средств, по словам Риты ФОМИНОЙ, был не только сохранен объем финансирования принятых областным правительством расходных обязательств, но по некоторым программам финансирование даже увеличилось.
Доля местных бюджетов в бюджете региона, насчитывающем в 2006 году 31 миллиард рублей, составляет 31%. Однако не все главы муниципальных образований, по словам Риты ФОМИНОЙ, сработали эффективно. В шести районах планы по привлечению в бюджет собственных доходов не выполнены.
Налоги
Сбор налогов, а точнее их отсутствие, стало главной проблемой глав муниципальных образований в прошлом году. Во многом плохие показатели объяснимы тем, что районы пользуются неполной базой данных по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц. Из 32 районов не выполнили план по земельным налогам 13. У семи районов процент исполнения составляет от 15% до 43 %.
Выборочные проверки минфина показали, к примеру, что в поселениях Кормиловского района не было получено 11 тысяч уведомлений по земельному налогу от налоговых органов, что составляет 70% от общего числа уведомлений. Уточнение налоговой базы Роснедвижимости не осуществлялось фактически всеми поселениями. В результате этого в январе текущего года Роснедвижимость направила в Управление налоговой службы по Омской области некорректную базу данных 1992 года. Уведомления, предъявленные не по адресу (а это 40-60% от общего количества уведомлений об уплате налогов на землю и имущество) сейчас приходится возвращать.
— Нужно научиться собирать налоги на местах в срок и через это решать социально значимые вопросы, а не сваливать все на недостаточное финансирование из областного бюджета, — взывала Рита ФОМИНА к главам районов. — Это сделать проще всего.
Муниципальные долги
Государственный долг Омской области сократился в прошлом году с 3,6 до 2,5 миллиарда рублей, муниципальный долг — до 2,7 миллиарда. Однако объем простроченной кредиторской задолженности за 2006 год по консолидированному бюджету увеличился на 12%, то есть на 171 миллион рублей. Более 80% от общей суммы задолженности приходится на город Омск. В Большеуковском, Горьковском и Знаменском районах объем кредиторской задолженности составляет более 30% собственных доходов. Как отметила Рита ФОМИНА, это позволяет уже сегодня ввести в этих районах временную финансовую администрацию. Осталось только дождаться 1 января 2008 года, когда заработает норма, позволяющая это сделать.
— Вы, видимо, не до конца понимаете последствия возникшей проблемы муниципального долга? — обращалась к главам министр финансов. — Иначе не рвались бы в минфин с просьбой на получение бюджетного кредита, который, исходя из практики предыдущего года оказался головной болью самого минфина.
Несмотря на дополнительное выделение 19 миллионов рублей из областного бюджета на погашение кредиторской задолженности по заработной плате, четыре района (Одесский, Черлакский, Оконешниковский и Кормиловский) на 1 января 2007 года умудрились задолжать бюджетникам 1,7 миллиона рублей.
Не лучше обстоят дела с дебиторской задолженностью, которая составляет 95 миллионов рублей по консолидированному бюджету, хотя в прошлом году она сократилась на 29 миллионов. Самый большой процент дебиторской задолженности приходится на коммунальные услуги — 46 миллионов рублей, 35 из них — по оплате расходов услуг теплоснабжения бюджетных учреждений.
— Министерством финансов будет ставиться вопрос о сокращении муниципальным районам субсидий на тепловое снабжение, — предупредила Рита ФОМИНА.
Инвестиционные программы
В ближайшее время изменится принцип финансирования инвестиционных программ. Область недовольна тем, что большинство муниципальных образований не беспокоятся о софинансировании мероприятий, которые, согласно 131-му ФЗ, относятся к вопросам местного значения. Это, например, программы по строительству и реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры, на которые область выделила в прошлом году 919 миллионов рублей. Районами же не были профинансированы расходы по 141 объекту на сумму 3 миллиона рублей. 18 таких объектов находится в городе Омске.
Другая проблема — затягивание процесса оформления прав областной собственности. На 1 января 2007 бесхозными считается 331 объект стоимостью 6,2 миллиарда рублей. При этом 107 объектов уже эксплуатируются. Результат — недополучение доходов от земельного налога и налога на имущество.
Главы получают больше, чем зарабатывают их районы
Кульминацией выступления министра финансов стала информация о разросшемся штате муниципальных служащих и их зарплатах. Девять районов завышают численность муниципальных служащих в среднем на 43 человека. При этом их содержание стоит больше, чем дает доходов сам район или поселение. В 20% поселений Омской области собственные доходы не превышают 150 тысяч рублей в год — это сумма годового расхода на содержание 1 специалиста, к примеру, в администрации Омского района.
Уровень оплаты труда глав муниципальных образований также не сопоставим с объемом доходов местных бюджетов. В среднем главы районов и поселений получают в месяц от 8 до 30 тысяч рублей. Во многих поселениях доходы глав превышают доходы самого поселения. К примеру, в Рощинском сельском поселении Горьковского района фонд оплаты труда главы в год составляет 280 тысяч рублей, а объем собственных доходов данного поселения — 130,9 тысяч.
Уровень денежного содержания глав городских и сельских поселений в среднем — 24 тысячи рублей, а в отдельных случаях доходит до 54 тысячи рублей. Главы муниципальных районов получают от 27 до 79 тысяч рублей в месяц. В ряде районов уровень денежного вознаграждения установлен в объеме, превышающем доходы почти всех поселений, входящих в состав данного района.
— Я знаю уровень интеллектуальных и физических затрат главы муниципального образования любого района, — сказал позже Леонид ПОЛЕЖАЕВ. — Но устанавливать себе зарплату выше зарплаты губернатора, — я не буду называть фамилии, есть такие, это не только несоблюдение иерархической этики, но и огромный удар, который вы наносите по доходной части собственного бюджета.
По словам Риты ФОМИНОЙ, в настоящее время готовится проект закона Омской области о предельном размере оплаты труда выборных должностей муниципальных образований. Предполагается ввести ограничения размера денежного вознаграждения глав, получающих из областного бюджета дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности.
Никто, кроме губернатора, не рискнул высказаться по поводу отчета минфина. Главы районов молча внимали словам главы правительства, который увидел корень возникших проблем во врожденной системе иждивенчества, в которой чиновники живут годами. В министерстве финансов РФ, по словам Леонида ПОЛЕЖАЕВА, давно работают в другой системе финансовых отношений.
— Там нет душеспасительных бесед и оценок, — пояснил губернатор. — Там вы встретите стеклянный взгляд чиновников, и если у вас что-то идет не так, вас вместе с бумагами выбрасывают из кабинета. Я тоже раньше взывал: поймите, мол, за мной люди стоят. А они: «За вами стоят — вот вы и работайте».
Губернатор обратил внимание членов правительства на то, что главы некоторых районов спали во время доклада министра финансов. Причина, по его словам, в том, что только три человека в области занимаются финансами и отвечают за них — это сам губернатор, министр финансов и первый заместитель главы правительства Евгений ВДОВИН.
— Тот необузданный либерализм, который мы проявляем, когда в течение года лихорадочно латаем бюджет, производим пожарные мероприятия, может привести к разрушению бюджета, — заявил Леонид ПОЛЕЖАЕВ. — Мы подползли уже к крайней черте государственного долга, за которой стоят санкции. В прошлом году нас еще принимали в Москве как жертв, пострадавших от стихии рынка, но сегодня никто нас слушать не будет. Если не установим новый режим отношений — будем банкротами.
По словам главы правительства, в ближайшее время необходимо принять законы, которые изменят систему финансовых взаимоотношений области и муниципальных образований в сторону ужесточения требований.
— Садитесь и работайте, — резюмировал глава правительства. — И не обижайтесь потом, если встретите здесь глухую стену непонимания.
Отчет минфина был принят к сведению, и главы районов молча отправились восвояси вникать в новую систему финансовых отношений в условиях острого дефицита самих финансов.