Букет власти

Дата публикации: 04 апреля 2007

Диспозиция
Результаты первого такого исследования были опубликованы в журнале «Эксперт» в октябре 2000 года. Итоги второго («Самые влиятельные политики России — 2003») вышли отдельной книгой. Результаты самого последнего по времени исследования опубликованы в «Эксперте» №12 от 26 марта — 1 апреля. По признанию авторов работы, четырехлетняя пауза связана с тем, что в период построения вертикали власти любое исследование влиятельности свелось бы к тривиальному, но оказалось, что это не так. Политическая реформа 2003-2006 годов — по утверждению все тех же авторов — привела к формированию «элегантной системы власти», построенной на консенсусе либерально настроенных выходцев из силовых структур и ныне действующих силовиков, а пресловутая вертикаль оказалась сложной, многовариантной, развивающейся политической системой. Читателей, интересующихся подробностями ранжирования федеральных VIP-персон, «КВ» отсылают к упомянутому номеру журнала «Эксперт». Мы же ограничимся анализом региональной динамики.

Итоги исследований, касающихся первой десятки самых влиятельных политиков Омской области, приведены в табл. 1-3. Представление результатов изначально предполагало ранжирование. Однако в 2000 году авторы исследования опубликовали списки по алфавиту: предложенная ими методика должна была пройти аудит в международной консалтинговой фирме. Результаты исследования 2003 и 2007 годов — ранжированы, как и было обещано.

Борьба видов
В 2000 — 2007 годах в Омской области происходило становление региональной политической системы, до поры находившейся в виде некой протоплазмы. Доказательство тому — первая десятка лиц в 2000-м году, где на фоне почти полного отсутствия представителей силовых ведомств пребывали явные к тому времени антиподы Леонид ПОЛЕЖАЕВ и Валерий РОЩУПКИН, «господин себе на уме» Андрей ГОЛУШКО плюс к тому перспективный и амбициозный (впоследствии трагически погибший) Александр ВЕРЕТЕНО, а также покидавший сферу хоть сколько-нибудь самостоятельной политики Александр СТЕРЛЯГОВ и давний соратник губернатора — ныне пенсионер — Валентин ТРЕТЬЯКОВ.

Ротация первой десятки проходила на фоне перманентных региональных скандалов, и в результате из нее были выдавлены весьма изощренные и сильные персоны. Такие, как, например, бывший первый вице-губернатор ГОЛУШКО или экс-мэр Омска РОЩУПКИН. Самодостаточный ГОЛУШКО и по сей день неплохо обходится без благословения региональной власти, а покинувшему город РОЩУПКИНУ проигрыш во «внутривидовой» борьбе не помешал занять место руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Минприроды РФ. По итогам исследования «Самые влиятельные люди России — 2007» РОЩУПКИН занял 59-ю строчку VIPов, что не так уж и плохо. Поскольку региональными экспертами в ходе исследования были названы 390 персон, влиятельных в федеральном масштабе, в качестве критерия отсечения был выбран уровень, при котором политика должны были назвать не менее десяти раз в трех из 32 исследованных регионов. Таковых и оказалось 59 персон.

Со временем покинул первую десятку митрополит Омский и Тарский ФЕОДОСИЙ. Получив от сюзерена преференции в виде строящихся православных храмов, митрополит не стал претендовать на место морального лидера, предположив, что двух такого рода авторитетов одновременно губерния не вынесет. Уход из региона и растворение могучей Сибнефти поставили точку на степени влиятельности одного из ее руководителей Константина ПОТАПОВА.

Истинные и мнимые

Как бы то ни было, омская политическая элита «не устаканилась» и в 2003 году. По истечении четырех лет первую десятку покинули семеро VIP-персон, в том числе господа АНТРОПЕНКО, КРАВЕЦ и АДАБИР, олицетворяющие партийный цвет в букете образца 2003 года. Но именно в этот период выстраивалась иерархия институтов политической власти на федеральном уровне, Россия стала президентской страной с опорой власти на силовые институты, а бизнес все более дистанцировался от политики. К 2003 году чуткий, как заяц в половодье, крупный омский бизнес усвоил федеральные и региональные уроки и ограничился проявлением лояльности к действующей власти. Ныне он представлен в первой десятке одним-единственным лицом — генеральным директором НПО «Мостовик» Олегом ШИШОВЫМ, который своевременно оценил сугубую необходимость в статусе законодателя, смог этот статус удержать, а влияние приумножить. В этом контексте недавний риторический вопрос губернатора, обращенный к журналистам: «Может, вы нашли мне преемника и тщательно его скрываете?» — имеет под собой больше оснований, чем кажется на первый взгляд.

К 2007 году первая десятка политических VIPов в Омской области обрела чеканную форму. Первая четверка персон, включая фигуру главы аппарата правительства Александра АРТЕМОВА, воплотила собой идею концентрации исполнительной и законодательной власти, причем трое из четверых названных — эмиссары федеральной партии в лице «Единой России». В этом раскладе вызывает сомнение разве что высокий статус омского градоначальника Виктора ШРЕЙДЕРА на фоне губернатора, встраивающего в жесткие рамки уже четвертого по счету мэра. Можно предположить, что здесь учтен статус города-миллионника. Что до Александра АРТЕМОВА, то в кулуарах явно преувеличивают, когда называют его серым кардиналом. Похоже, что на мартовских выборах АРТЕМОВ слишком буквально выполнял указанияпатрона. Если столичные профессионалы худо-бедно, но научились оформлять элегантные партийные букеты, то у провинциальных флористов творения нет-нет да и выходят однообразными и кособокими.

Свой норов
Присутствие силовиков в лице начальника УВД Виктора КАМЕРЦЕЛЯ и областного прокурора Сергея КАЗАКОВА в списке политических VIPов 2007 года лишь подчеркнуло федеральную закономерность: политическая влиятельность силовиков — по выражению авторов исследования — буквально «прошивает» большую часть страны. Примечательно, что из 32 регионов, охваченных исследованием, в первой десятке VIP-персон прокуроры присутствуют только в Омской и Ярославской областях. Интересно сравнить построение власти на уровне Федерации (табл. 4), где первые три десятка политиков олицетворяют — по мнению региональных экспертов — основные центры власти, концентрирующиеся вокруг главы государства. Если же сравнить с омскими аналогичные перечни влиятельных лиц иных регионов, то окажется, что во многих из них представительство более разнообразно: зачастую там присутствуют главные федеральные инспекторы, мэры городов областного подчинения, главы представительной власти областных столиц и т.п.

Что до регионов-соседей, то, к примеру, «Новосибирскую вольницу» отличает рыхлость первой десятки и полное отсутствие силовиков на фоне невиданного для Омского региона женского присутствия в лице председателя новосибирского горсовета Надежды БОЛТЕНКО (табл. 5). Новосибирский список 2007 года отчасти напоминает омский времен семилетней давности. Впрочем, субъективно, уровень политического влияния в регионе господина ТОЛОКОНСКОГО аналогичен полежаевскому — 9,3. В Кемеровской области полновесный десятипроцентный уровень политического влияния Амана ТУЛЕЕВА подтвержден прямо и недвусмысленно: следом за главой идут три его заместителя с Марком РУДНИКОМ, координирующим «работу правоохранительных органов и органов военного управления», в арьергарде (табл. 6).

Самим себе памятники
Во всех трех списках неизменно присутствуют Леонид ПОЛЕЖАЕВ и Владимир ВАРНАВСКИЙ, образовавшие своего рода региональную ось. Столь долгое пребывание ПОЛЕЖАЕВА в качестве первого лица прямо указывает, во-первых, что ментальность региона фактически не изменилась со времен пребывания у кормила первого секретаря обкома КПСС Александра МАНЯКИНА. Говоря терминми советской практики, ПОЛЕЖАЕВ — это МАНЯКИН сегодня. Жесткий стиль управления внутри региона в соединении с умелым маневрированием в пространстве местных элит, ориентация на федеральный центр как на необходимое условие стабильности, способность к упорной и последовательной борьбе с любой «фрондой» в сочетании со слабостью общественных институтов внутри области обеспечили главе региона шестнадцатилетнее пребывание у власти (табл. 7). Аналогично и главному омскому законодателю никоим образом не помешали ни его работа в Совете Федерации, ни перипетии внутри региона. В очередной раз став в 2007 году спикером областного Законодательного собрания, Владимир ВАРНАВСКИЙ доказал, что избранная им тактика оправданна.

И все же монолитность омского политического истэблишмента, отлитого в законченную форму, настораживает. Конструкция слишком жестка, а потому рано или поздно она может потерять способность адекватно реагировать на вызовы времени и уступит место одномоментно, как это уже пришлось видеть тем, кто застал советскую власть в ее расцвете и присутствовал при ее крушении.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2007/04/13/buket_vlasti