Андрей ДУЗЬ, первый заместитель генерального директора ФГУП ПО "Полет": "Если бы мы не противодействовали арестам, завод давно был бы продан с молотка"

Дата публикации: 11 апреля 2007

20 апреля должен состояться аукцион по продаже четырех корпусов «Полета», арестованных за долги судебными приставами. Об этом, а также о перспективах предприятия корреспонденту «КВ» Алексею ПАНТЕЛЕЕВУ рассказал первый заместитель генерального директора ФГУП ПО «Полет» Андрей ДУЗЬ, кстати, ставший самым молодым заместителем генерального директора оборонного предприятия за Уралом.

— Андрей Михайлович, цеха арестовали за долги по налогам?

— Ни для кого не секрет, что у «Полета» достаточно большая кредиторская задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды. Для ее погашения службой судебных приставов производится арест и реализация имущества объединения в установленном законом порядке. В прошлом году подобным образом производилось погашение задолженности перед работниками предприятия по заработной плате. Но в настоящий момент она ликвидирована полностью, и средства, полученные от реализации имущества, будут направлены на погашение долгов перед государством.

— Что за объекты пойдут на торги?

— Это объекты неосновного производства. Первый из них — прачечная, которая лет 12-15 не эксплуатируется и не отапливается. Второй — цех по производству ацетилена, построенный в начале 50-х годов прошлого века, стоящий совершенно пустым и не являющийся нужным предприятию. Третий — столярный цех и его склад. Цех уже размещен в другом современном помещении, имеющем необходимые складские площади.

— Где располагаются арестованные помещения?

— По улицам 3-я и 4-я Транспортная, в небольшом отдалении от забора. Приходится серьезно работать с судебными приставами, чтобы в счет погашения долгов государство не арестовывало то, что работает на производство. Цены на объекты Полет не устанавливает и никак на них не влияет. После ареста судебными приставами мы отвечаем только за сохранность зданий. Однажды мы обратились в службу судебных приставов и в РФФИ с просьбой учитывать на проводимых аукционах рыночную, а в отдельных случаях хотя бы остаточную стоимость зданий. Ответ был такой: «Оценка и продажа имущества проводятся в соответствии с действующим законодательством. Оценивает государство, и оно лучше знает, сколько это имущество стоит».

— Процедуры по выставлению имущества на торги происходят периодически?

— Если бы не противодействие, сдерживание и затягивание процедуры арестов со стороны «Полета», завод давно был бы продан с молотка. Мы сами вынуждены искать компромиссы, различные варианты решения имеющихся проблем, несмотря на то, что имеющиеся долги государственного оборонного предприятия — это следствие неплатежей государства по своим же государственным заказам. Долги в свое время были взращены на процентах и своими корнями уходят в 1991 год. А произошедший в стране дефолт подвел крупнейшее в отрасли предприятие к краю финансовой пропасти, из которой мы все же должны выбраться.

— Что представляет собой имущественный комплекс завода на сегодняшний день, что было продано или сдается в аренду?

— «Полет» не сдает в аренду ни одного квадратного метра производственных площадей. Но на территории предприятия после реализации имущества службой судебных приставов появились новые собственники. Одним из них, что для нас отрадно, стало НПО «Мостовик», которое в одном из бывших «полетовских» корпусов создает производство современных лифтов и мостовых кранов. По сути, идет диверсификация производства через нового собственника. Появилось полторы тысячи новых рабочих мест. Когда-то для реализации космических программ было начато строительство огромных корпусов. Часть из них успели построить, часть недостроили, а под часть только заложили фундаменты. События, произошедшие в стране с момента перестройки, остановили многие начинания. Перестала финансироваться, но долгое время юридически не была прекращена программа по изготовлению многоразовой системы «Энергия-Буран». В бюджете РФ на 2007 год уже четко определено, что программа «Энергия-Буран» закрывается, и правительством РФ предусмотрено частичное возмещение затрат предприятий-изготовителей по сворачиванию мощностей в связи с прекращением производства. Теперь можно точно сказать, что программа умерла. Огромные корпуса и пространства под нее занимали значительную часть территории «Полета», в одном из этих корпусов НПО «Мостовик» и разворачивает свое новое производство.

— Кто другие собственники?

— Это компания «Поли-Про-Пак», ООО «Омский хлебопек», ООО «Юсон-Сибирь», ООО «Сибирский Казачий Дом». Давно работает строительная фирма «Антаблемент». Компания «Омскстрой» планирует начать строительство жилья на бывших 20 гектарах площадей «Полета» согласно постановлению от 2005 года мэра Евгения БЕЛОВА. Ею куплено несколько непроизводственных корпусов на территории «Полета» в Чкаловском поселке. Теперь планируется выгораживание собственной территории, забор будет переноситься их силами и за их счет.

— В арбитражном суде недавно прошли процессы, в которых «Полет» требовал признать отказ от платежей за земли под зданиями, которые уже перешли новым собственникам.

— Эта проблема существует. Некоторые новые собственники считают, что отсутствие у них документа на право пользования землей, получение которого зависит исключительно от волеизъявления самого пользователя, может служить основанием для освобождения от уплаты земельного налога. По налоговому законодательству обязанность по уплате налога на землю возникает у предприятия с момента государственной регистрации права собственности на земельный участок. Кто же захочет зарегистрировать собственность, если это приведет к обременению новыми платежами? Поэтому тянут до последнего, надеясь, что их обязательства будет выполнять «Полет», авось не заметит. Некоторых собственников мы принудили оформить право на землю, по другим нашим союзником выступили налоговики. Они с пониманием относятся к нашим проблемам и оказывают серьезную помощь предприятию. Думаю, в этом году все вопросы будут сняты.

— Сколько уже сбросили ненужной земли?

— Процентов 60-70. На «Полете» осталось только то, что нужно для производства. Сохранен также участок, зарезервированный под создание инновационного технопарка. Кстати, на участок, находящийся под аэродромом Омск-Северный начислялся земельный налог. В результате переговоров, проведенных с Министерством обороны, аэродром сейчас передан в его ведение и земля находится в его юрисдикции. Огромное бремя этой части земельного налога с «Полета» снято.

— Не так давно говорили о варианте размещения на площадях аэродрома Омск-Северный аэропорта Центральный, а также о возможном строительстве на месте этого аэродрома жилья.

— Это была лишь дискуссия, затеянная чиновниками из администрации города. Объект был стратегическим, таким и остался. Что касается его использования, то подписан договор о совместном базировании на этом аэродроме ФГУП ПО «Полет» и Министерства обороны. Поэтому аэродром будет продолжать выполнять возложенные на него задачи.

— Как идет процесс объединения с ГКНПЦ имени Хруничева, какие заказы вам уже переданы?

— До 3 мая должно выйти постановление правительства РФ о создании холдинга, определяющее процедуру вхождения ФГУП ПО «Полет» в вертикально интегрированную структуру. Сейчас проводится полная инвентаризация активов и обязательств объединения. На основании этих документов будет подготовлен передаточный акт. Ведется огромная работа в части паспортизации всего имущественного комплекса предприятия, требующая серьезных финансовых вложений. В 2007 году все задачи необходимо решить, и ФГУП ПО «Полет» должно юридически войти в состав холдинга. Задача поставлена однозначно — перейти на единый баланс не позднее 1 января 2008 года. Выполняя намеченное, в настоящее время делегация ведущих технических специалистов «Полета» находится в ГКНПЦ им. М.В. Хруничева с целью отработки технологии совместного производства продукции. Уже сейчас решаются вопросы о передаче в Омск производства конкретной номенклатуры товарной продукции, конкретных узлов и деталей, которые будут изготавливаться в наших цехах. К примеру, в этом году мы должны освоить производство обтекателей с гаргротами для ракеты-носителя «Протон» и до конца года выпустить их порядка 10-12 штук. Параллельно этому должна начаться подготовка к выпуску изделий для ракет-носителей нового поколения «Ангара».

— Какова судьба проекта по выпуску самолета Ан-3?

— Планы пока не обрушены, остро стоит вопрос их финансирования. Желающих приобрести самолеты «Ан-3» достаточно, однако денег у них нет. Программа осуществления производства, разработанная совместно с компанией «ЮСОН», живет, однако несколько видоизменилась за прошедшее время. И мы все-таки надеемся, что производство этих самолетов будем наращивать. Существующая ситуация, на мой взгляд, продержится еще два года, и не исключено, что тогда «Полет» останется в России единственным предприятием, способным производить самолеты малой авиации. В трудное время нам удалось найти ресурсы для проведения сертификации самолета. А это очень серьезное мероприятие, времени оно занимает больше, чем само освоение производства.

— Как изменилась программа?

— От фирмы «ЮСОН» мы получили новые предложения в части совместного производства и реализации самолетов «Ан-3» — технологические, экономические — и находимся в настоящее время в стадии их обсуждения. Идет увязка взаимоотношений двух юридических лиц. Мы должны построить сотрудничество таким образом, чтобы «Полет» был производителем, а ЮСОН принимал участие в этом производстве и в реализации.

— Будет ли выпускаться в Омске самолет «Аист»?

— Это как раз тот проект, который был разработан в ГКНПЦ имени Хруничева. Это небольшой четырехместный самолет с уникальной конструкцией, который до настоящего времени не сертифицирован. Действительно, планируется передача его производства на «Полет» с проведением всех сертификационных мероприятий.

— На каком этапе работа по созданию на территории ПО «Полет» технопарка?

— Мы находимся в стадии формирования подробных бизнес-планов по ряду инновационных проектов. Первый, который, на мой взгляд, будет сформирован в законченном виде, это бизнес-план по производству ветроэнергетических установок. Проектов много. Вопрос в том, какой из них даст наибольшую окупаемость в самый ближайший временной промежуток. Для «Полета» с его сегодняшними финансовыми проблемами это очень важно, поэтому судьбу технопарка на «Полете» решит экономика. Однако даже те расчеты, которые мы подготовим, не будут иметь под собой никакой базы, пока мы не увидим перед собой потенциального инвестора и точный просчет рынков сбыта, так что до конкретной реализации проекта технопарка еще далеко.

Хочу сказать, что проект создания технопарка далеко не единственный, над которым работают специалисты «Полета». Есть еще одно направление, которое мы прорабатываем, это участие в инновационной программе подготовки специалистов на основе микро- и нанотехнологий для объединения «Полет» и других промышленных предприятий региона совместно с Омским государственным техническим университетом. Университету сейчас не хватает площадей для размещения научно-образовательного центра подготовки инженерных кадров мирового уровня по современным техническим направлениям. Создание учебно-производственного объединения, не имеющего аналогов в России, на незадействованных площадях ФГУП ПО «Полет» позволит интегрировать учебный и производственный процессы и на основе сочетания глубокой научной и общеинженерной подготовки обеспечить предприятие высококвалифицированными специалистами ракетно-космической отрасли.

Кроме того, данная совместная работа позволяет использовать средства, выделяемые из федерального бюджета в рамках национального проекта «Образование». Ведь сейчас речь идет уже о предельно целевом финансировании кафедр и лабораторий университета под очень интересные проекты, для внедрения которых не хватает ресурсов. К примеру, у нас в КБ работает малое конструкторское бюро — студенты вместе с преподавателями ВУЗа создают одну установку, не имеющую аналогов в мире, подробнее говорить о которой пока не буду.

Андрей ДУЗЬ

Андрей Михайлович родился 8 февраля 1967 года в городе Омске. В 1991 году окончил Московский коммерческий институт по специальности «Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности». В 2002 году получил второе высшее образование — инженерное, окончив Тюменский нефтегазовый университет. Работал ведущим экономистом, начальником отдела налогового планирования ОАО «Омскшина», заместителем директора департамента финансов, контроля и налоговой политики администрации города Омска, заместителем генерального директора, генеральным директором ОАО «Сибтранснефтепродукт», директором по экономике и финансам ОАО АК «Омскэнерго». С октября 2006 года работает в ФГУП ПО «Полет» первым заместителем генерального директора.

Женат, воспитывает двоих сыновей. 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2007/04/14/535311