В мировой экономике уже есть немало подобных структур, к примеру, корпорация «Боинг».
— 14 марта 2007 года появилось выступление руководителя инновационной программы «Омский локомотив-М» Петра ГОРБУНОВА. Хочу продолжить поднятую им тему относительно инновационно-инвестиционного развития омского ОПК и экономики Омска в целом.
18 декабря 2006 года на Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ принято постановление, в котором определены основные задачи отечественного ОПК и экономики страны на ближайшие годы. В этом документе, в частности предусмотрено «использование существующей инновационной инфраструктуры в целях обеспечения двустороннего трансфера технологий между организациями ОПК и гражданского сектора экономики по созданию при головных разработчиках вооружения и военной техники малых внедренческих предприятий и инновационных центров». Программа «Омский локомотив» на много лет вперед опередила это решение Военно-промышленной комиссии.
Одно из самых перспективных направлений программы — радиоэлектронная приборостроительная индустрия. Здесь открываются широкие перспективы: выпуск цифровых и аналоговых систем контроля учета и дистанционного управления подачей энергоресурсов по проводам сети и посредством интеллектуальных радиомодемов, систем и средств цифрового теле- и радиовещания, приборостроение в рамках концепций «Интеллектуальное жилье», «Скоростные транспортные мультимодальные коридоры», «Аэрокосмическая индустрия», «Индустриальное малоэтажное домостроение» и другие.
Любое из перечисленных направлений омской требует и новых разработок, и технологического перевооружения, и новых условий размещения заказов для федеральных, региональных и муниципальных нужд. К сожалению, пока ни область, ни город не готовы к этому — ни организационно, ни финансово. А федеральные программы не предусматривают механизмы привлечения внебюджетных средств на эти цели.
Согласно федеральной программе «Национальная технологическая база», утвержденной правительством РФ в январе 2007 года, в ОНИИПе проводятся реконструкция и техническое перевооружение Центра системного проектирования сверхбольших интегральных схем «система на кристалле» с выделением средств из бюджета. Суммы обещаны немалые, но предприятие на паритетных условиях обязано привлечь равнозначные средства или вложить свои, которых, конечно же, нет.
«Омский локомотив-М» — это не только готовый ответ на решение Военно-промышленной комиссии, но и органическая связь с базовыми принципами реформирования инфраструктур омских ФГУПов и образованием крупного производственного кластера — холдинга «Орион-СРС». Должна появиться новая структура, включающая в себя НИИ и КБ, промышленные производства, звенья малого и среднего бизнеса, учебные организации, инвестиционно-финансовые и управленческие структуры. В мировой экономике уже есть немало подобных структур, к примеру, корпорация «Боинг».
Для создания инновационно-технического пояса на существующих и бывших промплощадках ФГУПов и не дожидаясь результатов организационно-технологических мероприятий, необходимо, на мой взгляд, упреждающе разместить на площадях Омского регионального бизнесс-инкубатора офис временной управляющей компании будущего промышленно — инновационного парка (ПИП). На период становления в течение 1,5 — 2 лет до образования ОАО «Управляющая компания ПИП „Омский локомотив -М“ с согласия МЭРТ функции временной управляющей компании можно передать Омскому отделению РосСНИО. Казалось бы, никаких принципиальных возражений против скорейшего воплощения идей „Омского локомотива“ в жизнь нет, только вот почему-то программа пока пробуксовывает в чиновничьих коридорах.
Юрий ЧЕПИН, заместитель главного технолога ФГУП "Омский НИИ приборостроения" по микроэлектронике.