Специалисту по pudlic relations необходимо уметь быть честным и открытым.
В любой серьезной дискуссии о наличии либо отсутствии PR на омской земле нельзя не обратить внимания вот на какое обстоятельство. Узкопрофессиональный термин PR вошел в широкий обыденный обиход в резко негативном смысле: пиарить фирму — означает втюхивать народу очередную пирамиду, созданную ворами и мошенниками; пиарится кандидат в депутаты, значит, вор или мошенник хочет попасть во власть. Удивительно, но аббревиатур «пиар» и ее производные — пиарить, пиариться — сразу превратились в какие-то нехорошие слова, гадкие и стыдные. Сомневающимся в такой мрачной оценке рекомендую попробовать проговорить вслух такой оборот: «Сережа пиарился перед родителями за хорошие оценки или танцевальный коллектив пиарил свою победу на конкурсе»...
Очень часто можно услышать и такую народную расшифровку термина «пиар» — что-то сделанное за деньги.
Истинный смысл иностранного понятия PR становится ясен только тогда, когда термин не сокращается до невнятной аббревиатуры. «Отношения с обществом», «устанавливать отношения с общественностью», «укреплять отношения с общественностью», «устанавливать честные, открытые, равноправные отношения с общественностью» и даже «отношения общественностей (различных групп общества)».
Есть здесь тот гадкий и постыдный привкус, каким так и смердит теперь термин «пиар»?
Его тут нет. Наоборот, здесь есть только хороший, добрый и честный смысл.
Очень хороший смысл мы улавливаем во фразе «фирма укрепляет отношения с общественностью города». Или «кандидат в депутаты устанавливает честные и открытые отношения с избирателями». Даже Сереже из нашего примера повезет куда больше, если он будет укреплять отношения с родителями благодаря полученным хорошим отметкам.
На кого бы взвалить ответственность за такое «двоемыслие»? И искать не надо виноватых — мне представляется, сами труженики PR это натворили.
Во-первых, практически все участники процесса public relations (а это именно процесс — установление, укрепление, улучшение, восстановление) внутренне согласились на такую замену: заниматься вместо «public relations» банальным пиаром.
Такая замена, точнее подмена, на практике означает, что дипломированные специалисты по связям с общественностью, придя на работу по специальности в сферу бизнеса, занимаются размещением за деньги статей в газетах и репортажей в теленовостях (очень ценится также умение сочинить многотысячный бюджет PR-мероприятий).
Такая подмена означает, что сами представители сферы бизнеса требуют от этих специалистов обеспечить приобретение репутационных преимуществ. Естественно, за деньги.
Такая подмена означает, что представители власти с удовольствием говорят об обслуживании их интересов теми же специалистами от PR. Как Вы уже догадались, за деньги!
Еще на мой взгляд, более стыдно и неприлично профессионалов от PR (не от «пиар»!) в современных предвыборных баталиях.
Именно потому стыдно и неприлично, что истинный PR (как уже говорилось) — это искусство «устанавливать честные, открытые, равноправные отношения с общественностью». К сожалению, практика последних лет демонстрирует отсутствие в действиях многих властных органов и открытости, и равноправия, да — зачастую — и честности.
А если кандидаты, поддерживаемые властью, пиарятся, то есть получают преимущества для себя за деньги, зачем в этом участвуют профессионалы от PR? Только из-за денег? Именно это стало мерилом профессионализма?
(С грустью и сожалением узнал я о том, что многие омские пиарщики отлично отработали деньги на выстраивании отношений кандидатов от монопольной власти с избирателями. Не открытых. Не равных. Не честных.)
Резюмирую. Ситуация, когда истинное понимание public relations мало-помалу оказалось погребенным под густым слоем пахучего пиара, представляется мне неприличной и постыдной для профессионального сообщества. Еще более странно, когда участники этого профсообщества стыдливо отстраняются от этой проблемы, пускаясь в дискуссии, о том, должен ли пиарщик сам уметь писать тексты для газет или нужно ли пиарщику журналистское образование.
Про пиарщиков говорить больше не хочу, а специалисту по public relations необходимо уметь быть честным и открытым, а участвовать только в честных, отрытых и равноправных отношениях с обществом.
В нашем городе пока есть в основном «пиар», такова реальность. А иллюзия состоит в том, что этот «пиар» вечен, что эффективной экономике региона нужен только такой «пиар». А сама экономика, в которой производительные силы не ощущают себя равноправными в отношениях с властью и работодателями, неэффективна. «Пиар» вредит экономике региона, даже если за него платят деньги.
Юрий Шатилов, сопредседатель ОМС
Полный текст, подготовленный для выступления на круглом столе «PR в Омске: иллюзия или реальность» (МЦРТ «Пирамида», 28 марта 2007 г.)