Баррикады
В конце апреля въезд на территорию ГСК «Полет-52», который находится по улице Конева в 11-м микрорайоне, заблокировали бетонными плитами и балками. Это сделал застройщик — компания «Сибстрой», которая уже развернула на данной площадке возведение жилого дома. Как пояснил председатель совета директоров ООО «Сибстрой» Игорь МИХЕЕВ, компания заключила договор аренды участка, до сих пор занятого гаражами. «Сибстрою» установили арендную плату за землю — 150 тысяч рублей в месяц, но из-за «несносных» гаражей осваивать всю площадку фирма не может, терпит убытки и срывает сроки сдачи жилого комплекса.
— Мы будем решать с прокуратурой вопрос о вскрытии гаражей, — рассказал также Игорь МИХЕЕВ. — Сейчас на членов гаражного кооператива, который незаконно стоит на нашей земле, налагаются штрафы об административном правонарушении. Кооператив со стороны стройки не огорожен, и если случится ЧП, я лично понесу ответственность. Поэтому по поему распоряжению поставили охрану и забаррикадировали въезд в ГСК.
Как рассказали в администрации Кировского округа, компания «Сибстрой» ранее за свой счет уже перенесла около 30 железобетонных гаражей на новую площадку ГСК в поселке Садовом, а также выплачивала компенсацию. По словам г-на МИХЕЕВА, в этом году компенсации уже не будет. «В 2006 году эта земля еще не была у нас в аренде, но в этом году мы не можем нести дополнительные убытки, — продолжил он. — Однако мы и сейчас готовы за свой счет переносить гаражи в поселок Садовый».
Участок для железобетонных и металлических гаражей в районе улиц Крупской — Енисейской был выделен ГСК «Полет-52» в краткосрочную аренду в 1995 году. Летом 2005 года администрация Кировского округа договор аренды расторгла и предложила ГСК освободить земельный участок. А в декабре 2006 года Арбитражный суд Омской области отказал кооперативу в требовании признать договор действующим на неопределенный срок. Поэтому сегодня гаражи фактически находятся там незаконно. И доводы автомобилистов, что вместо временных боксов были сооружены капитальные строения, ничего не меняют.
Перенос
Похожая ситуация и с ГСК «Полет-62» по улице Конева — 70 лет Октября. Там были построены железобетонные гаражи с элементами капитальных конструкций. Администрация Кировского округа выдала членам кооператива ордера на право пользования именно капитальными гаражами. Однако ГСК попал в зону строительства подходов к метромосту, и еще в 2001 году договор аренды земли был расторгнут с кооперативом в одностороннем порядке. Члены ГСК «Полет-62» пытались через арбитражный суд вновь заключить договор аренды земельного участка площадью 0,754 гектара сроком на один год. Но сначала проиграли процесс в первой инстанции, а 6 апреля 2007 года — и в апелляции.
— Они пытаются доказать, что гаражи имеют статус капитальных, чтобы им выплатили компенсацию за гаражные боксы, — рассказал «КВ» начальник отдела малого коммунального строительства администрации Кировского округа Сергей ВОРОТНИКОВ. — Жители просят суммы от пятисот тысяч рублей и выше или взамен старого гаража требуют капитальный гараж в другом месте. Эти условия, естественно, для города неприемлемы.
В ГСК «Полет-62» большинство гаражей выполнены из железобетонных конструкций с одной стенкой между гаражами. Разобрать и смонтировать их на новом месте скорее всего не удастся. Компания «АСК», которая также возводит здесь ярмарочно-выставочный комплекс, предлагала хозяевам боксов взамен гаражи-мыльницы. Но многие отказались.
Выносу подлежат еще несколько ГСК по улице Конева в 12-м микрорайоне — «Полет-59» (1 268 гаражей), «Полет-38» (1 168 гаражей) и «Маяк-12» (76 гаражей). Договоры аренды земли с гаражными кооперативами уже расторгли, и на эти площадки заключены новые договоры с застройщиками капитальных объектов.
— Но при выделении участков инвесторам городской департамент архитектуры не учитывает, что на них размещены даже не десятки, а тысячи гаражей, — продолжает Сергей ВОРОТНИКОВ. — И эту проблему надо как-то решать. За каждым гаражом стоит семья, как правило, в гаражах имеются еще и продуктовые погреба.
Определением новых мест под временные гаражи также занимается департамент архитектуры. Площадки под ГСК «Полет-62» и «Полет-52» и некоторые другие отведены в районе поселка Садового. Но вот 377 металлических, 69 кирпичных и 822 железобетонных гаража ГСК «Полет-59» выносить пока некуда — участок для них еще не найден. А с ГСК «Маяк-12» поступили совсем неподобающе. Этот кооператив всего два года назад вынесли из 12-го микрорайона на новое место, определенное департаментом архитектуры. Однако не успели автомобилисты как следует обустроиться, как их площадку снова отвели под застройку. Такая непоследовательность городских властей возмущает жителей больше всего.
В 2007 году также должны быть ликвидированы порядка тысячи гаражей вдоль улицы Крупской. Здесь в ряд стоят ГСК «Полет-63», «Полет-32», «Полет-32а» и «Маяк-1». Попадающие под снос гаражи планируется перенести в поселок Рыбачий, чему их владельцы также сопротивляются. Должны быть убраны практически все гаражи в Чукреевке, а также ГСК «Маяк-3» и «Маяк-6» по улице Волгоградской. Всего таких площадок на Левобережье сегодня порядка 20 штук, а это около шести тысяч ликвидируемых гаражей. С учетом застройки микрорайона по улице Енисейской, площадки напротив «Торгового города», расширения дорог и т.д. под снос в ближайшие годы должны пойти 11 тысяч гаражей разной конструкции. Это примерно половина из всех имеющихся гаражей на Левобережье.
Площадки под вынос этих гаражей, определенные в районе поселков Садовый, Рыбачий и в Солнечном поселке в районе ПАТП-8, удалены от жилых домов. Поэтому автомобилисты и воспринимают переезд без всякого восторга, пытаясь всячески ему воспротивиться.
«Гаражный союз»
Четыре гаражных кооператива — «Полет-62», «Полет-38», «Полет-59» и «Маяк-12» — уже объединились в некую коалицию. Они пытаются отстоять свои места и готовы бороться за землю под ГСК до последнего. Автомобилисты провели несколько встреч с представителями администрации Кировского округа и компаний, получивших эти площадки. Но компромисс со всеми членами ГСК так и не найден.
Как пояснили «КВ» в окружной администрации, обеспечить перенос гаражей должны сами застройщики. В отделе малого коммунального строительства считают, что департамент архитектуры должен четко определить вместе с застройщиками, куда вынести такое количество боксов. «К примеру, в поселок Солнечный люди, конечно, не поедут и будут намертво стоять за свои гаражи, — продолжает начальник отдела Сергей ВОРОТНИКОВ. — Нужно ставить боксы в пределах пешеходной доступности. Мы направляли свои предложения в департамент архитектуры, чтобы резервировать вблизи микрорайонов участки на 100-150 гаражей. Есть инвалиды и ветераны, которые заслужили, чтобы государство им предоставило эту льготу по размещению гаража поближе к дому».
Участвовать в строительстве пропагандируемых сегодня многоэтажных гаражей большинство омичей не способно. Стоимость места в таких парковках начинается от 400-500 тысяч рублей. Поэтому для простых автомобилистов нужна совсем другая программа. И если проблему не решать, городским властям придется еще труднее. Тысячи хозяев гаражей способны создать достаточно сильное движение протеста и способны на активные действия.