Людмила ЛИТВИНЦЕВА, председатель 8-го Арбитражного апелляционного суда: "Пусть Бог не допустит, чтобы судье пришлось выбирать между правосудием и безопасностью своих близких"

Дата публикации: 30 мая 2007

— Судя по тому, что уже назначаются судебные заседания, апелляционный суд к работе готов. А насколько укомплектованы его штаты?

— Наш штат сформирован уже более чем на 50%. Из 20 судей, предусмотренных на первом этапе работы, пока 11, включая меня, документы еще на одного ждут подписи президента, на двух уже объявлен конкурс. Сформированы три состава судей: по делам о банкротстве, экономическим и административным спорам. Заместителей у меня пока нет, а когда появятся, будут сформированы коллегии. Восемь судей пришли сюда из Арбитражного суда Омской области, еще два — из Куйбышевского и Октябрьского районных судов, вместе с ними пришли 12 помощников судей.

Приняты на работу четыре секретаря судебных заседаний и специалист отдела информатизации. В сети Интернет уже открылся сайт Восьмого арбитражного апелляционного суда. В ближайшее время начнем переходить на электронный документооборот, все условия для этого есть. Первые решения по обеспечению исков нашими судьями уже приняты, мы готовы к полноценной апелляционной работе. Мы должны обеспечить достойные условия для отправления правосудия.

— Почему среди апелляционных судей нет иногородних? Не пускаем «варягов»?

— Да к нам никто особо и не рвется. В Тюменской области, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, чьи дела мы будем рассматривать, зарплата у судей намного выше, чем у нас, за счет северных надбавок, так что желающих переехать оттуда в Омск не нашлось. К тому же, к примеру, Ханты-Мансийский арбитражный суд не укомплектован судьями. Но если в конкурсах на наши оставшиеся судейские вакансии примут участие иногородние судьи, я буду только рада.

— Каким по счету стал открывшийся в Омске апелляционный суд?

— Мы стали 17-м апелляционным судом, а всего их должно быть 20. Не знаю пока, как будет у нас, но в других приступивших к работе апелляционных судах нагрузка на судей оказалась намного выше, чем предполагал ВАС. К примеру, в Кировском и Вологодском апелляционных судах после их открытия количество обжалований стало больше, чем было, когда первая инстанция и апелляция работали под одной крышей. Состав судей нашего апелляционного суда рассчитан из прежних показателей, на вольготную работу мы не рассчитываем, но надеемся, что нас не захлестнет вал апелляционных жалоб.

— Нет ли у вас опасений, что на первом этапе апелляционные судьи станут без разбору отменять решения первой инстанции для укрепления авторитета нового суда?

— Первая инстанция — это «священная корова» во всем мире, но она должна себя таковой чувствовать. Отменять судебные решения ради укрепления своих позиций — это неправильный путь. Когда судья сомневается, отменять или не отменять судебное решение, то лучше не отменять. Апелляция не может направить дело на повторное рассмотрение, а только отменить старое и принять новое решение, изменить или оставить без изменения решение первой инстанции. Поэтому в ходе апелляционного разбирательства судья рассматривает, перепроверяет и, если надо, переоценивает все обстоятельства дела, у него может появиться свое видение, отличное от уже принятого.

Когда первая инстанция и апелляция были в одном суде, судьи разных инстанций тесно общались между собой, это имело значение при принятии решений. Сейчас апелляция работает изолированно от первой инстанции, но преемственность все равно сохраняется. Главное — чтобы не возникло противопоставления апелляции и первой инстанции, чтобы апелляционных судей не подозревали в том, что они «вознеслись», смотрят на коллег из первой инстанции свысока и поэтому отменяют их решения. Это очень опасная тенденция, будет жаль и областной арбитражный, и апелляционный суд.

Утверждаться нужно, но не за чей-то счет, платой за авторитет не должно стать снижение качества судебных решений. Если в кассации апелляционные решения будут отменять, авторитета не добьешься. Когда судебные решения отменяются-изменяются, это сказывается на качестве правосудия. Я много лет руководила первой инстанцией, знаю ситуацию изнутри. С одной стороны, над первой еще четыре инстанции, которые, если что не так, поправят. С другой, судьи откровенно радуются, если их решения остаются без изменений и во всех последующих инстанциях, значит, все было оценено верно. Надеюсь, что между первой инстанцией и апелляционным судом не будет особых противоречий, ведь мы участники общего арбитражного процесса.

— В чем для вас как для председателя основные отличия между арбитражным и апелляционным судом и что больше всего вызывает опасений в новой ступени вашей работы?

— Честно сказать, еще не почувствовала, в чем отличия, в основном все так же. А самую большую тревогу вызывают северные дела по нефте- и газодобыче. В подведомственных нам регионах крутятся большие деньги. В своих людях я уверена, в том, что все решения будут приниматься законно, не сомневаюсь, никакого шевеления за своей спиной не допущу. В то же время у всех судей есть дети, родные, которые могут стать предметом для шантажа. Судьи ведь самые незащищенные люди, хотя они сами и все их окружение контролируются под микроскопом. Пусть Бог хранит апелляционный суд и не допустит, чтобы судье пришлось выбирать между правосудием и безопасностью своих близких.

— Насколько готово здание суда для грядущей работы?

— Здание готово настолько, насколько укомплектован суд. У всех работников есть мебель, оргтехника и все необходимое. А приобретать заранее не имеет смысла, ведь бюджетные деньги нужно тратить не только по назначению, но и эффективно. Руководитель всегда ходит по острию ножа при решении финансовых вопросов. Что-то приобреталось по тендеру, что-то по котировке, но все — по мере необходимости.

Областное правительство выделяло деньги на ремонт и реконструкцию здания, но впоследствии ВАС вернет их в полном объеме. Строительные и отделочные работы выполняло ООО «Интерстройсервис», к сожалению, не всегда качественно. После ремонта протекла крыша, один из углов здания подмокает, много нареканий по отмостке. Недочеты устраняются по мере выявления, работы по обустройству продолжаются. Так, в июне запустим столовую.

Здание суда к нам в собственность не перешло, мы заключили с муниципалитетом договор аренды на пять лет. Когда суд заработает в полном составе, ВАС поставит вопрос о приобретении нашего здания в федеральную собственность.

— Что, на ваш взгляд, даст региону появление апелляционного суда?

— Прежде всего это новая ступень защиты своих прав для бизнеса. А для Омска и региона в целом — это высокая оценка судебных инстанций и юридического потенциала. Председатель ВАС Антон ИВАНОВ знал омский арбитраж только по бумагам, а когда приехал на открытие апелляционного суда, убедился, что выбор в пользу Омска был сделан правильно, увидел условия работы, людей. В арбитражный суд он пришел неожиданно и поразился, что у первой инстанции такой высокий уровень, убедился, что там никто не делает вид, что работает, а работает на совесть. И о юрфаке ОмГУ ИВАНОВ очень высокого мнения. Во время визита он говорил о достаточно высоком уровне профессорско-преподавательского состава нашего университета и об отсутствии «придуманных» профессоров. Антон Александрович признался, что с удовольствием и интересом читает книги и монографии, написанные нашими учеными.

Для всех омских выпускников юридических специальностей апелляционный суд — это долгосрочная перспектива, ведь судья — это венец деятельности юриста. Частый приезд бизнесменов и юристов с северных территорий на апелляцию в Омск, вне сомнений, послужит развитию гостиничного и сервисного бизнеса. Появление апелляционного суда — это высокая оценка омских судей, их профессионализма и компетентности.

— Как будет работать апелляционный суд?

— В Арбитражном суде Омской области мне удалось наладить четкий механизм работы, здесь, уверена, будет не хуже. Если сравнивать, как работают местные правоохранительные и правоприменительные органы, то только в арбитражном суде заявления принимаются с 8 до 19 часов без обеда. Чтобы люди с шоколадками не ходили, нужно создать достойные условия.

В апелляционном делопроизводство более упрощенное, чем в первой инстанции. Согласно закону сами дела и апелляционные жалобы к нам поступают из первой инстанции, но мы тоже будем формировать апелляционные производства. Место для ознакомления с делами у нас подготовлено, посетители к нам уже приходят постоянно. Апелляционный суд должен стать дополнительным барьером защиты для предпринимателей, способствовать торжеству правосудия.

— Стало ли у вас больше свободного времени и как его проводите?

— В период становления суда было много хлопот, в дальнейшем, надеюсь, их будет меньше, но время покажет. Это ведь от человека зависит. По-прежнему с радостью занимаюсь выращиванием овощей, рассаду на подоконнике уже вырастила, теперь жду тепла, чтобы высадить на участке. Для поддержания здоровья с недавних пор каждое утро обливаюсь холодной водой, закаливаю организм.

Слава богу, что судейская зарплата позволяет судьям отдыхать там, где хочется. В прошлом году побывала в трех скандинавских столицах — Копенгагене, Осло и Стокгольме. У меня осталась еще одна мечта — побывать в Бергене, на родине Грига, надеюсь, осуществится.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2007/05/20/869036