Леонид ПОЛЕЖАЕВ: "Есть вещи,которые лежат не только за пределами срока моих полномочий но и за пределами моей жизни"

Дата публикации: 06 июня 2007

Первая пресс-конференция губернатора Леонида ПОЛЕЖАЕВА после переназначения на новый срок прошла 1 июня и длилась около двух часов — вдвое дольше обычного. На поздравления журналистов с новым сроком и предположения, что у губернатора "вместо сердца должен быть пламенный мотор", Леонид ПОЛЕЖАЕВ ответил, что с 25 лет он постоянно занимается тренингом. "Больше ничего нет", — признался он. Губернатор рассказал о планах правительства, об истории выставки вооружений, о скором вводе Среднесибирского железнодорожного хода, в котором задействована станция Иртышская и нового железнодорожного моста через Объ у Камня-на-Оби. Кроме того, на днях Омская область в числе 11 регионов вошла в пилотный проект строительства жилья, по которому федеральный бюджет будет финансировать инженерную инфраструктуру нескольких новых микрорайонов.

Я понимаю, кому-то хочется другого губернатора. Ну найдите его, ради бога

Внимательно отслеживал всю прессу периода выборов. Были предположения, что мне президент почему-то должен был дать отставку, или что я был поглощен бесконечными хлопотами по поводу того, чтобы меня переутвердили. Ни первого, ни второго не было. Это был выбор двух человек — президента и мой. Никаких усилий, кроме тех, которые я делаю у вас на глазах, никаких попыток политического самоутверждения нет. Я считаю, этого достаточно для оценки деятельности действующего правительства, которое я возглавляю уже немало лет. Я понимаю, что кому-то хочется перемен, новое лицо. Ну, найдите его, ради бога, но политическая объективность такова, и примите ее такой.

Все уйдут в отставку, но будут переназначены

Есть закон о порядке формирования правительства области, в котором предусмотрена со сменой или переназначением председателя правительства процедура выведения за штат и назначения всех ведущих членов правительства. Надеюсь, эта процедура не будет растянута во времени. Не думаю, что нас ожидают крупные изменения или свежие струи, которые некоторые хотят видеть. Я перед собой вижу людей, которые способны сегодня реализовать задачи, которые стоят, профессионально, ответственно. Думаю, что в течение недели, десяти дней вы получите перечень нового состава правительства. Никаких изменений в структуру правительства мы вносить не будем. Меня как губернатора она устраивает. Не нужно делать и отдельного председателя правительства как посредника между губернатором и правительством. Это не повышает эффективность управления, а повышает ревность, натянутость в отношениях, которая есть в правительстве других регионов.

Митрополит мне намекает о восстановлении и других храмов

Это голубая мечта нашего митрополита. Не успели мы начать возрождение Успенского собора, он мне потихоньку намекает, что неплохо бы начинать, например, заняться Свято-Ильинским собором, Воскресенским собором. Был очень красивый храм на привокзальной площади, на его месте стоит здание управления железной дороги и памятник Ленину. Но есть вещи, которые лежат не только за пределами срока моих полномочий, но и за пределами моей жизни. Интерес к истории, культуре Сибирского края должен продолжаться в деятельности будущих управленцев. Надо что-то им оставить, а то мы все возродим...

Я отрицательно отношусь к решению мэрии строить себе офис

Мне на «Губернаторском часе» задали вопрос, на который я, правда, не успел ответить. Он примерно так звучит: «Проходил саммит глав государств Евросоюза в Самаре, и там показывали шикарную резиденцию губернатора. Не думаете ли вы построить резиденцию такого уровня у нас?» Патриотический вопрос. Всем нам хочется, чтобы Омск выглядел достойно. Но это же все надо делать ко времени. Вы знаете, я отрицательно отношусь к решению мэрии о строительстве офиса администрации города. Затратный проект. Когда у нас не хватает школ, детсадов трудно объяснить такие решения. Наверно, строительство резиденции необходимо, но это за пределами моих обязанностей. Кому надо, построят. Я этого делать не буду.

На проведение первой ВТТВ нас натолкнуло отчаяние

На проведение первой выставки нас толкнуло отчаянное положение оборонной промышленности. Была отчаянность: нулевые заказы, массовые выступления людей, отсутствие интереса государственных органов к оборонным предприятиям. Вся ответственность за состояние не только оборонных предприятий, всего машиностроительного комплекса легла на руководство регионов. Мы взяли на себя ответственность, выплату заработной платы. А взяли бы другой вектор направления, убеждая людей, что это не наше дело, а федеральных органов, уверяю вас, перед вами давным-давно сидел бы другой человек. Нужен был якорь, за который бы зацепились, информационный повод, чтобы начали говорить о наших оборонных предприятиях, что они способны на многое, что они дерзают. Вот приезжайте и посмотрите. В этом была основная цель организации первой выставки. И, по-моему, мы справились с той задачей. Рекламно-выставочная деятельность дала очень серьезный толчок развития самих предприятий, дала понять, что снобизм российской оборонки нужно преодолевать. Позже наши предприятия оказались готовы к изменениям госполитики, увеличению выделяемых средств на ОПК страны. Холдинг им. Хруничева не принял бы «Полет» в свою структуру. Зачем им чужая головная боль. Кто бы стал биться за «Салют», завод им. Баранова и другие предприятия, которые мы вводим в вертикальные холдинги. Интерес должен был поддерживаться. Вы не поверите, у нас сегодня на Трансмаше загрузка — людей надо принимать. Еще зарплаты не выплатили, а уже новых надо нанимать. Рекламно-выставочная деятельность вообще является двигателем экономики. К сожалению, России не хватает вот таких выставок — не только по вооружению, а вообще. На Западе их масса. Масштаб ВТТВ надо увеличивать. Большое количество гостей говорит о ее популярности. Хотя она не настолько поддерживается федеральными органами, как хотелось бы. Но поскольку выставку поддерживает правительство и президент, мы будем ее проводить дальше.

КРУГЛОВ сопротивлялся строительству нового аэропорта

Важно, какую роль играет Омская область в реальной экономике, в реальном сотрудничестве с восточными территориями как посредник между Западом и Востоком. Прежде всего имеется в виду Казахстан, Узбекистан, Китай и Индия. Здесь важную роль играет транспортная инфраструктура. Вот КРУГЛОВ сопротивляется строительству нового аэропорта. Он у нас уже был бы построен, если бы не было такой позиции акционерного общества, к тому же поддерживаемой в Москве. Ущерб, который мы несем, измеряется годами, потому что без современного международного аэропорта возможности области значительно сужаются. Объемы воздушно-транспортных перевозок связаны с наличием не столько пассажирского, сколько грузового аэропорта. Это нелепость, которую мы преодолеем. Но жалко потерянного времени. Нас очень интересует вопрос развития железнодорожной транспортной сети. Мы исчерпала свои пропускные возможности, а объем перевозимых грузов начинает превышать период советских лет — по углю, топливу, лесу, контейнерным перевозкам. Необходимо вводить в действие Среднесибирский вход с мостом через Обь в районе города Камень-на-Оби Алтайского края, где задействована наша станция Иртышская. В итоге поезда смогут перемещаться в сторону Алтая и Кузбасса минуя Новосибирск. Строительство этой сети даст возможность области стать транспортным узлом большим, чем Новосибирский. Мы час назад встречались в начальником Западно-Сибирской железной дороги ЦЕЛЬКО. Мне приятно было узнать, что близится к завершению строительство этого входа, включая ввод в эксплуатацию железнодорожного моста уже в 2008 году. За этим следует расширение мощности станции Иртышская. Она становится ключевой станцией на этом плече. Так сформируется второй мощный транспортный узел наравне с «Московкой».

Ветеранов труда станет больше

Мы с ВАРНАВСКИМ на уровне Совета Федерации вносили поправку о расширении групп ветеранов. Россия на это не пошла. Мы понимаем, что это зона ответственности региональных органов власти. Думаю, мы будем единственным регионом в стране, который возьмет на себя такую ответственность. Я допустил в «Губернаторском часе» существенную ошибку, сказав, что это будет с января 2007 года. Конечно, речь идет о январе 2008 года. Первая часть изменений коснется самых малообеспеченных. За два года мы решим эту проблему и применим Закон о ветеранах в полной мере: в отношении женщин, имеющих стаж 35 лет и мужчин — 40 лет, независимо от имеющихся наград.

Федерация профинансирует инженерную инфраструктуру для 5 млн кв. м жилья в Омске

Ветхого жилье — это проблема общероссийская. Президент в своем послании сказал, как страна, имеющая хорошее финансовое обеспечение, может сегодня допускать, чтобы миллионы ее жителей жили в бараках. Абсолютно неправильно было принимать в рамках административной реформы Градостроительный кодекс, где капремонт зданий и инженерных коммуникаций возложили на плечи собственников. Мы вели разговоры с Минфином, и не только мы — вся страна. Возможно, эта тема раздувается специально, для того чтобы вбить клин межу муниципальными и региональными органами власти. Но президент сказал, что надо в 10 раз увеличить объемы финансирования регенерации ветхого жилья. Это учтено в бюджете 2008 года, и, естественно, там и Омская область имеет свое место. Вот мы сейчас строим город, обнажаем его, вскрываем трущобы, на которые смотреть без ужаса нельзя. Разворотили весь Левый берег, я с трудом могу удержать себя от желания послать туда бульдозеры, столкнуть все это в Иртыш и тут же построить новое. Но все определяется объемами средств.
В начале июня мы подпишем с правительством РФ соглашение о пилотных территориях по строительству доступного и комфортного жилья. В это положение войдут 11 регионов России, в том числе Омская область с 5 миллионами кв. метров, инженерное обустройство для которых будет производиться за счет средств федерального бюджета, РАО ЕС, Межрегионгаза, Газпрома, Федерального агентства по дорожному строительству. В пилотный проект попали «Московка-2», «Заречье», «5-й микрорайон» и «Первый планировочный район». Высвободившиеся деньги, которые мы тратим на инженерную инфраструктуру, пустим на ликвидацию ветхого жилья. Но решающий вклад здесь должен сделать в виде национальной программы федеральный бюджет. И в принципе правительство к этому готово.

Я себя неловко чувствую в магазинах, пугаюсь

Мы можем построить великолепные больницы, поставить суперсовременное оборудование. Но среднестатистический житель области оценивает уровень здравоохранение не потому, сколько стоит оборудование клиник. Для него все начинается с окошка регистратуры, куда человек засовывает голову, робея, а его встречают с криком: «Что тебе надо?! Много тут вас ходит». Вот стиль отношений! И когда он, проходя муки дантовы, доходит до этого современного компьютера, ему уже ничего не надо. Нам надо очеловечить медицину прежде всего. Не все люди твердокожие. Вы знаете, меня один случай раз и навсегда отбил желание ходить в магазины. Я в них неловко себя чувствую, пугаюсь. Однажды, когда я первый год после окончания института работал и жил в Павлодаре, мне позвонил брат и сказал, что едет в гости. Надо же гостя принять. И я в 9 утра бегу в магазин напротив своего дома купить еду, выпивку, естественно. Выбрал, встаю в очередь в кассу платить. Подходит моя очередь, а там кассирша сидит — баба такая, с перстнями на руках. Я ей перечисляю: сыр, еще что-то и потом — бутылку водки. И слышу: «Водки? Ты что, с утра шары залил? Не видишь, что водка с 11 часов продается!». Я от этой кассы, из этого магазина не помню как вылетел, перелетел улицу и только в подъезде собственного дома очнулся. Вот как можно встречать! И это едва ли не норма. Для вас это новость, что ли? Нельзя к этому привыкать. Общество должно отторгать такую форму обращения с собой. Кого бы это ни касалось: милиционера, врача, библиотекаря, кого угодно.

Думаю, мэрию обеспокоит придуманный нами механизм аренды недвижимости

Я вообще отрицательно отношусь ко всему, что субъективно решается в сфере благоустройства и арендных отношений. Это касается и площадок по утилизации твердых бытовых отходов, и аренды жилых и нежилых помещений, где конфликтные ситуации никогда не утихают. Здесь особый должен выработаться алгоритм отношений, который до минимума сведет субъективные решения, выражающие интересы какой-то стороны, которой больше симпатизируют чиновники. Примерно такую систему мы пытаемся сконструировать сейчас с Главным управлением земельных ресурсов. Думаю, мы построим такой механизм и в мэрии тоже будут обеспокоены этим. Второй момент: в таких делах муниципального характера очень важно и велико общественное воздействие. Надо не бояться делать это гласным. За каждым чиновником не уследишь: то ли он интересы города соблюдает, то ли какой-то одной группы, то ли какого-то человека. Прозрачность, гласность этих явлений будет способствовать росту авторитета власти.

Самое выгодное место для плотины — Нововаршавский район. Но Казахстан будет против

У Иртыша три хозяина — Китай, Казахстан и Россия. В самом невыгодном месте использования реки находится Россия. Это весь Обь-Иртышский бассейн. Китай ведет масштабные мелиоративные работы в местах, куда переселяется большое количество населения. И они будут максимально отбирать сток. Мне видится перспективным сесть за стол переговоров с Китаем. Много было попыток: они вежливо улыбаются, но не садятся. То же самое с Казахстаном, который имеет повышенное водопотребление в связи с бурным развитием Астаны. Ну и, конечно, львиная доля падает на энергетический блок — Шульбинскую и Бухтарминскую ГЭС, у которых изменена технологическая схема их эксплуатации. В советской системе эти станции работали как пиковые. Они включались, только когда росли бытовые нагрузки — вечером, летом. Пиковые нагрузки быстро восполняются только механическими станциями. С изменением статуса эти станции превратились в энергодобывающие. Соответственно, им надо много воды, чтобы обеспечивать объемы. Просто так они воду не отдадут. 650 кубометров воды в секунду — предельный объем, который мы можем получать из этих водохранилищ, а этого недостаточно для регенерации реки. Поэтому необходимость строительства гидроузла в пределах Омской области очевидна. Мы постарались сделать этот проект гласным, чтобы люди знали, куда мы тратим деньги. Это дорогостоящий проект. Сценарий таков: мы выполним технико-экономическое обоснование и техническую документацию, а потом будем апеллировать к федеральному правительству о возмещении части затрат или долевом участии федерального бюджета в строительстве этого гидроузла. Но у нас мало времени, всего пять лет. Иначе Иртыш станет подобием Омки. Рассматривается несколько створов. Самый выгодный створ — в пределах Нововаршавского района. Но емкость поймы в пределах этого створа выходит за пределы нашей госграницы. Кривая подтопления пойдет на Казахстан, а Казахстан никогда не согласует затопление своих земель в интересах России. И мы вынуждены уйти в другой створ. Как быстро постоим? Смотря кто строить будет. Технически сделать это несложно, но надо, чтобы этим занимались понимающие люди.

Рожайте!

С этого года мы сделали нулевые кредиты даже для тех, кто брал ипотеку в 2005 и 2006 годах. И по этой ипотеке при рождении второго и третьего ребенка не 200 тысяч будет возвращаться — мы с них полностью спишем долг, и бюджет области оплатит его кредитной организации. Это решение действует с января 2007 года. Так что рожайте! Думаю, у нас самый объемный пакет социальной поддержки, и вряд ли какой-то регион сейчас его имеет. Меня экономисты обвиняют в том, что область несет большие социальные обязательства.

Подписано соглашение о строительстве в Омске цементного завода

Президент поставил цель — ввести 136 миллионов кв. метров жилья. Это один метр на человека. Американский уровень — 2 кв. метра. А мы в Омске в 2006 году добились 0,4 кв. метра — и это самый высокий показатель в России. Эти показатели надо мерить отношением к численности населения и ценой, по которой продается жилье. В этом году мы добьемся результата 0,5 кв. метра на человека. И это опять будет выше, чем в России. Но способны ли мы построить одни метр, о котором сказал президент? В России нет строительных мощностей, которые позволили бы это делать. Нет базы строительной индустрии, нет цементных заводов, а те, что есть,- технологически устарели. Мы себя ограничиваем возможностями строительной индустрии. Мы хотели бы полностью увеличить мощности сборного домостроения, равные тем, что были в советский период. Надо создавать свою базу производства кирпича. Мы 50% кирпича везем сейчас из других регионов. Но это пока в других регионах не развернуто масштабное строительство. То же самое с мощностями цементных заводов. Сегодня везем из Новосибирска, с волжских заводов и даже начинаем покупать за границей. Но цены растут, поэтому надо развивать свою стройиндустрию. Это влияет на цену кв. метра жилья. Цемент — это особое производство, и нам здесь без серьезного инвестора не обойтись. Мы уже два года ведем поиск такого инвестора, много проведено переговоров. Вопрос упирается в сырьевую базу. У нас только один привлекательный компонент — золоотвалы наших ТЭЦ. Но это один компонент, а не все сырье.
1 июня с одной германской фирмой, которая является крупнейшим производителем цемента в России (инвестиционная компания «Дукерхофу» — «КВ»), мы подписали рамочное соглашение на производство 1 миллиона тонн цемента. Думаю, через четыре месяца уже будут готовы необходимые расчеты для принятия решения.

У меня еще нет мнения по кандидатуре АЛЕНИЧЕВА на пост сенатора

Я не обсуждал вопрос по кандидатуре Дмитрия АЛЕНИЧЕВА, рекомендованного генсоветом «Единой России» на пост сенатора от Омской области. Это пока находится на уровне предположений и рекомендаций. Я еще не занимался этим, потому что вопрос решается Законодательным собранием, а не правительством. Поэтому у меня нет еще мнения по этому поводу. Если оно будет, я вам обязательно выскажу.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2007/06/21/726527