Александр ЛУППОВ,Министр промышленной политики, транспорта и связи Омской области: "По-моему, ХАРИТОНОВ отсидел за всех арбитражных управляющих России."

Дата публикации: 13 июня 2007

Про ВТТВ

В России существует шесть военных выставок. Я не считаю, что это много. Выставки должны дополнять друг друга. Мы специализируемся на показе сухопутных военных средств. Не случайно родилось обращение президента к выставке. Это впервые за семь лет. На прошлой выставке было обращение помощника президента БУРУТИНА. Наверное, слабовато для международной выставки, но тем не менее оно было. Федеральные люди после президентского обращения по-другому стали говорить. Ведь на каждый шаг выставки нужно собрать сотни подписей. Приветствие президента сразу многие вещи расставило на свои места.

С каждым годом растет качественный уровень выставок, растет количество участников. Почти на каждой выставке появляется новый интересный объект, где проводится выставка. На этот раз это «Континент-2».

В седьмой выставке есть ряд отличительных особенностей. Есть изменения в связи с реструктуризацией омской оборонки. Они не могли не сказаться на данной выставке. Наши крупнейшие предприятия «Полет», объединение имени Баранова — вошли в вертикально интегрированные структуры. — Теперь и головные предприятия принимают участие в выставке.

Из 32 предприятий, которые занимаются оборонной тематикой, 16 по указу президента находятся в перечне стратегических предприятий. Сегодня по 12 предприятиям практически определена судьба вхождения их в вертикально интегрированные структуры.

Интересная экспозиция была у Омскагрегата. Это предприятие показало европейский уровень, который можно показывать на подобных мероприятиях. Прекрасная экспозиция производственного объединения «Иртыш». В рамках давних договоренностей мы участвуем в выставке в Нижнем Тагиле, и уральцы всегда принимают участие в выставке вооружений в Омске. Я думаю, если мы не будем принимать участие там, а они не будут принимать участие здесь, от этого никто не выиграет — ни уральцы, ни сибиряки.

Есть изменения на полигоне 242-го учебного центра, в частности новый водоем длиной 180 метров, шириной 60 метров и 4 метра глубиной. Сегодня появилась прекрасная возможность для использования данного сооружения для подготовки курсантов Военно-инженерного института, воинов учебного центра. И мы строили полигон не для того, чтобы устраивать показ на выставке. Потому что слишком большая роскошь — строить подобные сооружения для показа раз в два года.

В выставке приняло участие порядка 200 предприятий. В эти дни в Омске побывали делегации из 42 стран, это более 200 человек. То, что интерес иностранных гостей не спадает, очевидно. В то же время так сложилось, и не только в Омске, что иностранные государства не принимают участия в показе своей техники.

Про «Полет»

Впервые очень крупно представлена экспозиция Государственного космического научно-производственного центра имени Хруничева. Также впервые публично представлена на суд зрителя ракетоноситель «Ангара». Это машина нового поколения.

В советское время центров ракетного машиностроения было несколько. Каждый завод делал свою номенклатуру. В Омске делалась ракета-носитель «Космос». На базе «Космоса» выпускалось много боевых ракет. В Красноярске, например, производились морские ракеты. Российская Федерация — это другое государство. Сейчас принято решение перейти на одну унифицированную ракету-носитель, то есть на один комплекс. Есть соответствующий указ президента России и постановление правительства РФ.

Специально для ракеты-носителя «Ангара» строится пусковой комплекс на космодроме «Плесецк». Головным предприятием здесь определен центр имени Хруничева. 3 февраля текущего года появился указ президента о создании холдинга, куда входит Воронежский механический завод, задача которого — производить маршевый двигатель первой ступени. От «Пермских моторов» отпочковалось акционерное общество «Фоэм», которое занимается выпуском двигателей разгонного блока и второй ступени. Контрольный пакет акций этого общества выкупил Роскосмос. Омское аэрокосмическое объединение «Полет» и несколько небольших структур, которые занимаются материально-техническим обеспечением. Сегодня ведется работа по оценке и паспортизации объектов. В понедельник, перед выставкой, губернатор обсудил с НЕСТЕРОВЫМ все параметры данного проекта.

Целиком носитель будет выпускаться на Хруничева, но мы будем выпускать очень крупную составляющую — первую ступень и разгонный модуль для разных типов. Взялись за эту работу, потому что по параметрам ракеты-носитель «Космос» близка «Ангаре», это требует минимальных затрат на выпуск оснастки, на освоение данного носителя на производстве в Омске. Кроме этого в рамках холдинга предполагается передача авиационной составляющей с Хруничева сюда в Омск. Они производят легкие самолеты, такие как «Орел», «Грач» и ряд других модификаций. Это предполагается передать на производство в Омск, ввиду того, что мы производим самолет АН-3Т.

На сегодняшний день выпущено 24 АН-3Т, покупателями которых являются в основном авиакомпании Севера России. Мы ведем постоянное продвижение этой машины в Казахстане, Монголии, странах Ближнего Востока, а также Африканского континента.
Осенью 2007 года машине исполняется 60 лет. Мы глубоко убеждены, что в ближайшие 20 — 30 лет лучшего пока не будет.

ОМО им. Баранова

С прошлой выставки ведутся переговоры о создании вертикально интегрированной структуры по авиамоторостроению. Все моторостроительные объединения РФ, за исключением «Салюта» и завода им. Баранова, сегодня являются акционерными обществами с госпакетом, без такового. Среди акционеров очень много иностранных компаний. Многие понимают, что иностранцы не очень заинтересованы в развитии российского авиамоторного строительства. Поэтому было принято решение объединить два ФГУПА — ОМО им. Баранова и «Салют» — в единый холдинг. Этот холдинг сегодня активно занимается прежде всего боевой авиацией. Все машины и Сухого, и МИГ летают на двигателях «Салюта» и омского завода имени Баранова. Сегодня подготовлен проект указа президента о создании такой структуры. Мы полагаем, что не позже осени этот указ будет подписан.

Идеология всех холдингов такая. Сегодня существует большой кадровый голод на оборонных предприятиях. В Москве дорогая рабочая сила, невозможно найти специалиста высокого класса. В то же время в Москве мощные КБ, которые производят опытные конструкторские разработки. Поэтому схема такая. Там разрабатывают, а серийное производство здесь. Сегодня станочнику в Москве надо платить 60 тысяч рублей. А в Омске мы будем платить станочнику 15 — 20 тысяч рублей, но это тоже достойная заработная плата.

Благодаря объединению Хруничева и «Полета» наша экономика приросла на 11,8% по отношению к уровню 2006 года, машиностроение — на 17%. За пять месяцев этого года рост в 13%, машиностроение идет под 20%, «Полет» — 24%, ОМО им. Баранова — 20% к уровню прошлого года. Это результат того, что сегодня появилась загрузка, в том числе и из тех головных предприятий.

ГЛОНАСС

В свое время головной структурой по проектированию ГЛОНАСС стал Красноярск. После 90-х годов многие позиции, в том числе и по производству спутников, были перенесены туда. С чем мы категорически были не согласны тогда, не согласны и сегодня. Мы постоянно работаем над тем, чтобы участвовать в этой системе, готовим свои предложения на военно-промышленную комиссию. Большая часть летающих сейчас спутников в основном омского производства. Так что мы готовы участвовать, и, думаю, правительство вернется к тому, что мы будем участвовать, потому что альтернатив не много.

Другие предприятия

Очень интенсивно себя показали кКурганские предприятия, во главе с заместителем губернатора. 11 предприятий приняли участие из Томска во главе с начальником департамента промышленности томской администрации. На выставке присутствовал президент Сибирского отделения Российской академии наук Николай ДОБРЕЦОВ. Новосибирские предприятия были, уральские, из Кирова. Постоянно принимает участие Удмуртия.

Хорошие отношения сложились с Камским автомобильным заводом. Омский «Сатурн» делает большой объем поставок охладителей надувочного воздуха для автомобилей КамАЗ. Более 50% камских автомобилей выпускаются с охладителями омского производства. Сегодня начали выпускать масляные радиаторы для Камского завода.

Губернатору показывали комплект оборудования для цифрового телевизионного вещания ПО «Иртыш» вкупе с рядом других предприятий. В 2010 году вся Россия перейдет на цифровое вещание. К каждому телевизионному приемнику надо будет сделать приставку, это рынок в десятки миллионов приставок. Сегодня борьба на этом поле идет. Мы поставили задачу, и Иртыш освоил это производство. Есть элементы, которые мы закупаем за рубежом, но мы находимся в поле мировой экономики, и от этого никуда не деться. Сейчас мы ведем переговоры с ФАП, чтобы омский «Иртыш» был одним из головных предприятий в производстве этих изделий.

Омсктрансмаш

Из всех оборонных предприятий Омской области Трансмаш — самое узкое место. В августе исполняется пять лет, как он находится в стадии банкротства. За эти годы все увидели изъяны законодательства по банкротству стратегических предприятий. Имущество предприятия продавать нельзя, так как оно необходимо для нужд государства. А получилось так, что этим заводом занимается только правительство Омской области. В 2004 году мы выделили 100 млн на зарплату, более того, все зимы энергетика предприятия обеспечивается бюджетом области. Помимо несовершенного законодательства нет согласованной позиции федеральных органов власти по судьбе этого завода.

После личных встреч осенью прошлого года активно за эту проблему взялся Владислав ПУТИЛИН. Это единственный гражданин России, который взялся за судьбу этого завода. На каждом заседании военно-промышленной комиссии, а она заседает два раза в месяц, обсуждается вопрос по Трансмашу.

Подготовлено постановление правительства РФ о выделении финансовых ресурсов, чтоб Трансмаш смог рассчитаться со своими главными долгами, прежде всего это заработная плата. Кредиторская задолженность Трансмаша сегодня 1 млрд 600 тысяч, мы вели переговоры о 1 млрд 200 тысячах, сегодня Минфин согласен выделить 700 млн рублей.

В России предполагается создание бронетанкового холдинга. Но мы, омичи, всегда выступали против него, потому что Россия — большое государство и оно способно иметь два таких предприятия. Монополизм не всегда хорош. Уральская машина и омская совершенно разные, и нельзя одно применить к другому. Военные также против создания этого холдинга.

Принято решение о создании Федерального модернизационного центра по модернизации и производству танков на базе Т-80. Прорабатывается вопрос о том, чтобы правительство РФ должно выделить энное количество денег, чтобы купить долги Трансмаша, а именно оборудование, чтобы на основе этого создать модернизационный центр. Но оборудование должно передаваться предприятию, имеющему лицензию на производство бронетехники. КБТМ находится внутри территории Трансмаша, поэтому сам Бог велел создать центр на его основе. Не случайно полтора года назад исполнительным директором Трансмаша стал директор КБТМ ШУМАКОВ. Омск прославился тем, что арбитражный управляющий Владимир ХАРИТОНОВ был осужден. Он продал имущество. Много пишут, что завод растащили. Но ничего подобного. Он продал всего имущества 0,4% от общего количества. По-моему, он отсидел за всех арбитражных управляющих России. Я его лично знаю и считаю, что он из всех арбитражных управляющих наиболее порядочный.

Что будет в «Континенте-2»

Решение принимается многими руководителями. Моя личная позиция: на этом месте должен появиться крупный деловой центр с постоянно действующей выставкой продукции, производимой омскими предприятиями. Если Законодательное собрание, правительство — это общественно-политический центр, то здесь деловой. Запроектировано и начато строительство комплекса в 32 этажа. Росаэроэнавигация сначала запретила нам строительство, но мы не остановились. Пошли навстречу Росаэронавигации. Спроектировали специально так, чтобы все локаторное хозяйство поднять на нужную высоту, чтобы строить этот комплекс.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2007/06/22/366268