В конце 2006 года фонд прямых инвестиций Troika Capital Partners купил 100% акций омской компании «Лагом» и заявил, что эта фирма будет объединена со своим российским конкурентом ГК «Формат». Прошло полгода. Что стоит за этой сделкой и каковы перспективы на будущее? С этими вопросами к директору ЗАО ПФ «Лагом» Татьяне МУРАШОВОЙ обратилась корреспондент Наталья ОВЧИННИКОВА.
— Как начиналась компания «Лагом»?
— Если вернуться к самому началу, то в сентябре 1996 года русские граждане Германии Сергей Егоров и Яков Гааг организовали фирму, основным видом деятельности которой были выбраны производство и оптовая торговля декоративными и отделочными материалами из нового на тот момент для отечественного рынка материала – пенополистирола. Производственная площадка расположилась в Омске, где в декабре 1996 и запустили первую в России линию по изготовлению потолочных плит из экструдированного пенополистирола.
Наиболее значимым для фирмы «Лагом» стал 2002 год. Активные инвестиции, вложенные тогда в производство обусловили бурный рост компании. В 2002м открылся наш первый филиал – в Москве. А двумя годами позже – в Екатеринбурге и Киеве. Данные города были выбраны нами, конечно же, не случайно. Все три города — важные стратегические площадки. Екатеринбург, к примеру, достаточно обширный оптовый центр. Открыв филиал там, мы получили возможность более оперативно работать с партерами уральского региона. Кроме того, у компании «Формат» — в то время нашего прямого конкурента, уже были организованы представительства в Екатеринбурге и Новосибирске. Отставать, конечно же, не хотелось. Что касается Киева, то там «Лагом» открыл свой филиал для того, чтобы быть ближе к европейскому потребителю. Дело в том, что работать со странами Европы напрямую из Омска довольно сложно. К сожалению, в нашем городе еще не достаточно развита транспортная инфраструктура. Я имею ввиду, например, организацию морских фрахтов для перевозки больших объемов груза. Из Киева сделать это намного проще. Так что, открывая филиал в столице Украины, мы работали на вполне конкретную перспективу — обслуживание европейской аудитории.
— Вчера – перспектива, сегодня – реальность. Презентуя продукцию группы предприятий «Лагом» на международной строительной выставке «BATIMAT 2005» в Париже вы рассчитывали заинтересовать зарубежных партнеров. Ваши надежды оправдались?
— Этот год стал для нас годом «выхода в свет». Кроме парижской, мы приняли участие в выставке Budma-2005 в г. Познань (Польша). Что касается международной выставки в Париже, то в течение полутора лет после нее нам удалось проработать несколько контактов, которые уже вылились в стабильные поставки. И на сегодняшний день компания «Лагом» добилась того, что ее продукция через украинский филиал бесперебойно поставляется в Венгрию, Польшу, Израиль и США. Естественно, что на этом пути возникают и сложности – это языковой барьер, трудности в понимании хозяйственной деятельности. Например, у нас в России не распространено такое понятие как страхование груза. А для зарубежных партнеров это обязательное условие. В Европе практически нет рынков в том понимании, к которому мы, россияне, привыкли. Зато там есть супермаркеты и гипермаркеты. И там сложилась такая система работы, когда супермаркеты, расположенные в отдельно взятом регионе, обслуживает конкретный дистрибьютор производителя. Все сети супермаркетов предъявляют определенные требования к качеству, ассортименту, скорости доставки продукции. Такие же требования зарубежные дилеры предъявляют к нам, производителям. Мы стараемся соответствовать. Компания «Лагом-Формат» уже работает с OBI, прорабатывает деловые вопросы с Leroy Merlin. Представительства этих крупных сетей строительных супермаркетов открыты в Москве. Нами очень активно интересуется сеть Castorama. Пока мы не достигли соглашения, но надеемся на это. Положительное решение вопроса даст нам возможность выйти на мировой рынок.
Вообще, довольно сложно оценить предпочтения западной публики. На мой взгляд, мы интересны ей потому, что можем предложить широчайший ассортимент отделочной и декоративной продукции из пенополистирола. Мы следим за модой, ведем дизайнерские разработки, изобретаем новые декоры. Поэтому можно уверенно сказать, что такого ассортимента товара, который предлагает «Лагом» нет ни у одного европейского производителя. Единственное, что на сегодняшний день сдерживает свободную торговлю – это высокие пошлины на российскую продукцию в странах Европы. Положение может измениться, если Россия войдет в ВТО. Этот шаг заметно повысит конкурентоспособностьроссийской продукции, экспортируемой на европейский рынок. Нашей в том числе.
— Вернемся на российскую почву. Конец прошлого года стал для компании «Лагом» судьбоносным. Произошло слияние холдинга «Лагом» с вашим прямым конкурентом группой компаний «Формат». Как отразился этот шаг на развитии омской компании? Плюсы и минусы.
— Да, в ноябре 2006 года Troika Capital Partners — фонд прямых инвестиций, входящий в крупнейшую инвестиционную группу «Тройка Диалог», завершила сделку по приобретению 100% акций компании «Лагом». Сделка была совершена в рамках долгосрочного развития ГК «Формат». В итоге на российском рынке возникла Объединенная компания «Лагом-Формат». Поэтому теперь я не стала бы делить на «их» и «наши» плюсы и минусы. Сейчас трудности и успехи у нас общие. И говоря о них, я буду вести речь именно о холдинге Лагом плюс Формат. До этого мы шли параллельными дорогами. Во многом успехи одной компании дублировались второй. Взять, к примеру, перечень продукции. Теперь у нас объединенный ассортимент и наши клиенты могут взять все лучшее у Лагома и лучшее у Формата. Сейчас мы занимаемся объединением клиентской базы. Холдингу это выгодно, а покупателям удобно. Раньше бывали случаи, когда постоянные партнеры одной из компаний, не работали с другой, как говорится, по этическим соображениям. Теперь такой проблемы нет.
Кроме того, мы получили возможность делиться опытом. У Формата, например, было второе направление — изготовление промышленной упаковки из пенополистирола. Так вот. К 2008 году мы планируем внедрить ряд перспективных направлений, касающихся промышленной упаковки, здесь в Омске. И уже сейчас ведем разработку бизнес-проектов.
Другой немаловажный положительный момент – это оптимизация доходной и затратной частей. Сейчас холдинг Лагом-Формат – крупнейший потребитель вспененного полистирола в России. Ведя с этой позиции переговоры с поставщиками, мы рассчитываем на более выгодные условия.
Конечно, есть и определенные сложности. Менеджменту объединенной компании нужно выработать единые стандарты, подходы к совместной деятельности. Перестроить уже сложившиеся механизмы работы предприятий на новый лад. Это сложная, но очень интересная задача. Ведь довольно редко на российском рынке объединяются две столь крупные компании.
Какова структура управления объединенной компанией?
— Холдинг «Формат-Лагом» условно разделен на две структуры: Запад – к ней относится европейская часть страны, и Восток, куда входит Средняя Азия, Сибирь, Дальний Восток, в общем, все, что находится за Уралом. Все вопросы, касающиеся продаж и продвижения продукции в этом регионе, попадают в сферу влияния Омска. За их решение отвечает Иванова Юлия. Продажами Западной структуры руководит Алиев Фархад. Раньше он отвечал за продвижение и продажи ГК «Формат». В сферу моей ответственности попадают все производственные площадки структуры Востока. Управление Объединенной компанией «Лагом-Формат» возложено на Сергея Ефремова. Все глобальные вопросы решаются в Москве, в головном офисе компании. Совет директоров возглавляет Игорь Сосин.
Кстати, Татьяна, вы ранее занимали пост директора ООО Мастер потолков». Как я понимаю, знакомая многим омичам фирма – детище холдинга «Лагом». С чем было связано это выделение?
— Крупные производители очень часто разделяют производство и коммерцию. Ведь чтобы успешно производить – нужны одни условия, а эффективно продавать – другие. Когда мы создавали дистрибьюторскую сеть,возникла необходимость в отдельной структуре, которая помогла бы нам наладить более тесные связи со своими заказчиками, изучить спрос, организовать продажи на рынке. Учредителями было принято соответствующее решение, и в 2003 году в Омске появился «Мастер потолков».
Решение каких задач стоит перед холдингом «Лагом-Формат» в текущем, 2007 году?
— 2007 год проходит под девизом «Стандартизировать и оптимизировать!» Мы вырабатываем единые подходы к осуществлению финансовой и хозяйственной деятельности, приводим в систему все производственные процессы, работаем над оптимизацией затрат. Сейчас ведем распределение производственных площадок. Их теперь у объединенного холдинга несколько: это основные производственные площадки Лагома — в Омске, и Формата — в Москве, Калининграде. Кроме того, Формат строит новый завод в Санкт-Петербурге. Сейчас мы решаем, что и где выгоднее производить. Что-то Формат перенес сюда для производства, что-то «Лагом» перебросил в Москву. В общем, мы стараемся уменьшить затратную часть, найти верный ход с точки зрения логистики.
Далее. В будущем году мы планируем увеличить производственную площадку в Омске. Но прежде чем расширять производство, нужно, прежде всего, обеспечить себя средствами производства — пополнить сырьевую базу, провести коммуникации – газо-, водо-, электроснабжение. Поэтому в этом году мы делаем вложения в модернизацию обслуживающего парка, вспомогательного оборудования. На эти цели в Омск предполагается инвестировать порядка 2 млн. долл.
Кстати, на данный момент в стадии завершения находится строительство новой котельной. В общем, в этом году мы работаем над обеспечением коммуникаций, в следующем будем вкладывать непосредственно в оборудование.
Все вложения, как известно, делаются ради прибыли. На пресс-конференции прошедшей в ноябре 2006 года Игорь Сосин, говоря о будущей прибыли объединенной компании назвал цифру – 60 млн. долл. в год. Насколько она реальна?
— Цифра грандиозная. Однако оборот холдинга Лагом до сделки, по итогам 2006 года составлял более 40 млн. долларов. Поэтому для Объединенной компании озвученная Игорем Сосиным цифра – 60 млн. долл. годового дохода, цифра вполне реальная. С поставленным планом мы довольно успешно справляемся. Уже сегодня прибыль фирмы по сравнению с аналогичными периодами прошлого года выросла в два раза.
Была разработана стратегия развития Холдинга Лагом-Формат на несколько лет вперед. Определены выручка и обороты, включая инвестиции в развитие производства. Мы предполагаем, что прибыль позволит нам к 2009 году выйти на рынок IPO. Кстати, одна из причин, по которой нынешние учредители заинтересовались фирмой «Лагом», — это возможность вывести предприятие на качественно иной уровень развития.
Наталья ОВЧИННИКОВА.