Стратегических обронных предприятий по стране было обанкрочено немало. Конверсия, которую декларировало государство, оказалась не по зубам многим оборонщикам, которые в одночасье лишились былых крупных госзаказов. Но все же Омсктрансмаш стоит наособицу — это одно из двух российских предприятий, выпускавших танки, 91% его производства составляют мобилизационнные мощности, с которыми нельзя ничего сделать даже при банкротстве.
Не вполне понятно, кому предназначались авторитетные рекомендации ПУГИНСКОГО насчет того, что нужно предпринимать и как поступать руководителям предприятий ОПК, чтобы избежать банкротства или в случае введения этой процедуры. Государство только в последнее время определилось, и то не до конца, по отечественной промышленной политике. На смену принципу «спасайся кто и как может» пришло понимание того, что оборонкой нужно заниматься всерьез. Если учесть, что главным кредитором оборонных банкротов является государство в лице налоговых органов и вспомнить, что основные долги по налогам возникли в годы промышленного обвала, то поневоле кажется, что правая государственная рука не ведает, что творит левая.
Как заверил ПУГИНСКИЙ, предприятиям ОПК, находящимся в банкротном или предбанкротном состоянии, ФАП начнет наконец-то помогать. У Роспрома в 2008 году появится фонд в 2,5 млрд рублей, из которого, в частности, будут выделяться оборотные средства. Ведь если даже предприятие выходит из процедуры банкротства, по мировому соглашению или рассчитавшись с кредиторами, то без оборотных средств обречено банкротиться по второму кругу.
ПУГИНСКИЙ подтвердил, что на выкуп мобмощностей Омсктрансмаша решено выделить 700 млн рублей. Все согласования уже проведены, осталось только получить подпись министра финансов Алексея КУДРИНА, который добро на эту сумму покане дает. Но, дескать, первый заместитель председателя Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ Владислав ПУТИЛИН намерен добить этот вопрос к середине августа.
Кроме того, предстоит определить круг производственных площадей и мощностей Омсктрансмаша, без которых нельзя обойтись при производстве танков, и провести их независимую оценку. После того как наберется на 700 млн рублей, будут проведены закрытые торги, в которых смогут принять участие только имеющие лицензию на выпуск бронетехники предприятия. По итогам торгов победителю будут выделены 700 млн из федерального бюджета, которые он и заплатит Омсктрансмашу для расчета с кредиторами.
Все остальные активы Омсктрансмаша будут продаваться на открытых торгах, вырученных денег по идее должно хватить на удовлетворение всех требований кредиторов. После чего ФГ УП «Омсктрансмаш» прекратит свое существование и будет ликвидировано как юридическое лицо. Видимо, после распродажи огромная ныне заводская территория существенно сократится, придется капитальноотгораживать ее часть, которая останется для ремонта и выпуска танков.
Если разобраться, основными претендентами на выкуп танковых мощностей Омсктрансмаша являются нижнетагильский Уралвагонзавод и омское КБ транспортного машиностроения. У уральцев финансовые возможности намного больше, чем у КБТМ, но, думается, оборонная часть Омсктрансмаша достанется омичам. Российские военные выступают против появления одного танкового производства и ратуют за сохранение конкуренции. Омский Т-80 У — газотурбинный, а нижнетагильский Т-90 — дизельный, это совершенно разные танки, в одной берлоге им не ужиться.
Когда-то ВТТВ задумывалась в основном для поддержки именно Омсктрансмаша, а потом уже всех остальных омских оборонщиков. На ВТТВ-1997 демонстрировался танк «Черный орел», за что тогдашний гендиректор Омсктрансмаша Андрей ВИШНЯКОВ чуть не лишился своей должности. А потом все разработки по этому «танку будущего» государство приказало заморозить, с тех пор выпущенный «Черный орел» хранится на складе до лучших времен. Дай бог, чтобы они пришли.
Как признался председатель профкома Омсктрансмаша Владимир ПАХОМЕНКО, «в заверениях ПУГИНСКОГО о благополучном завершении банкротства завода сквозила такая уверенность, что очень хотелось бы верить. Правда, нас уже столько раз обманывали, что верится все равно с трудом». Если все пойдет по вышепрописанному плану, то получится, что маленькое КБ, когда-то отпочковавшееся от завода, получит весь огромный танковый завод. Но в нынешней ситуации это лучше, чем ничего, и время, остановившееся для омских танкостроителей пять лет назад, снова начнет идти, а в нашем городе, возможно, снова станут делать танки.