— Я видел интервью министра транспорта России Игоря ЛЕВИТИНА. Он на форуме в Санкт-Петербурге заявил, что Москва передает аэропорт Федоровка области, а сама вроде бы участвовать в этом проекте не желает. Потянет ли область наша самостоятельно такой дорогой проект? Тем более что директор действующего аэропорта товарищ КРУГЛОВ часто говорил о его нерентабельности.
— Интересный вопрос. Если вы не работник аэропорта и не заводите меня специально. Я много раз уже говорил о позиции руководителей аэропорта Центральный нашего местного, о желании их усидеть на этом месте как можно дольше не в интересах, конечно, города. Не в интересах области, а в собственных личных интересах, в которые не входят заботы по развитию авиационного сообщения и тем более аэропорта. И рассуждения на тему, рентабельно будет или нерентабельно... Мы не рассматриваем, во-первых, Федоровку как сугубо пассажирский аэропорт, также как и Центральный. Через год, через два войдут в строй дальнемагистральные самолеты, которые не будут садиться здесь на заправку, и наш Центральный вылетит в трубу вместе с теми тремя-четырьмя рейсами, которые он делает в Москву. Дело в другом, в том, что область в интересах развития экономики должна иметь очень серьезный центр авиационных перевозок, и прежде всего грузовых. Сегодня в мире авиационным транспортом провозится около 30% грузов. Россия перевозит два процента грузов. Огромная страна такая, участник международного трансферта авиационного, а всего два процента. И ничего у нас не остается другого для российской экономики, как развивать сети аэропортов, укреплять авиакомпании и начинать конкурировать в перевозках грузов. Омск имеет самое выгодное географическое положение, и в этом смысле планы социально-экономического развития области на 15-й, на 20-й годы связаны с серьезными задачами, которые бы мы хотели определить для Омска как транзитного центра перевалки грузов в районы Центральной Азии, Казахстана, Китая и дальше на восток. Вот какая цель и какая задача у нас. И если мы этого не сделаем, значит, руководство области не решит часть задачи социально-экономического развития в сфере транспорта.
«Самолет Ан-3 не сертифицирован в качестве пассажирского»
Транссиб исчерпывает свои возможности. Даже с пуском среднего хода. Речной транспорт ограничен возможностями режима реки. И развитие авиационного транспорта — нравится ли это господину КРУГЛОВУ или не нравится — мы все равно его переедем. И Федоровка все равно будет как грузопассажирский аэропорт города и области. Вот задача. Если мы взялись за нее, мы ее решим, как и любые другие задачи, которые решаем в области. И в этом смысле поправка, которая будет принята к закону Государственной думы о передаче имущественных комплексов, аэропортов, она послужит делу ускорения. Теперь о том, потянем мы или не потянем. А мы и не собираемся его строить за счет бюджетных средств. Это коммерческий инвестиционный проект. И под это дело есть заинтересованные сегодня европейские страны, которые бы хотели и запроектировать, и построить этот аэропорт с учетом интересов грузоперевозок, прежде всего, наличия грузовых терминалов и пассажироперевозок. А вот эта плешь на городе, которая сегодня с Центральным аэропортом связана, она разрушает гармонию города, его развития, нарушает безопасность жителей, ухудшает экологическую обстановку. По сути дела этот аэропорт должен быть по экологическим признакам и признакам безопасности уже давно закрыт. Потому что у нас Федоровка должна уже десять лет работать. Но, увы. Не все складывается так, как хотелось бы. Но сложится так, как мы планируем в своих планах развития.
— На форуме в Санкт-Петербурге вы встречались с министром экономического развития и торговли Германом ГРЕФОМ. О чем с ним удалось договориться?
— Мы встречались с ГРЕФОМ и в Москве, и в Санкт-Петербурге. Нас сегодня с министром прежде всего интересует один вопрос: организация работы комитета по подготовке Омска к 300-летию. Герман ГРЕФ — председатель государственной комиссии по подготовке к юбилею, я — его заместитель. И поэтому все наши встречи сводились к подготовке к первому заседанию организационного комитета, подготовке концепции тех мероприятий, которые мы предложим на весь период до 2016 года, и 13 июля мы первое заседание оргкомитета здесь, в Омске, проведем. И от нас будет зависеть, от руководства области, насколько мы убедительны, профессиональны, компетентны в доказательстве тех интересов, которые бы хотели решить в ходе подготовки. Очень важная встреча. Мы к ней тщательно готовимся, и думаю, что лицом в грязь не ударим.
— Не планируется ли восстановить авиационное сообщение Омск-Тара с самолетами Л-410 или Ан-3? Очень удобно было добираться до Омска — всего 40 минут.
— Л-400 самолетов больше нет. Это были самолеты не отечественного производства. У нас вообще их парка не было, и, по сути дела. их нет и в России. Ан-3 не сертифицирован как пассажирский самолет. У нас есть безусловно в планах транспортного обслуживания — восстановление авиационного сообщения с Усть-Ишимом, Тевризом, Тарой. Будем рассчитывать в ближайшие годы на появление, прежде всего подходящего транспортного средства, которое можно для этой цели использовать.
«Стоило ради нескольких взяток вводить ЕГЭ?»
— В этом году остро встал вопрос об эффективности и оправданности единого госэкзамена. Из-за того что в одних вузах принимают по результатам ЕГЭ, а в других — нет, выпускнику сегодняшнему довольно сложно ориентироваться. Если бы вы сейчас поступали в вуз, то, как вы считаете, поступили бы?
— Если виртуально представить, что я выпускник средней школы, сдал ЕГЭ и куда-то делаю попытки поступить, то я сомневаюсь, что куда-то бы поступил. Это большой миф, выдуманный причем, что молодые люди провинциальных городов, сдавая ЕГЭ, будут иметь доступ к столичным вузам. Ни при каких условиях они там доступа иметь не будут, за исключением, может быть, каких-то единиц. Это надуманное, на мой взгляд, дело. Это мое мнение, часть учителей со мной соглашается, часть — не соглашается. Я вообще считал и считаю, что к доставшейся нам системе образования, а она была в свое время лучшей в мире, нужно было добавить не много. Внести небольшие коррективы, чтобы ее трансформировать и модернизировать под ситуацию современного мира, современного образовательного процесса с учетом Интернета, совершенно другой оснащенности школ и т.д.
Но ломать и курочить, как мы это делаем с нашей образовательной системой, это ничего хорошего не даст. И ЕГЭ — никакая не панацея совсем. Министр образования убежден, что это предотвратит взятки при поступлении в высшие учебные заведения. А он назвал, сколько этих взяток было обнаружено, и стоило ради этого затевать вопрос? А в Санкт-Петербурге взяли и продали в Интернет все результаты этих ЕГЭ, это что такое? Поэтому я не считаю это каким-то положительным фактором в российской системе образования. Лучше идти, честно садиться перед преподавателем и являть свои знания. Лицом к лицу, а не анонимно. В конце концов, если вы не доверяете преподавателю, принимающему экзамен, пожалуйста: я готов сдавать компьютеру, ему не надо взятки давать.
— В последнее время все чаще наблюдается, что родители выпускников стараются устроить своего ребенка именно в высшие учебные заведения. Лично мне не понятно, почему все выпускники школ обязательно должны иметь именно высшее образование. Ведь сегодня нужны и квалифицированные рабочие, техники. Почему власти, СМИ и школы не объясняют этого родителям и их детям?
— Объясняют. Но каждый родитель считает своего ребенка одаренным и лучшим, на то они и родители. И они хотят, конечно, чтобы их ребенок получил хорошее образование, профессию. И этому противопоставить ничего нельзя и не надо противопоставлять. В принципе, даже если молодой человек не будет работать по профессии, которую он получит в вузе, или ему придется в ходе своей жизни ее менять, переквалифицироваться, а сейчас это больше половины специалистов это делают, ничего в этом страшного нет. В нашем информационном мире через каждые десять лет надо менять профессию, иначе ты не будешь интересен на рынке труда.
— А наши профтехучилища не пустуют, они все загружены. В некоторые даже есть конкурс — и в те, которые готовят специалистов рабочих профессий. Но уже людей, молодежи просто не хватает. Ну и еще один нюанс: мне часто приходится слышать: вот раньше было легко и гарантированно получить высшее образование, а сейчас это недоступно. Так вот я вам скажу, в Омской области в годы советской власти от 80-х до 90-х годов в вузах, в средних учебных заведениях, в специальных учебных заведениях училось всего 80 с небольшим тысяч студентов. Сейчас обучается 120 тысяч молодых людей. В высших учебных заведениях, государственных, коммерческих, средних, колледжах и т.д.Вот и сравните доступность образования. Да, кто-то платит за это. Но он хочет, чтобы его ребенок получил образование, профессию, и у него есть для этого возможности. Вот такая альтернативность существует. И бюджетного финансирования в высших учебных заведениях, и квотирования учебных мест, особенно для молодых людей изсельских районов, и коммерческая система образования. И, безусловно, профессионально-техническое образование. Год назад вся система профтехобразования из федерального уровня передана в субъект Федерации. Мы сегодня по сути являемся хозяевами всей системы профтехобразования со всеми вытекающими отсюда последствиями. И мы намерены очень серьезно модернизировать всю эту систему с точки зрения и повышения мотивации по поступлению, и улучшения материально-технической базы училищ и т.д. По этому вопросу в ближайшее время мы примем постановление правительства области, и, думаю, со временем профтехучилища станут не менее престижными с точки зрения получения профессии, чем вузы или средние учебные заведения.
«Никакого миллиарда городам-миллионникам никто не выделял»
— Не раз говорили, что Москва выделила крупным городам, в том числе и Омску, по одному миллиарду рублей на ремонт домов. Близится середина лета, но дороги ремонтируются медленно. В чем проблема?
— Проблема в том, что эти деньги не выделены просто. То есть постановление правительства о выделении этих средств на благоустроительные работы и ремонт дорог в городах-миллионниках еще не принято. Поэтому все, что мы делаем в городе, мы делаем за счет собственных средств. Но надеемся, что, может быть, в июле такое постановление примут. Но оно будет обусловлено родям обстоятельств: деньги нам дадут, если мы адекватно со своей стороны тоже вложили миллиард рублей. Мы вкладываем, но пока вот такой встречной отдачи нет. Так что никуда ничего не пропало, просто этих денег в природе еще не существует. Пока это всего лишь проекты, которые сегодня ходят в правительстве и в Госдуме.
«Омичи тратят на миллиард рублей больше, чем зарабатывают»
— В последнее время в Омске появилось много торговых центров. Но, несмотря на это, в планах — создание еще одного гиганта — Мега. Чем мы заинтересовали шведскую фирму ИКЕА и не переоценивают ли иностранные инвесторы покупательную способность омичей? Не ударит ли это по местным товаропроизводителям?
— Они не переоценивают. ИКЕА — очень осторожная фирма. Три года они вели мониторинг и проверяли эффективность вложений в Омскую область, прежде чем начали строительство. Это мы недооцениваем наш покупательный потенциал. Есть такой парадокс. Я его подтвержу одной цифрой. Природа этого разная, и она мне, конечно, понятна, и не время вот здесь объяснять. Но среднемесячная получаемая общая зарплата всех работающих в Омской области ну, предположим, пять миллионов рублей. А тратится на покупки каждый месяц жителями Омской области на один миллиард рублей больше. За год там накапливается 10-12 млрд. Так что иностранные инвесторы считают все. И опасности, что это повлияет на наших товаропроизводителей, нет. Алгоритм действий ИКЕА — прежде всего развитие местного рынка товаропроизводителей. Они дают заказы на производство определенных товаров, и если наши омские предприятия это хорошо делают, конкуренты и их продукция «покупательна»,ИКЕА покупает у них и продает в своей сети — может, в Омске, может, не в Омске. В этом смысле она способствует развитию местного рынка товаропроизводителей. Это одна из особенностей ИКЕА. Не надо за них беспокоиться: они успевают считать деньги и своего не упустят. А для нас это безусловно большой прорыв. Во-первых, это дает почти три тысячи рабочих мест. Это завод крупный такой. В Омской области, может, даже и нет таких заводов, которые по три тысячи имеют рабочих. Это совершенно другой уровень предоставления товаров, услуг, сервиса и т.д. Наконец, это определяет. современен ли, конкурентен ли город, среди других российских городов. Поэтому нам очень важно, чтобы такие объекты появлялись, толкали и двигали товарооборот и экономику области.
«Мы не бедная область»
— В этом году посевная проходила в очень сложных условиях. Из-за паводка многие поля остаются подтопленными, сократились посевные площади. Повлияет ли это на рост цен осенью в Омской области на хлеб?
— За все годы метеорологических наблюдений такого размера паводка в Омской области никогда не было. Безусловно, конечно нанесен большой материальный ущерб экономике практически всех северных районов. И Тюкала, и Колосовка, и Называевский, и Тевриз, и Усть-Ишим. Никого эта беда не обошла. Есть потери и в посевных площадях, и в этом смысле мы предусмотрели меры поддержки. Пострадали и люди, утрачены дома, многие ремонтировать надо. На эти цели мы выделяем огромные денежные средства, чтобы закончить до зимы все работы с восстановлением дорог, домов. Но самое главное для этих хозяйств, конечно, чтобы сейчас, в связи с потерей посевных площадей по заготовке кормов не порезами, не уничтожали скот. Мы подумаем, как помочь,как компенсировать затраты на содержание скота. Я просто, пользуясь случаем, обращаюсь к руководителям муниципальных образований северных районов, руководителям акционерных обществ, фермерам: не спешите сбрасывать — прокормим, проживем, мы не бедная область. Найдем деньги, как помочь, как купить корма, только не надо сбрасывать скот, чтобы потом снова не восстанавливать 3-4 года это стадо. Что касается стоимости хлеба. Зерновой рынок в этом году в России будет неординарный. Я приехал из Ростова-на-Дону, где был госсовет. Мы обсуждали эти проблемы, был я и в области — смотрел их поля. Серьезные потери от засухи несут и Краснодарский край, и Ставрополье, и Ростов.Та засуха, которой у них давно не было. Безусловно, рынок зерна будет напряжен в части цены, и наверняка многие регионы будут вынуждены считаться с этим и увеличат цены на хлеб. Но не Омская область. Я хотел бы, чтобы омичи были спокойны: у нас все в порядке, мы свой хлеб возьмем в пределах 3 — 3,5 млн т. И, безусловно, ту цену, которую сейчас держим на хлебном рынке, мы удержим в течение 2007-го и 2008 года.
«Мы вас приучим к точности»
— Успеют ли полностью закончить Успенский собор к сроку?
— Не беспокойтесь, все будет выполнено в срок. КИ15 июля мы проведем торжественную церемонию открытия храма. Омичи — недоверчивый народ. Все, что мне в городе ни приходится делать в последние годы, я не помню, чтобы омичи верили в это. Они не верили, что мост мы построим, не верили, что набережную сделаем, не верили в железнодорожный вокзал и театр «Арлекин». Да многое. Безусловно, конечно, это не добавляет энергетики тем, кто занимается этим делом, в том числе и мне. Поэтому не сомневайтесь. Если уж названа эта дата — все будет исполнено. Мы омичей, жителей города Омска, мы вас приучим просто к точности на примере срока ввода тех объектов, которые представляют особую социальную важность для жителей области и города. Сейчас такое же недоверие по поводу ввода «Арены — Омск». До меня же все доходит это. Вот ее не введут — «Авангарду» негде играть, СКК им. Блинова не готов. Все будет готово! И будем играть, и будем приходить, и будем смотреть.