По словам Людмилы КОРОЛЬКОВОЙ, за 2007 год к ним поступило уже 1 655 обращений, причем, в подавляющем большинстве случаев эти жалобы оказываются обоснованными. Из общего количества обращений 1 312 составили претензии по некачественным промышленным товарам, в том числе по электронной и бытовой технике — 512, из которых 223 недовольных своей покупкой приобретали сотовые телефоны. В итоге 18 дел дошли до суда и по четырем из них уже вынесены решения в пользу истцов на общую сумму возмещения свыше 300 тысяч рублей. Кроме того, за первое полугодие были проведены 993 проверки в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания, и в 72% случаях обнаружились различные нарушения.
Но в жизни встречаются случаи и так называемого потребительского экстремизма, когда профессиональные сутяжники зарабатывают на спорах с продавцами немалые деньги. Как рассказала Людмила КОРОЛЬКОВА, недавно суд вынес решение по поводу пуховика, купленного на китайском рынке почти год назад за тысячу с лишним рублей. Но после года носки покупатель вдруг заявил, что товар оказался некачественный, а экспертиза, естественно, подтвердила, что продукт китайского производства был сделан с нарушением стандартов. С помощью адвоката покупатель надеялся высудить 27 тысяч рублей, но в итоге стороны сошлись на 16 тысячах и заключили в суде мировое соглашение.
Сегодня закон стоит на стороне потребителя и четко регламентирует его права. Например, даже если товар был куплен на распродаже по заниженной стоимости, к нему предъявляются такие же требования, как к любому продукту. Некачественный товар продавец должен обменять или вернуть за него деньги, причем по стоимости на день обращения, даже если со времени распродажи она снова повысилась. В случае обнаружения производственного брака потребитель может предъявить претензии в течение двух лет независимо от гарантийного срока. Но то, что брак действительно есть, должна доказать экспертиза или ремонтная мастерская, которая способна дать соответствующее заключение.
В закон о защите прав потребителей недавно был принят ряд новых поправок. К примеру, Людмила КОРОЛЬКОВА пояснила, что срок для устранения недостатков товара, определяемых в письменной форме, теперь не может превышать 30 дней. При этом сегодня магазину уже запрещено оттягивать время ремонта из-за отсутствия запасных частей. По закону предприниматель должен иметь их полный ассортимент.
Другая поправка касается генно-модифицированной продукции. Если их доля в продукте составляет свыше 0,9%, это должно быть указано на упаковке. Но пока такая информация нигде не размещается — предприниматели не желают этого делать, так как на подобный продукт может резко снизиться спрос. Как заверила г-жа КОРОЛЬКОВА, они будут создавать общественное мнение по этой проблеме.
Алексей ПРОВОЗИН добавил, что потребительское законодательство постоянно обновляется, поэтому в крупных торговых или обслуживающих предприятиях уже сейчас надо задумываться о выделении отдельного специалиста по работе с возражениями потребителей. Для организаций, которые не могут позволить себе такую штатную единицу, и будут проводиться подобные семинары.
— Государство ведет последовательную политику в области защиты прав потребителей, — продолжил он. — Покупатель становится более грамотный, кроме того, он уже в очень редких случаях пытается решить проблему самостоятельно, а идет к профессионалам, которые отработали четкую технологию по отстаиванию его прав. Поэтому предпринимателю надо понимать, что он имеет дело уже не с неграмотной бабушкой. Но предприниматели не заинтересованы лишь в том, чтобы огородить себя защитным коконом. Мы заинтересованы в том, чтобы в итоге был доволен клиент — это наш имидж и прибыль. Поэтому основной целью этого семинара, по словам Алексея ПРОВОЗИНА, было посмотреть на работу бизнес-сообщества глазами покупателя, научиться грамотнее работать с его возражениями, а кроме того, обеспечить прямое взаимодействие членов союза с Областным обществом защиты прав потребителей. Оно необходимо, чтобы предприниматели не решали уже возникшие проблемы, а просто не допускали их в своей работе.