Сергей МАЕВСКИЙ, директор Омского филиала ОАО "СГ-Транс": "Резких изменений цен на газ мы в ближайшее время не ожидаем..."

Дата публикации: 18 июля 2007

Стоимость сжиженного газа на омских АГЗС несколько месяцев держалась на предельно низкой отметке — 5,5 рубля за литр, хотя зимой тот же литр автомобилисты покупали за 10 рублей. Резкое снижение началось в апреле, и практически до начала июля розничная цена на газ держалась на уровне оптовой. Многие связывали столь резкие ценовые скачки с попыткой передела рынка, которую предпринимают наиболее крупные операторы. С вопросами о сегодняшней ситуации на газовом рынке корреспондент «КВ» Николай ГОРНОВ обратился к директору Омского филиала ОАО «СГ-Транс» Сергею МАЕВСКОМУ.

Справка «КВ» 

ОАО «СГ-Транс» — крупнейший оператор на российском рынке сжиженного газа. 100% акций принадлежит государству. Имеет 32 филиала по всей стране и газоперерабатывающий завод в Москве. Омский филиал — один из самых крупных в России. Имеет два парка хранения общей вместимостью порядка 1 000 тонн, наливную эстакаду, железнодорожное депо, два цеха налива баллонов, ремонтный цех и семь автомобильных газозаправочных станций. Доля на оптовом рынке сжиженного газа региона — порядка 30%. На розничном рынке автомобильных газозаправочных станций — порядка 12%. Основной поставщик сжиженного газа для ОАО «Горгаз», ОАО «Омскоблгаз». Кроме Омской области предприятие реализует сжиженный газ в Новосибирскую, Тюменскую, Кемеровскую области.


— Сергей Васильевич, почему розничная цена на сжиженный газ на омских АГЗС так неожиданно снизилась до самой нижней отметки? Конкуренция усилилась?

— Причин много. В том числе и конкуренция, конечно. В апреле-мае производители газа снижали цены, и, соответственно, они снижались и в рознице. На мой взгляд, это нормальный рыночный процесс. Можно даже сказать, что это классический пример рыночной экономики в действии. Механизм формирования цены — он понятен. Берем оптовую цену, закладываем постоянные издержки, рентабельность предприятия и получаем розничную цену на АГЗС. Она и должна, как я считаю, изменяться в соответствии с текущей ситуацией на рынке.

— У вас, как у крупнейшего оптовика, другая экономика. Но как могут работать владельцы АГЗС, если розничная цена практически сравнялась с оптовой? Какова, на ваш взгляд, вообще справедливая цена?

— Для нас любая цена на рынке справедливая, поскольку ее формированием мы не занимаемся. Мы реализуем газ по той цене, которая складывается на данный момент на рынке. Сегодня на наших АГЗС газ стоит, как и на всех омских заправках, 6,5 рубля за литр. Вот это, на мой взгляд, и есть его реальная розничная цена, если исходить из сегодняшних отпускных цен производителей. При такой цене и рентабельность у всех заправок получается вполне достаточная.

— Поговаривают, что отдельные владельцы заправок торговали «левым» газом, чтобы остаться на плаву, когда рынок пошел вниз. Это так?

— Некачественным газом отдельные коммерсанты и раньше приторговывали, когда цены на рынке были существенно выше. Так что это проблема, если говорить прямо, не сегодняшнего дня. Кто более «порядочный», те подмешивали некачественный газ в пропорции 1:1. Один газовоз, например, покупали у нас, а второй — где попало. Это когда зима и морозы, то таким газом никто заправляться не станет, даже если он на три рубля дешевле. Он попросту замерзает. А летом, когда испаряемость высокая, низкое качество газа потребителям не слишком заметно. И демпинговые цены, которые держались на рынке последние месяцы, отчасти связаны и с большими объемами реализации некачественного газа, который почти вдвое дешевле.

— От чего зависит качество газа?

— Прежде всего от содержания в нем предельных углеводородов и тяжелых остатков — воды и щелочи. Все эти примеси и оказывают отрицательное влияние на работу двигателя. Непредельные водороды, например, не сгорают, а коксуются и полимеризируются. В результате двигатель выходит из строя. Если заправляться газом с высоким содержанием непредельных углеводородов, то через 1000 километров пробега двигателю требуется капитальный ремонт. Мы, чтобы гарантировать своим потребителям качество, проводим и тщательный входной контроль всей поступающей с заводов продукции в собственной сертифицированной лаборатории, и каждый газовоз контролируем, и на заправках контроль качества у нас на первом месте. Многие автомобилисты это хорошо знают, и с наступлением холодов мы четко отмечаем рост реализации как на наших заправках, так и на заправках компании «Сибнефть-Омскнефтепродукт», где нормы качества тоже соблюдаются очень жестко.

— А сколько «левого» газа, по вашим оценкам, продается сегодня на омском рынке?

— Естественно, ни один владелец заправки не станет афишировать, что он реализует некачественный продукт. По нашим же оценкам, некачественного газа в Омске продается никак не меньше 20% от общего объема.

— Кто же его покупает, если ремонт двигателя обойдется намного дороже такой экономии?

— Видимо те, кто не знает. И еще водители маршрутных «газелей». Они все знают, но за три месяца, пока двигатель выйдет из строя, они могут сэкономить приличную сумму. Ассоциация газовых заправщиков подсчитала, что только от снижения цен на газ маршрутные «газели» получили за несколько месяцев дополнительный доход примерно в 100 млн рублей. Эти деньги ведь не растворились в воздухе.

— Ходят слухи, что и непереизбрание Николая СТРАНГУЛЯ гендиректором Омскоблгаза тоже связано с обостряющейся конкуренцией на газовом рынке...

— Я не могу комментировать решение акционеров Омскоблгаза. Если оно принято, значит, были на то причины. Но я и не думаю, что непереизбрание гендиректора Омскоблгаза связано напрямую с омским газовым рынком. Эта компания в большей степени работает в области, а не в городе.

— Если снижение цен было временным, значит, скоро газ опять поднимется до 10 рублей?

— Будет ли газ дорожать — зависит в первую очередь от ценовой политики производителей. Если они поднимут отпускные цены, то вырастут и цены на заправках. Но до конца июля могу дать точный прогноз: изменений не будет. А августовские цены производителей мы узнаем в конце июля, но все же резких скачков в ближайшее время не ожидаем. Хотя потребление в августе-сентябре традиционно возрастает почти вдвое, но дефицита можно не опасаться. Никаких газовых кризисов не будет. Да и розничная цена, если и поднимется к осени выше 6,5 рубля за литр, то не намного, как я думаю.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2007/07/27/108897