Итоги полугодия
Индекс промышленного производства Омской области вырос на 11% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Это достаточно большой рост, если иметь в виду, что отчет идет от сложившего в последние пять лет роста в 10-11%. Каждый год он достигается труднее. Вызывает интерес рост индекса в обрабатывающих отраслях. Он соотносим с результатами, которые дают наши ведущие омские предприятия оборонной промышленности, вошедшие в холдинги.
Мы ввели показатель добычи полезных ископаемых, поскольку область является нефтедобывающей. Мы в два раза превысили уровень прошлого года. Объем промышленной добычи нефти по году сложится в пределах 2 млн тонн. Это столько, сколько добывают сегодня в Белоруссии. Добыча газа соотносима с деятельностью Крапивинского газового месторождения. За счет прироста разведанных запасов и новых пробуренных мощностей.
Производство продукции сельского хозяйства — рост к итогу прошлого полугодия 101,7%. Мы предполагаем удержать рост сельскохозяйственного производства плюс 2% по году. Рост достижим, мы имеем сегодня хорошие виды на урожай. Хотя мы очень осторожно определяем эти показатели, поскольку на конец года в северных районах, которые попали под паводки и где некоторые поля до сих пор не освободились от воды, следует ожидать снижения объемов производства. У нас там другая задача сегодня — сохранить поголовье скота.
Объем инвестиций в основной капитал — 18,7%. Это небольшой рост, и он вполне объясним. В конце 2006 года прошла большая сдача объектов различных предприятий, которые были главными поставщиками инвестиций. Небольшое повышение говорит о том, что нами накапливается сегодня потенциал, который будет реализован во втором полугодии и значительно превысит показатели прошлого года. Мы предполагаем их получить в пределах 56-60 млрд рублей.
Любопытны цифры демографических показателей, 5% — рост рождаемости. Перелом очевиден. Нужно отметить отсутствие миграции с территории Омской области. Мы единственный регион Сибири и Дальнего Востока, где наблюдается миграционная стабильность и обеспечивается прирост населения.
Величина прожиточного минимума составляет 11,3 тысячи рублей. Средняя заработная плата сложилась на уровне 11,5 тысячи рублей. Поставленная правительством Омской области задача на 2007 год достичь уровня средней зарплаты в 14,5-15 тысяч рублей нами будет выполнена.
Строительство и ипотека
Планы на год по вводу жилья — 1 млн 100 тыс. кв. метров. 488 тысяч — ввод площадей за первое полугодие. Это очень хороший показатель, если учесть, что на первое полугодие приходится 4 зимних месяца.
Динамика ипотечного жилищного кредитования — 4,3 млрд рублей за первое полугодие текущего года. Объем ипотечного кредитования за аналогичный период 2006 года — 2,7 млрд рублей. Это очень серьезный рост, и то, что мы наметили для себя получить ипотечных кредитов в объеме 5,5 млрд рублей за год, мы очевидно превысим. Это говорит о том, что ипотека работает, она заслуживает доверия, соотносится с доходами населения, преодолен некоторый скепсис в отношении ипотечного кредита.
1 кв. м жилья на одного жителя будет достигнут в 2009 году. Для Омска это вероятная постоянная, которой надо будет придерживаться по крайней мере 10 лет. Это предел, который реален для того, чтобы нам не раскачивать рынок жилья. И не делать то, что происходит в Москве, где стоят огромные незаселенные дома. Должен существовать определенный баланс рынка и возможностей населения.
Визит ГРЕФА
Он приехал еще горячий, весь наполненный оптимизмом после Гватемалы, и я ему сказал: «Для нас первое заседание оргкомитета по подготовке к празднованию 300-летия Омска — это то же жюри, та же задача, которая стояла перед вами в Гватемале». ГРЕФ со мной согласился. Мы ведь ставим во главу угла не просто проведение мероприятий по празднованию 300-летия. Смысл этого подготовительного периода к далекому 2016-му — придание нового импульса социально-экономическому развитию области. А праздники мы и на руинах научились проводить. Нужен был такой повод, и даже если бы его не было — его надо было придумать.
Деньги не главное, прежде всего нам надо понять, чего мы хотим. Та концепция, которую я оглашал, нова и для омичей, тем более неизвестна федеральным чиновникам. Меня, человека искушенного, не может успокоить некая лояльность федеральных чиновников, которые не вступали в дискуссия, в основном соглашались. Во-первых, не все чиновники были первого уровня — им еще предстоит рассказать все своим начальникам, а тем — выработать свое мнение. Во-вторых, поведение чиновника в Омске и в Москве — это поведение двух разных чиновников. От нас заявленная концепция требует очень системной работы, разделенной по всем направлениям.
Надо понимать, что Герман Оскарович соглашался с некоторыми вопросами, которые выходят за пределы его компетенции. Ему ведь тоже еще надо как председателю оргкомитета кого-то убеждать. Я предполагал именно такой сценарий проведения первого заседания и удовлетворен, что именно этот сценарий удалось выполнить.
Меня абсолютно не волнует, что о нас будут думать соседние регионы, будут ли завидовать. К тому же нам еще ничего не дали. Мы и сейчас не нравимся в Сибири, я знаю своих коллег, которые как кислую клюкву проглатывают то, что им говорят о положительных показателях развития Омской области.
Омичи любят говорить, что они до самозабвения любят свой город. У меня, правда, другое мнение. Зато когда мы их втянем в процесс подготовки к 300-летию Омска — тогда они на самом деле полюбят свой город.
Масштабные проекты
Планы после Успенского собора, конечно, у меня есть. Например, метро — тяжелый объект. Без сопровождения, личного участия его не поднять. И вообще все эти объекты всегда связываются с конкретными именами и сами по себе не рождаются. Безусловно, устаешь — вкладываешь в строительство каждого объекта, будь то храм, вокзал, «Арена» — много чувств и эмоций. В моей предыдущей строительной практике, когда я вводил серьезные сооружения, к концу к нему накапливалось столько ненависти. Это не относится к храму — здесь только добрел, когда дело шло к концу. Есть очень интересный проект, который я обязательно реализую. Это совершенно уникальный, не имеющий в России аналогов современный парк 300-летия Омска. Мы находимся на пути завершения бизнес-проекта, выполнять его будет российско-британская фирма. Проект будет коммерческий, инвестиционный. Мы его полагаем выполнить года за три. В конце этого года мы уже развернем его строительства. Меня совершенно устраивает идеология, и, думаю, она устроит омичей, когда мы сделаем парк, в котором можно будет отдыхать 12 месяцев в году. Это будет жемчужина нашего города.
Указ президента РФ об оценке деятельности глав регионов
Это не для меня написано — это написано для тех, кто будет заниматься проблемами кадровой политики в стране. Я не делал мониторинга, по каким показателям нас оценят хорошо или плохо, и, думаю, никогда не будут делать. Моя задача- обеспечивать необходимый уровень социального развития области и материального благосостояния людей.
Молодые министры
Когда меня первый раз назначали на тогда еще номенклатурную должность управляющего трестом, мне было 28 лет. Для советской кадровой политики это был возмутительно молодой возраст. На бюро председатель облисполкома сказал, что мы, мол, очень рискуем, ПОЛЕЖАЕВ молод, у него нет опыта. Но первый секретарь уже принял решение и, естественно, от него не собирался отказываться. В заключение встал и сказал: «Вы все сказали правильно, кроме одного. У товарища ПОЛЕЖАЕВА есть преимущество, которого нет у нас всех вместе взятых. Предлагаю утвердить его в должности управляющего трестом». Я понимаю, что, не имея шагового прохождения карьерной лестницы, не так просто вдруг стать министром, и эти процессы проходят для обоих (Андрей БЕСШТАНЬКО и Владислав ХОДУС) болезненно. Но по тому, как они работают, вникают, широко мыслят, думаю, просто надо набраться терпения и не жалеть на них своего времени. Из них вырастут блестящие управленцы.
Корпоративный университет
Мы сегодня не видим ни один омский вуз в числе соискателей грантов, и на то есть свои причины. Необходима реформа системы высшего образования. Но я понимаю, что самое ожесточенное сопротивление мы встретим со стороны руководителей омских вузов. Это касается очень серьезных интересов — интересов руководителей, которым не хочется расставаться со своими портфелями, существования многих школ, которые еще живут категориями 80-х годов. Признаться в том, что наши вузы уже давно не готовят блестящих специалистов, высшая школа не захочет и не сможет. Но рынок и мы — управленцы, это чувствуем.
Участие в думских выборах
До выборной кампании еще далеко, июль, август — это спящие политические месяцы. О них говорить пока рано. Но если региональная партийная организация («Единая Россия» — прим. редакции) внесет такое предложение — я не откажусь. Я последователен в своих делах — касается ли это региональной политики или российской. Здесь нельзя действовать эксклюзивно — должна быть от начала и до конца выраженная политическая линия.
Аэропорт
Как долго мы будем строить Федоровку — зависит от времени, когда будет принято решение о передаче в собственность области имущественного комплекса аэропорта. Если это произойдет до 1 января 2008 года, значит, через два года мы полетим с Федоровки. Не улыбайтесь. Еще ни одна дата, которую я называл в строительстве объектов в городе Омске, не срывалась. Вот вы ходили, жмурились, задавали вопросы, а введут ли Успенский собор или мост вовремя. А уж с «Ареной»-то, мол, все кончено. 31 августа «Авангард» будет играть на «Арене-Омск». И через два года после принятия в собственность аэропорта мы полетим с Федоровки!
У меня к вам встречный вопрос. Что нужно еще ПОЛЕЖАЕВУ сделать в Омске, чтобы доказать, что те решения, которые я принимаю, реализуются в тот срок, который опреден? Какой у вас еще есть пулемет, который бы я мог закрыть собственной грудью?
Смена руководителя КСП
Смена руководителя КСП не связана с тем, чтобы деятельность палаты сделать более эффективной. Есть вопрос, который связан с необходимостью профессионального переучивания. Сегодня финансовая система, межбюджетные отношения отличаются от того, что было 10-20 лет назад. Нужна совершенно иная профессиональная подготовка и на законодательном уровне, и на уровне исполнительной власти. В этом органе должны работать люди если не на голову выше обычных исполнителей, то, по крайней мере, профессионально находящиеся на одном с ними уровне.