Почём омский мегабайт?

Дата публикации: 25 июля 2007

Откуда омичи берут Интернет? Сегодня, при наличии некоторого круга предложений по доступу в сеть (которые, скорее, имитируют конкуренцию), предполагаю, что главным образом берут Интернет в Омске из телефонной розетки. На рынке доступа в сеть пока не произошло того, что мы видим на рынке сотовой связи. Доминирующий на сегодня провайдер (поставщик услуг доступа в сеть) Сибирьтелеком в лице своего омского филиала действует по законам рынка, вот только рынок этот по существу монополизирован, и условия диктует Сибирьтелеком. Эти его условия в конечном счете и превращаются в цены для потребителей. Цены пользования Интернетом в Омске, на мой взгляд, неоправданно высоки. Почему?

Похоже, омичи в части тарифов на доступ в сеть оказались жертвами современной российской капиталистической моды – погони за финансовой эффективностью акционерных обществ. На годовых собраниях разнообразных ОАО, которые в массе своей являются осколками советской хозяйственной системы, только и слышишь об «интересах акционеров». Акционеры эти, как правило, строги и требуют выдающихся финансовых показателей от топ-менеджеров своих ОАО. Акционеры хотят повышения стоимости (капитализации) своих ОАО и хотят дивидендов.

И хотя Интернет не нефть, акционерам «телекомов» тоже очень хочется денег. Само по себе желание не плохое и не хорошее, вопрос в том, как это свое желание акционеры, в нашем случае Сибирьтелекома, воплощают в жизнь, к чему они побуждают топ- менеджеров своего ОАО.

И как топ-менеджеры решают поставленные перед ними задачи?

Среди познанных на сегодняшний день человечеством закономерностей мироустройства в ряду таких, как законы Ньютона, Ома, Ломоносова-Лавуазье, есть и законы экономики.
А среди этих законов экономики — «закон спроса», один из самых простых и понятных, ежедневно управляющий поведением всех без исключения жителей планеты. Закон спроса выражает зависимость между ценой товара (услуги) и объемом товара (услуги), запрашиваемого рынком (покупателями). Закон спроса говорит, что чем ниже цена товара, тем больше на него спрос (каждый сомневающийся может проверить на себе). Цена товара, умноженная на количество проданного товара, это выручка (продавца).
Выручка — первая из главных целей любого бизнеса, и ОАО «Сибирьтелеком» здесь, конечно же. не исключение. Другое дело, что в Омске, в Интернет-доступе практически нет рынка (конкуренции), и Сибирьтелеком практически монополист. Благодаря такому монопольному положению Сибирьтелеком свое законное стремление к получению большей выручки реализует не через увеличение количества продаваемой услуги, а через установление и поддержание максимальной цены услуги. Максимум выручки через максимальную цену – похоже, таков девиз управленцев из Сибирьтелекома. В Омске спрос на Интернет растет вовсе не из за усилий Сибирьтелекома, скорее Сибирьтелеком своей ценовой политикой сдерживает развитие Интернета в Омске. Интернет сегодня – один из синонимов прогресса, его социальная функция гораздо выше развлекательной, это не игрушка, а необходимое современному обществу средство коммуникации. Уровень распространения Интернета — это один из главных показателей уровня развития современного общества, включая и отдельно взятый город Омск. Пока же Сибирьтелеком своей ценовой политикой довольно успешно сдерживает распространение Интернета в Омске. Интересно, как смотрит антимонопольная служба на такие тарифы главного провайдера Омска? Или по формальным признакам все отлично, тарифы более чем обоснованны, а сам Сибирьтелеком крайне беден и технически отстал.

Перефразируя известное автомобильное сравнение, Интернет в Омске не средство общения, а роскошь. В нормальном мире все давно уже не так.

То, что Сибирьтелеком продает за 1200 руб. (скорость 64 Кб/сек.), уже предлагать неприлично, этим пользоваться невозможно.
То, что в Омске сейчас Сибирьтелеком продает за 2300 руб. (месячный безлимит на скорости 128), в Москве МГТС предлагает за 212 руб., т.е. почти в 11 (!) раз дешевле.
Нормальная скорость, от 4 Мб/сек., то, чего Сибирьтелеком в Омске в безлимите не продает, в Москве, как и во всем цивилизованном мире, стоит от 850 руб/месяц.

На мой взгляд, и любопытно, и наглядно. И кому пожаловаться? К этому печальному для омичей факту сравнения хочу добавить еще пару занимательных, опять же связанных с Сибирьтелекомом моментов.

Первый такой. Предлагая услугу Webstream с оплатой интернет-трафика по фактически скачанным мегабайтам, Сибирьтелеком заключает с клиентом договор, в котором сумма оплаты однозначно определена как оплата за предоставление порта плюс оплата за входящий трафик потребляемого клиентом контента (содержания). Казалось бы, все ясно. Но есть одна техническая проблема – служебный трафик. Даже если ваш компьютер выключен, ваш включенный модем ADSL все равно потребляет трафик, и, соответственно, Сибирьтелеком считает вам деньги, без вашего ведома и согласия! Деньги небольшие, но это ваши деньги, которые без всякого договора, объяснений и извинений Сибирьтелеком с вас получает. Т.е. проблема (техническая) не ваша, а провайдера, а деньги платите вы.
Что называется, с миру по нитке…

Помнится, совсем недавно губернатор Амурской области поплатился своим креслом за то, что своею властью добавил в энерготариф, с целью округления, безобидные, казалось бы, сотые доли копейки для развития футбола в Благовещенске.

Второй. О сервисе, о работе с клиентами. Моя оценка – пять по этой позиции ставить еще очень рано, хотя, может, это и несколько субъективно. А объективно то, что у такой огромной компании, как Сибирьтелеком, в более чем миллионном Омске нет ни одного нормально обустроенного офиса продаж. Перед тем как клиенту что-либо продать, в компании никто не покажет ему (клиенту), что же он покупает. У компании на весь Омск нет ни одного компьютера, на котором клиенту, к примеру, покажут какая скорость, что из себя представляет. Платите деньги, а потом дома посмотрите. Иными словами,Сибирьтелеком торгует Интернетом по известному принципу: продаем кота в мешке, дорого. К сожалению, реального выбора на сегодня у омичей нет. С чем можно и поздравить Сибирьтелеком.

Александр ОЧАКОВСКИЙ
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2007/07/28/pochyom_omskiy_megabayt