Валентин ШАТАЛОВ, председатель профсоюзного комитета ФГУП "Омсктрансмаш": "Профком Омсктрансмаша будет существовать до тех пор, пока не умрет весь завод"

Дата публикации: 01 августа 2007

— Каково снова вступать в должность, которую когда-то вы уже занимали десять лет?

— Я вообще не хотел снова становиться председателем профкома, но деваться некуда. Согласно нашему уставу обязанности председателя должен исполнять заместитель, поэтому я был просто обречен на избрание. Владимиру ПАХОМЕНКО я когда-то передал бразды правления и остался его заместителем, чтобы помогать разобраться в профсоюзных делах. Ему бы еще работать и работать, а он и четырех лет не отпредседательствовал.

10 июля прошло очередное собрание кредиторов Омсктрансмаша. Но его фактически сорвали представители Управления ФНС по Омской области, которые в который раз забаллотировали все предложения конкурсного управляющего Бориса ГОВОРОВА. В результате собрание перенесли на три недели, а Владимир ПАХОМЕНКО сильно переживал, что опять ничего не решено, и его сердце не выдержало. Еще в прошлом году можно было продать заводское здание ПТУ и рассчитаться по зарплате, но налоговики, главные кредиторы Омсктрансмаша, так и не позволили это сделать.

— Успел ли ваш предшественник решить вопрос по долгам по зарплате работникам Омсквагонзавода?

— В июле Борис ГОВОРОВ подписал приказ о включении 64 млн рублей задолженности по зарплате перед работниками Омсквагонзавода в кредиторскую задолженность Омсктрансмаша. Еще в конце февраля Владимир ПАХОМЕНКО добился соответствующего решения арбитражного суда, действуя от имени работников Омсквагонзавода, но его исполнение откладывалось из-за бухгалтерской сверки суммы долгов по зарплате. Сверка прошла, каждый работник расписался под суммой своего долга, теперь будем ждать, когда их погасят.

— Когда обещают полностью рассчитаться по зарплатным долгам?

— 24 июля в Москве состоялось заседание Военно-промышленной комиссии по банкротству стратегических предприятий, на которой решили закончить банкротство оборонной части Омсктрансмаша уже в сентябре. Руководителем Центра по модернизации и ремонту бронетехники рекомендован генеральный директор иКБТМ исполнительный директор Омсктрансмаша Игорь ШУМАКОВ. Из 2500 работников Омсктрансмаша около 1500 перейдут в центр, туда же будет передана часть цехов и оборудования, а оставшимися работниками и активами будет заниматься Борис ГОВОРОВ в процедуре конкурсного производства.

На позапрошлой неделе для сбора информации в Омск приезжал представитель комиссии Владимир САЛАМАТОВ. Я с ним встречался и получил заверение, что долги по зарплате будут погашены уже в ноябре. Если власть на этот раз сдержит свое слово, то заводчане вздохнут с облегчением. Всем это банкротство уже надоело, пора прийти к какому-то концу, нельзя столько лет находиться в подвешенном состоянии.

— А что станет с профкомом Омсктрансмаша, когда большая часть работников завода перейдет в центр?

— Вроде как предполагается перевести трансмашевцев в КБТМ и на его базе организовать центр. В КБТМ сейчас 600 работников, если просто влить туда еще 1500, то его можно просто угробить. Становление нового предприятия будет непростым, главное — чтобы государство наделило его оборотными средствами. Скорее всего, у нас появится объединенный профком, куда войдут работники КБТМ, центра и Омсктрансмаша. А может, будут существовать две первички — производственная и КБТМ.

Профком КБТМ не привык работать с большим количеством членов профсоюза, когда туда перейдут 1500 наших работников, ему придется полностью изменять подходы. А профком Омсктрансмаша будет существовать до тех пор, пока не умрет весь завод. Мы вместе с профкомом КБТМ входим в ЦК профсоюза оборонпрома, поэтому, думаю,договоримся о совместных действиях.

— А чем сейчас занимается профком Омсктрансмаша?

— В этом году мы провели три акции протеста, сейчас готовим очередную — в августе будем пикетировать резиденцию полномочного представителя президента в Сибирском федеральном округе Анатолия КВАШНИНА в Новосибирске.Акции протеста — не панацея, но вопрос банкротства Омсктрансмаша сдвинулся с мертвой точки и благодаря им. Среди заводчан, постоянно звучат предложение перекрыть в знак протеста железную дорогу. Перекрыть-то просто, а дальше что? Когда мы не можем представить последствия своей акции, лучше от нее воздержаться.

Хотя какие-то решения по Омсктрансмашу уже вроде бы приняты правительственной комиссией, но полной гарантии до сих пор нет. Есть опасения, что в решение комиссии могут внести свои коррективы налоговики, у которых своя точка зрения на судьбу завода. Мы держим руку на пульсе, и если нас в очередной раз обманут, пустим в ход весь профсоюзный арсенал борьбы за свои права.

— Коллектив Омсктрансмаша за постсоветские годы сократился более чем в 10 раз, соответственно, и у профкома подопечных стало меньше. А впереди еще одна минимизация, с кем останетесь?

— Танковый завод стал не нужен федеральному Центру, а перестроиться на мирные рельсы мы не смогли из-за обилия мобмощностей. Областное правительство на этот процесс повлиять не могло и выступало в роли просителя. Из 2500 оставшихся на Омсктрансмаше более 1000 — пенсионеры, которые обречены работать, потому что по вине завода получают мизерные пенсии. Омсктрансмаш должен Пенсионному Фонду более 230 млн рублей, но наши пенсионеры с помощью профкома выиграли более 1000 исков в судах, в результате их пенсии возросли на сумму от 300 до 1500 рублей. Спасибо Конституционному суду, который признал право получать полную пенсию даже при задолженности работодателя в Пенсионный фонд.

На заводе при профкоме работает совет пенсионеров, в который могут вступить все, кто не хочет терять связи с заводом. В период банкротства на Омсктрансмаше действует коллективный договор 2004 года, в который внесли изменение: работник может не увольняться, а приостановить работу. Сотни наших работников числятся здесь, а работают в других местах и готовы вернуться, если все наладится. Когда появится обещанная работа, возникнет проблема, где взять квалифицированных рабочих. Наши ветераны готовы подготовить новых специалистов, лишь бы молодежь пришла.

А пока есть проблемы даже по выплате текущей зарплаты. Долги по зарплате индексируются в размере ставки рефинансирования, но реальный уровень инфляции намного выше. Если власть сдержит слово и до ноября рассчитается по долгам по зарплате и в Пенсионный фонд, можно будет начать заводскую жизнь с чистого листа и возрождать производство. Без долгов будет проще работать, но легкой жизни не предвидится.


 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2007/08/29/503373