Сергей ФРОЛОВ, глава администрации Кировского административного округа: "Если бы нашелся в Омске тренер по ВМХ-спорту, мы смогли бы выставить наших спортсменов на Олимпиаде в Сочи"

Дата публикации: 01 августа 2007

Второго июля главой Кировского административного округа назначен Сергей ФРОЛОВ, возглавлявший до того городской департамент по делам молодежи, физкультуре и спорту. Первое интервью в новом качестве Сергей Петрович дал главному редактору газеты «Коммерческие вести» Марату ИСАНГАЗИНУ.

Я был молодой и дерзкий

Сергей Петрович, вы прошли Афганистан, существует ли для вас такое понятие, как «афганский синдром»?

— Существует, и я его пережил. Война обостряет чувства. Там сразу видно, кто ты есть. Война принимает всех, потому что все идут под пули. Но люди разные — и с открытой душой, и скрытные, и трусоватые, и смелые. Но потом, когда каждый из них смотрит в глаза смерти, вырабатывается чувство боевого братства. Появляется единый стандарт поведения: вот это мы, вот это — они: у нас есть свои законы и понятия — мы по ним живем. Когда ребята возвращались, они просто не вписывались психологически. Мне повезло: я пришел, сел за руль спортивного мотоцикла и спокойно «дубасил» по всей стране, занимаясь мотоспортом. В спортивных командах и вообще в спорте существует дух того же боевого братства, точнее, спортивного братства, но отношение, прозрачность, «рентгентность» человека там примерно такие же, как в бою.

Могу сказать: афганское движение возмужало. Сейчас самому молодому из нас — под сорок. Уже остается мало ветеранов Великой Отечественной войны, но надо отдать должное — на их место становятся ветераны афганской. Они адекватны, они уже сегодня состоялись как люди, у них уже растут дети, они понимают свою значимость в стране. Смотрите, афганец Андрей ИВАНОВ — депутат Законодательного собрания, ГНУСИН и КУДРИН — депутаты городского совета. Эти люди сегодня нашли себя и полностью живут жизнью региона и города Омска.

— Что вам дал афганский опыт?

— Я тоже очень долго жил оголенным проводом, с крайним чувством справедливости. Это уже потом жизнь немного обломала. Я был молодой, дерзкий, глупый, воспринимал все за чистую правду, вокруг меня были боевые товарищи, перед нами ставились боевые задачи, и мы их выполняли. Провести колонну — мы ее проводили, заминировать или, наоборот, разминировать, прочесать долину — обычная война. Но сейчас у меня, думаю, духу бы не хватило делать то, что я делал в двадцать лет.

— Что за люди — афганцы?

— К афганцам как таковым претензий у меня нет. Это народ горцев, которых никто никогда не покорял. Даже Александр Македонский просто их прошел, не устанавливая там свои порядки. Я могу сказать только одно: мы ушли, но были афганские офицеры, которые были на нашей стороне, — они ушли вместе с нами. Недавно я встретил одного из них, он работает в «Торговом городе». У них свои обиды, конечно, есть и все такое прочее. Но могу сказать вам ситуацию сейчас, мнение афганцев. Они говорят: русские солдаты, шурави, это были воины, а американцы — это бизнесмены... Но Афганистан мы не победили конечно, и вообще война была очень странная. Но вели себя там достойно.

Нас было пятеро у ШРЕЙДЕРА

-Каким образом вы оказались два года назад во главе управления физкультуры и спорта города?

— Через спорт, конечно, к которому меня вернул сын. Случилась банальная история. Он пришел домой, и я почувствовал запах сигарет. Сам я никогда не курил. Начал выяснять, в чем дело. Оказывается, пацаны во дворе сказали: если не можешь курить, то ты слабак. Ну, думаю, нужно ограждать от этого ребенка. Привел его к Павлу КОСТЮКОВУ — это человек, который раскрутил в Омске ВМХ-спорт. Он бывший мотогонщик, мы с ним друзья. Я по жизни человек активный — начал тоже заниматься вместе с сыном, возить на тренировки, во все вникать и буквально в течение трех лет стал судьей республиканской категории, национальным комиссаром Федерации велосипедного спорта России по ВМХ-спорту. Нас за Уралом всего двое — я и Ольга ВОЛЬФСОН. Так что зажал руку сына в ладошку и вместе с ним восемь лет по всем соревнованиям по России проехал. Сын сейчас — кандидат в мастера спорта, в этом году стал серебряным призером чемпионата России в эстафете по БМХ- спорту. Всем известно, что Виктор Филиппович стоял у истоков строительства первых велодромов в городе. В Амурском поселке был построен велодром, когда ШРЕЙДЕР возглавлял Центральный район. Я тогда занимался с детьми общественной работой и плюс к этому был заместителем председателя союза ветеранов Афганистана по Центральному округу. Тогда и познакомились. Ну и далее Виктор Филиппович выиграл выборы, а я был у него доверенным лицом. Нас было пятеро: Юрий ГЛЕБОВ, Надежда РАЗЖИВИНА, Людмила ЧУПРИНИНА, Раиса ЦАРЕВА и я. А после выборов был приглашен начальником управления физкультуры и спорта. Через два месяца по поручению мэра объединил его с управлением по молодежной политике. Удалось за два года провернуть большой объем работ: это и строительство стадиона «Красная звезда», и работа с командой «Иртыш», и укладка искусственных полей, и строительство спортивных площадок — мы построили их около 50 штук. Ставлю также себе в актив и открытие экстрим-парка «Миллениум» в Крутой Горке, где за зиму прошло 23 тысячи человек, которыеполучили возможность заняться горно-лыжным спортом в равнинном городе. Более того, считаю: если бы нашелся сейчас в Омске человек, который бы занялся, как в свое время КОСТЮКОВ, БМХ спортом, то можно в течение семи лет на сноуборде или могуле, фристайле подготовить специалистов и в Сочи на Олимпиаде выступить. В этом я уверен. Если не ограничиваться классическими лыжными гонками, уйти сюда, если бы кто из молодых тренеров этим занялся, выхлоп был бы однозначно.

— Стадион «Красная звезда» принят госкомиссией в эксплуатацию?

— В конце мая текущего года был подписан акт о госприемке.

— Там все достроено до конца?

— Осталось лишь исправить недочеты, которые были выявлены госкомиссией. Есть план мероприятийпо их устранению, который сейчас выполняется. Сегодня этому стадиону дана положительная оценка на самом высоком уровне в Москве. Приезжал наш сенатор Дмитрий АЛЕНИЧЕВ. По его словам, манеж на него произвел впечатление.

— Это когда он приезжал в Омск недели за две до своего утверждения сенатором?

— Да, на стадионе тогда шла тренировка. К АЛЕНИЧЕВУ подошли ребята. Надо отдать должное человеку с таким уровнем спортивной славы. Он очень спокойно давал автографы. И на второй день, на «Динамо», в проливной дождь провел мастер-класс по футболу.

— Для кого?

— Для детей спортивной школы «Динамо».

У тренеров не оказалось лицензии

— Что, собственно, дал Омску стадион «Красная звезда»? Бюджету он обошелся в немалую сумму.

— В пределах 570 миллионов рублей. Футбол в Омске — не просто спорт, а массовое социальное явление. Есть выражение ПЕЛЕ: «Богатый человек покупает футбольную команду, бедный человек покупает футбольный мяч, но тем не менее они оба играют в футбол».
В городе существует две спортивных школы. Это специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва «Иртыш» по футболу и омская областная школа «Динамо». В них занимаются около восьми с половиной тысяч ребятишек. У нас есть Сибирский государственный университет физической культуры, в котором есть кафедра футбола. Стадион «Динамо» был приведен в порядок года три назад. Постелено два поля. Стадион, по сути, в идеальном состоянии, там постоянно идет тренировочный процесс. И сегоднямы привели в порядок «Красную звезду», которая два с половиной года просто стояла в руинах. Мы сохранили команду «Иртыш», которая в 2006 году не прошла лицензирование, и я вылетал в Москву с вице-мэром КУПРИЯНОВЫМ и с президентом клуба СЫЧЕВЫМ и мы этот вопрос там решили — команда играет.

— Но это другая команда — «Иртыш 1946». Она не является правопреемником «Иртыша».Это абсолютно новая команда.

— Есть такой юридический нонсенс. Но состав сохранен.

— Лицензию отозвали из-за стадиона?

— Там был ряд вещей и различные технические тонкости. Но теперь у нас есть и команда, и стадион, и школа. Месяца два назад прошла областная конференция Омской федерации футбола, где ее председателем стал Сергей АЛЕКСЕЕВ. Был избран новый состав президиума, и были намечены планы на развитие футбола. Мы не ставим сейчас вопрос о том, чтобы войти в высшую лигу и прочее, мы его ставим так, что футбол в области должен развиваться. Сегодня уже и на стадионе «Авангард» появилось искусственное поле. Это еще один шаг в этом направлении.

— Но тем не менее, если у Омска есть футбольная команда, то у него не может небыть амбиций, чтобы не вывести ее в высшую лигу. А для этого прежде всего нужны деньги. Насколько я понимаю, все предыдущие годы команда была бедноватой. Помню, в свое время «Оша» была генеральным спонсором, но потом отказалась от этого, посчитав, что игра не стоит свеч.

— Проблема существует. Но мы вышли сегодня на стабильное финансирование. Может быть, не в том объеме, как хотелось бы, — да, это так. Я знаю цифры Красноярска, Читы...

— Каковы эти суммы?

— По Омску вообще секретов нет. Существует программа «Омский футбол», она опубликована, и в ней официально написано — 20 миллионов на поддержку команды «Иртыш».

— Маловато будет.

— Однозначно маловато. Не скрываю, что два года подряд лично я выходил на Омский городской совет с вопросом о пересмотре финансирования внутри программы, и мы все-таки помогали команде доигрывать чемпионат. Более того, есть спонсоры. И в принципе я не буду скрывать эту цифру и прямо скажу: «Иртыш» у нас съедает по сезону 32-33 миллиона рублей.

— Это все равно мало.

— Очень мало. Красноярск — это 150 миллионов. Барнаульское «Динамо» — 94 миллиона. В 2008 году программа «Омский футбол» заканчивается, сейчас департамент по делам молодежи, где я отработал два года, готовит новую программу на 2008-2010 годы. Конечно, и здесь цифры не будут такими, как в Красноярске и Барнауле, но надеюсь, что мы пойдем на какое-то увеличение. Но насколько и как — пока сказать не могу.

— Были ли переговоры с потенциальными генеральными спонсорами?

— Переговоры идут постоянно. Кто-то пока думает, кто-то ищет свой интерес в этом, кто-то, патриотично настроенный, просто помогает. Самое интересное, периодичность прихода омичей на стадион зависит от качества игры «Иртыша 1946». Как только мы выиграли 3-4 игры подряд — на стадионе четыре-пять тысяч народу сидит. Как только мы две игры проиграли — там сразу откат. Здесь нужна стабильность игры.

— Почему главный тренер сменился в текущем году? Предыдущий не справился?

— По Анатолию КУЗНЕЦОВУ было очень много рассуждений, и в конце концов было принято решение о его замене. Олега КОКАРЕВА приняли... Знаете, в чем проблема: у наших омских тренеров банально нет лицензии. Человека проучить по классу Б стоит 250 тысяч рублей. Мы собирались выучить Владимира АРАЙСА и еще двух человек. А на этот период пригласили Олега КОКАРЕВА — он лицензированный тренер, работал во втором дивизионе, хорошо знает команду. У игроков «Иртыша 1946» сегодня хорошая «физика», они вполне подготовлены к игре, но зачастую во время игры эмоции перехлестывают. Я могу сказать однозначно: — дома надо выигрывать все игры подряд, и «Иртышу 1946» это по зубам.

Кузница кадров

— Вы, руководитель департамента по делам молодежи, физкультуры и спорта, возглавили Кировский округ. Ваш первый заместитель — Сергей АЛЕКСЕЕВ теперь председатель горсовета, другой заместитель — Илья ДУБИН назначен директором департамента образования. Что за кузница кадров такая получилась?

— Я всегда очень тщательно подбирал людей, которые со мной работают. Но, не буду скрывать, и Сергей АЛЕКСЕЕВ, и Илья ДУБИН, и Андрей ГОРБАЧЕВ, и Сергей ЕВТИН достались мне как бы по наследству. Но когда Виктор ШРЕЙДЕР поинтересовался моим мнением о ряде людей, работающих в моем департаменте, я дал им положительную характеристику. Первым ушел у нас Олег ФЕДОРЕНКО — на управделами Ленинского административного округа, сейчас он исполняет обязанности зам. главы по социальным вопросам. После этого у нас ушел замом в Октябрьский округ Андрей ГОРБАЧЕВ. После этого Сергей АЛЕКСЕЕВ выиграл выборы и возглавил городской совет. Илья ДУБИН ушел в департамент образования. А Сергей ЕВТИН — директор спорткомплекса «Крутая Горка» стал мэром этого поселка, а официально значится зам. главы Октябрьского округа по делам молодежи.

— Кто же там остался тогда?

— Хочу сказать, что с моим уходом департамент не подсядет.

— Да там даже ни одного зама не осталось.

— Мы уделяли большое внимание ребятам, которые работали, начальниками отделов. Могу сказать однозначно: очень сильны начальники спортивного отдела Сергей НЕСТЕРОВ, начальник отдела молодежной политики Екатерина СПЕХОВА, Денис ПЕГАНСКИЙ в последнее время прибавлял просто на глазах, Елена БЕБИНОВА — начальник организационного отдела. Все эти специалисты — молодые, но сильные. Такие чиновники новой формации — по два высших образования. Не инертные, мобильные.

— Вы кого-то рекомендовали на руководителя департамента?

— Виктор Филиппович спросил мое мнение. Я его озвучил.

Все это, конечно, саднит душу

— Насколько неожиданным было предложение возглавить Кировский округ?

— Абсолютно неожиданным.

— Как вам об этом сообщили?

— Я зашел к Виктору Филипповичу решить рабочие вопросы. Он мне сказал: присаживайся, есть необходимость выйти второго числа главой Кировского округа.

— Это было за сколько дней до назначения?

— Дня за четыре.

— Как вы это восприняли?

— Я дал согласие работать со ШРЕЙДЕРОМ еще два с половиной года назад.

— — И каковы ваши первые впечатления здесь?

— Абсолютно другая сфера. Но я управленец... Могу сказать, что здесь довольно сильный состав администрации: Николай ХЛЕБКОВ, Владимир СИДОРКИН, Анатолий ПОДВЯЗНИКОВ... Я пригласил управляющим Анатолия ТОЛСТОГО, который раньше работал в Ленинском административном округе. Еще ряд людей приглашу.

— То есть здесь — кадровые перемены...

— Немножко будут.

— Каковы самые большие проблемы округа?

— Его территория. Она очень большая. Все это надо поддерживать в нормальном состоянии — здесь и уборка улиц, и благоустройство, и фасады, и социальная жизнь. Мы сейчас «Флору» будем делать на бульваре Заречном. Бульвар сейчас полностью реконструируется — он станет основной дорогой к «Арене-Омск». Там идет большой объем работ. Эти вопросы на меня навалились сегодня. Плюс к тому — болезненный вопрос о переносе гаражей. Мы уже выходим на уровень, когда в каждой второй, каждой третьей семье есть автомобиль. Их надо где-то хранить. Проблема сложная. В генплане рассматриваются проекты многоуровневых гаражей, современных парковок. На горсовете принимали решение, что две трети жильцов каждого нового дома уже в проекте должны быть обеспечены гаражными местами. Но это все — будущее. Сегодня население имеет металлические гаражи, «мыльницы», кооперативы. В связи с обширной застройкой округа все это выносится с насиженных мест, и процесс этот очень болезненный. На днях была коллегия округа, где данный вопрос обсуждался.

— Каковы финансовые возможности главы городского округа? Насколько я понимаю, за последние десять лет они существенно урезаны. У района есть какой-то бюджет?

— Как такового нет. Есть финансирование благоустройства, дорог, которые идут через округ. Но это деньги, которые проходят сразу на подрядчиков.

— То есть у вас вообще никакого финансового маневра нет?

— Очень небольшой.

— Раньше, я понимаю, округа что-то получали в аренду от владельцев временных сооружений.

— Это все — бюджет города.

— Но возможно ли работать главе округа без финансов?

— Работают же мои коллеги.

— Среди проблем, с которыми приходится сталкиваться, вы не назвали ЖКХ, управляющие компании.

— Проблемы есть. Управляющие компании — это бизнес, однозначно. Так заложено в Жилищном кодексе. Но мы все оказались к этому не готовы. Это бизнес, и бизнес конкурирующий. В округе, скажем, еще существует проблема двойных квитанций. Я на днях буду встречаться с собственниками управляющих компаний, чтобы привести все это в норму. Будем садиться, разбираться по каждому дому индивидуально, так, чтобы жильцы домов не страдали.

— Вы надеетесь, что стороны придут к консенсусу или будете решать жестко?

— Ситуация тупиковая, и из нее надо выбираться. Думаю, всем сторонам надо садиться один раз, второй, третий, четвертый, разговаривать, и если после четвертого разговора какой-то дом отойдет к той или иной компании и наладится нормальное его обслуживание, это уже будет положительный фактор.

— Приемный день у вас уже был?

— Да.

— И с какими вопросами приходили?

— Гаражи и благоустройство.

— Говорят, администрация округа должна переехать из Старого Кировска?

— Я слышал это, еще будучи директором департамента по делам молодежи, физической культуре и спорту. Речь идет о переезде в недострой около академии МВД. Но я там еще не был, так как решил: не стоит начинать с того, чтобы смотреть, куда мы будем переезжать... Много времени сейчас у меня занимает бульвар Заречный, потому что до открытия «Арены-Омск» осталось немного времени. Я там бываю практически каждый день.

— А ваша часть в чем состоит?

— Сейчас строители строят. Но когда это все будет сдано — благоустройство и уборка территории лягут на округ.

— На город. Вы же говорите, у округа денег нет?

— Но у нас есть управление благоустройства, есть техника, трактора. Мы же округ убираем.

— Что для вас в первые две недели работы оказалось непривычным?

— Все что связано с озеленением — тема для меня несколько новая. До того не участвовал в самом процессе, но про объемы работ на аппаратных слышал от глав. С гаражами — это действительно новое, и с обращениями граждан. Каждый человек приходит со своей внутренней болью и по наивности считает, что сейчас в этом кабинете все решится: сразу же найдутся деньги, кто-то придет, сразу что-то сделает, залатает крышу. Но ведь это и подрядные работы, и договоры, и муниципальный заказ. И когда ему это все начинаешь объяснять, он выходит, думая, что его опять не поняли — все это, конечно, саднит душу.

— Встречались уже с руководителями предприятий округа?

— Составляем график этих встреч.Сначала я должен понять значимость каждого из них для жизни округа. Не дело, наверное, собирать вместе руководителя компании, в которой работают сотни человек, и владельца двух — трех киосков.

— А зачем эти встречи? Для того, чтобы они каким-то образом способствовали процветанию района? Обычно ведь главы собирают предпринимателей и говорят: вы обязаны делать то-то, то-то и то-то?

— Люди ведут бизнес на территории округа. А значит, должны участвовать в социальной жизни. Это и уборка территории вокруг их предприятий, и участие в каких-то социальных мероприятиях. Допустим, в День города будет идти колонна Кировского округа. Можно ведь выйти главе и трем заместителям и пройти мимо трибуны. Но не они же осуществляют жизнь округа, а являются только управленцами. Нас будет идти 1200 человек. В основном, конечно, представители КТОСов. Но мы встречались по этому поводу и с коммунальщиками, и с управляющими компаниями. Кроме того, у нас на округе много депутатов Законодательного собрания и городского совета. Думаем их также привлечь к жизни округа, чтобы не замыкались в границах своего избирательного участка.

— В какое время у вас начинается рабочий день и в какое заканчивается?

— Начинается в семь утра. Ухожу из администрации около восьми вечера, но это не значит, что еду домой. Я еще еду по округу. Вы сами понимаете, что на ознакомление с такого рода должностью требуется не менее года. Но, думаю, Виктор Филиппович такого времени однозначно не даст и через два — три месяца будет спрашивать в полном объеме. Я это уже проходил в управлении физической культуры и спорта.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2007/08/29/961139