Ни одна омская гостиница не имеет права носить три звезды

Дата публикации: 15 августа 2007

Заполняемость
— Омск — не туристический город, — считает директор МУП «Гостиничный комплекс „Иртыш“ Владимир САЛИМЗЯНОВ. — Судя по тенденциям последних лет, наполняемость местных гостиниц, конечно, увеличивается, но не настолько, чтобы возникла потребность в десятке с лишним больших гостиниц.

— Пятисотместная гостиница на Левобережье — это нереально. Она и наполовину не будет заполнена, — сообщил „КВ“ директор ЗАО ГК „Турист“ Геннадий НЕЙМАН. — Конечно, если отдавать номер по сто рублей за ночь, желающие найдутся. Но есть же себестоимость, затраты. К тому же мои постояльцы вряд ли переберутся за реку, им важно находиться в центре города: пришел в номер, сполоснулся и пошел гулять по Омску — все в пределах шаговой доступности. А на Левом берегу хоть десять звезд делай — вряд ли они будут востребованы.

Заполняемость гостиницы в 70% считается в Омске хорошей цифрой. Есть период — с 20 декабря по 20 января, когда практически все омские отели стоят пустые. С другой стороны, накануне масштабных мероприятий, на которые должно съехаться много гостей, организаторы, по выражению президента Омской торгово-промышленной палаты Татьяны ХОРОШАВИНОЙ, „чувствуют некоторое напряжение“. Во время выставки вооружений, например, разместить всех качественно становится непросто. Вот на этом понятии „качество услуг“ и идет сегодня конкуренция гостиниц существующих. На этом словосочетании обосновывают свои бизнес-планы инвесторы, которые собираются строить отели будущие. Директор ООО „Новые проекты“ Анатолий СКОСЫРЕВ заявил „КВ“: „Я знаю, что, по оценкам экспертов, номерного фонда в Омске хватает. Но этот номерной фонд в целом оставляет желать лучшего“. Стоящаяся на перекрестке Думской и Пушкина гостиница будет претендовать не менее чем на три звезды. Пока рассматриваем вариант 80 номеров, 22 парковочных места в цокольном этаже, зона здоровья с бассейном, две бани — турецкая и с сухим паром, тренажерный зал, ресторан, бар, конференц-зал, салон красоты. На сегодняшний день я рассматриваю две альтернативные возможности: включиться в какую-либо мировую цепь и достраивать здание уже под их требования или работать самостоятельно. Мы не боимся первого и готовы по второму».

Реконструкция

Переделывать существующий гостиничный фонд под требования времени непросто. Владельцы гостиницы «Сибирь» (АНТРОПЕНКО и К), оставив наружные исторические стены, вообще снесли внутри все, фактически отстраивая здание заново под требования цепи «Ибис» французскойуправляющей компании «Анкор-групп», у которой приобрели франшизу.

Однако те же самые собственники пока не определились с реконструкцией гостиницы «Омск». Ее проектировщики в свое время «затолкали» в выделенный объем максимальное количество номеров. Теперь этот архитектурный минимализм приходится преодолевать: для переделки в полулюкс соединяют арочным проходом двухметный и одноместный номера. Люкс требует уже трех номеров. Проводка рассчитана на существование в каждом номере 3 — 4 шестидесятиваттных лампочек, не больше. К тому же перестроечные 90-е годы не лучшим образом сказались на «Омске». «Когда я сюда пришел три года назад, — рассказал»КВ" директор ЗАО «Гостиничные услуги» Иван ЧУБ, — четверть номеров вообще пустовала из-за того, что их невозможно было эксплуатировать".

С того же самого — ремонта и переделки номеров — начал свою деятельность в «Туристе» Геннадий НЕЙМАН: «Мы меняли все — и сантехнику, и оборудование, и мебель. Хотя старые номера были обеспечены и телевизором, и холодильником, но это уже все морально устарело».

Владимир САЛИМЗЯНОВ («Иртыш») в прошлом году взял 7 миллионов кредитов для ремонта, в текущем году — уже десять. Этого хватило на реконструкцию холла, ресторана и четвертого этажа. «Теперь у нас стало на два люкса больше, а такой категории, как полулюкс не стало совсем».

Кондиционеры

Когда в прошлом году построили новую гостиницу «Ника» на улице Лермонтова, то там первоначальным проектом не были предусмотрены кондиционеры. Пришлось выложить на это еще триста тысяч рублей. И не зря. «Накануне выставки вооружений к нам обратился Интерсиб, — рассказывает директор гостиницы Наталя СТРОЕВА. — Мы оказались единственными в Омске, где было такое большое количество кондиционеров. А иностранные гости, по словам представителя выставочного центра, хотели жить в номере именно с кондиционером. Во всяком случае они у нас сняли весь комплекс».

По сути кондиционеры по-настоящему нужны в Омске месяц-полтора в году. Но дни, проведенные в этот период в душном номере, могут оставить негативный осадок по поводу данной гостиницы и на все остальное время года. Даже «Омск» с его проводкой устанавливает в люксах кондиционеры. Тем более что в сентябре 2005 года Федеральное агентство по туризму утвердило «Систему классификации гостиниц и других средств размещения», где четко оговаривается, что такое «люкс», «апартамент», «студия» и номера первой, второй и вплоть до пятой категории. Но там не существует привычных ранее понятий «полулюкс» и «номер улучшенной планировки».

Еще более короткий период в Омске занимают профилактические работы с отключением горячей воды — обычно не более двух недель. Но и это является минусом в конкурентной борьбе. «В нынешнем году на чердаке гостиницы „Турист“ установлено несколько 300-литровых водонагревателей, а на каждом этаже во время периода отключения горячей воды по два номера специально отводится под душевые, — рассказал „КВ“ Геннадий НЕЙМАН. — В следующем году планируем поставить такие водонагреватели на каждый стояк, и все номера будут обеспечены горячей водой».

Гостиница «Ника» сразу установила бойлер и теперь полностью отказалась на летний период от горячей воды от ТЭЦ, обеспечивая постояльцев ею самостоятельно, ссылаясь на то, что летом она в водопроводе техническая.

Бизнес-центр

Согласно «Системе классификации гостиниц» бизнес-центр обязаны иметь только отели, претендующие на четыре звезды, а конференц-зал с соответствующим оборудованием — на пять. Однако даже «Омск» уже с год как выделил под бизнес-центр отдельную комнату и имеет два конференц-зала.

— У нас в бизнес-центре постоянно кто-то есть, — рассказывает Иван ЧУБ. — Опыт показал, что следует немалое внимание уделять тому, чтобы максимально приблизить приехавшего если не к домашней обстановке, то к реалиям рабочего кабинета. Правда, почти у всех у нас вынужденно маленькие конференц-залы и бизнес-центры, но они все же необходимы.

На текущей неделе должен открыться бизнес-центр в гостинице «Ника». Он тоже изначально не был предусмотрен, но постояльцы очень часто спрашивали.

Удивительно, но в считающемся более элитным «Маяке» нет ни конференц-зала, ни бизнес-центра. Как рассказывают сотрудники соседнего «Туриста», бывает, за этими услугами постояльцы «Маяка» заходят к ним. И здесь, вроде бы, неотказывают.

Каких-то особых доходов с этой деятельности гостиница не имеет. По словам Геннадия НЕЙМАНА, конференц-зал приносит не более 5% от общих доходов гостиницы, несколько большеудается получить от сопутствующих услуг: кофе-брейк, банкет, проживание участников конференции. «Мы высоких цен за аренду зала не заламываем».

Достаточно важная составляющая гостиничного бизнеса — питание. Практически все мало-мальски приличные отели включают в стоимость проживания завтраки. В «Омске» жалеют, что ресторан «Омск» в 90-е приватизировался отдельно и гостиница сегодня вынуждена заново отстраивать свое кафе на базе оставшегося буфета. «Какая вам разница? — спрашиваю директора гостиницы. — Все равно развлекательный комплекс „Сфера“ (бывший ресторан „Омск) впритык с вами и постояльцы могут ходить туда. “Но ведь деньги-то они уносят туда от нас», — ответил Иван Иванович.

В феврале текущего года в интервью «КВ» директор «Иртыша» Владимир САЛИМЗЯНОВ говорил, что планирует сделать ресторан при гостинице одним из лучших в городе, правда, затрат это потребует не меньше, чем реконструкция гостиниц. Впрочем, по здравом размышлении «Иртыш» ограничился выделением VIP-зала с отдельным входом, где можно проводить банкеты.

Постояльцы

По мнению Ивана ЧУБА, «клиентская база гостиниц формируется даже не годами, а десятилетиями. Это не торговый комплекс, который поставили на оживленной улице и все его видят. В отеле селятся иногородние, которые едут в город, обычно уже заранее зная, году будут жить».

Поэтому все отельеры большое внимание уделяют рекламе за пределами региона. Владимир САЛИМЗЯНОВ, например, отметил важность появления у «Иртыша» сайта, с помощью которого можно уже бронировать номера. Геннадий НЕЙМАН показал сетевой международный каталог «Euroasian best otels», где числится и «Турист». В «Нике» каждому гостю обязательно вручают буклеты и фирменные сувениры.

И «Иртыш», и «Турист» активно заключают договора с туристическими фирмами, компаниями, которые занимаются бронированием мест в отелях для путешествующих, выплачивая им до десяти процентов за каждого поселившегося с их помощью.

В любом случае гостиничный бизнес гораздо выгоднее сдачи номеров в аренду предпринимателям. Именно поэтому «Иртыш» расстался со всеми арендаторами кроме Интерсиба и сейчас подумывает о перестройке части первого этажа под номера категории «Студия», которых в Омске пока нет, а «Турист» сократил количество этажей, сданных в аренду с четырех всего до одного.

Есть в Омске несколько ограничений, которые регулярно устраивают мероприятия с приглашением иногородних гостей. Их не так уж и много: областная и городская администрации, Интерсиб, ОмТПП. Важно наладить правильные отношения именно с ними. Сегодня, например, торгово-промышленная палата уже занята подготовкойвизита более ста зарубежных менеджеров крупных чешских компаний, которые приедут в Омск в сентябре на Чешскую национальную выставку. По словам президента ОмТПП Татьяны ХОРОШАВИНОЙ, они, скорее всего, остановят свой выбор на «Туристе»и «Маяке». Однако Татьяну Александровну, например, не устраивает почему омские отельеры «не закрепляют за такими компаниями, как наша на правах аренды сразу „пакет“ номеров. Как это происходит в других регионах. Это решение снимало бы некоторое напряжение».

Кстати, начавшая работу в прошлом году «Ника» через три-четыре месяца после открытия на отсутствие постояльцев уже не жаловалась. Там постоянно, например, селятся все соперники хоккейной команды «Авангард».

Не волнуются с заселением и строители отелей. Правда, как сообщил Анатолий СКОСЫРЕВ, изначально заложенная стоимость будущей гостиницы оказалась значительно превышена и из-за резкого роста цен на стройматериалы и услуги.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2007/08/31/ni_odna_omskaya_gostinitsa_ne_imeet_prava_nosit_tri_zvezdi