В Омске фитнес-клубов, центров и просто тренажерных залов в 10 раз больше, чем в Германии

Дата публикации: 22 августа 2007

Несмотря на это, их все равно мало. 

В середине сентября в Торговом доме «Корона» планируется открытие нового фитнес-центра «KINESIS». По словам администратора торгового комплекса, клуб полностью займет второй этаж. Здесь будет представлен полный спектр основных услуг по классической схеме силовых, групповых и индивидуальных тренировок, а также дополнительная велнесс-студия, со spa-процедурами и студией красоты.
Несмотря на то, что большинство участников омского рынка фитнес- услуг придерживается мнения о недостаточном насыщении среднего ценового сегмента, а также высоком проценте присутствия фитнес-клубов класса премиум.

Рынок

Исторически сложилось так, что весь рынок фитнес-услуг поделили между собой локальные омские клубы. Приход федеральных сетевых игроков прогнозируется, но лишь в процессе формирования полноценного предложения для омичей, желающих поддерживать себя в тонусе. «Пока в Омске нет массового спроса на фитнес- услуги, — говорит директор фитнес-клуба „Parkfitness“ Андрей ДАНИЛОВ. — К тому же особенностью рынка можно назвать и то, что большинство клубов работают в премиум-сегменте или же, наоборот, в нише низкой ценовой категории. Новые игроки, в свою очередь, стараются работать на посетителей, нечувствительных к стоимости абонемента. А эта аудитория ограниченна и по финансовым возможностям, и фактором стимулирования тренировок. В основном фитнесом занимаются бывшие спортсмены или люди, привыкшие к физическим нагрузкам с раннего возраста, а также те, кто гонится за модными веяниями здорового образа жизни».
Аналогично эту же ситуацию комментирует директор фитнес-клуба «Эгоист» Денис МОСУНОВ: «Если отталкиваться от общего числа жителей региона, то постоянными приверженцами спортивных тренировок являются лишь 3-5% населения. Для сравнения — в Европе и на Западе этот показатель доходит до 20%. Премиум-аудитория, на которую рассчитывают фитнес-клубы, еще меньше, поэтому максимальный показатель абонементов каждого из клубов достигает лишь 1 000 — 1 500 человек».

Точкой отсчета и первым полноценным фитнес-клубом в городе специалисты считают открывшийся в 2000 году «Gold Gym City» (ныне — «WellCity»). За последние пару лет список фитнес-клубов в премиум-сегменте несколько расширился. Теперь эту нишу делят между собой «WellCity», «Parkfitness», «O2», «Ozone» и «Эгоист». Спектр предлагаемых услуг в этих клубах достаточно широк. Основной упор делается на не ограниченные по времени годовые абонементы, а также индивидуальные тренировки.

Сегодня фитнес — это долгосрочные инвестиции в бизнес, окупаемые в течение 3 — 5 лет. Одним из наиболее важных факторов, по словам Дениса МОСУНОВА, является удобное расположение: для клуба премиум-класса — обязательно в центре города, так как конкурентная политика выстраивается не по месту жительства, а исходя из уровня сервиса, профессиональной подготовки тренеров и позиционирования клуба в целом. Помещение клуба, в свою очередь, должно изначально проектироваться с учетом особенностей фитнес-клуба, с особой планировкой и системой вентиляции. Наполнение — только профессиональным и качественным оборудованием.

«Плата за аренду в таком месте довольно высока, массовости посещений фитнес-клубов в Омске не наблюдается. Иногородние сетевики пока не видят смысла заходить на наш рыно,к — говорит Денис МОСУНОВ. — Кроме того, по собственным наблюдения, могу сказать, что постоянный посетитель просто поменяет клуб, если тот закроется либо коллектив не удовлетворит клиента своим профессионализмом».

Маркетинговые перипетии

По утверждению г-на ДАНИЛОВА, директора «Parkfitness», основную прибыль его клубу приносят персональные занятия для постоянных посетителей: «Несмотря на фиксированную стоимость годового абонемента, а именно 26 500 рублей, для начала мы узнаем ожидания вновь пришедшего посетителя, его графи, и только после прохождения тестирования предлагаем клиенту его собственный график посещения, напрямую согласуемый с ценой. При дальнейшей работе в клубе используется встречная маркетинговая политика, основанная на гибкой системе скидок, различных программах лояльности, акциях и бонусах». На самом деле Андрей ДАНИЛОВ считает, что успешный фитнес-клуб — клуб, сумевший учесть все выше перечисленные факторы. Но все же основной упор стоит делать не на оборудовании, интерьере, моде или широте предлагаемых услуг. Значительно большую роль для постоянных посетителей и приверженцев клуба играет уровень работы непосредственно с клиентом.

«К нам приходят клиенты, не подготовленные к занятиям и в физическом, и в психологическом плане, — говорит Андрей ДАНИЛОВ. — Основная идея такого подхода — не навредить и предлагать действительно эффективные, но безопасные тренировки для реальных возможностей людей и максимальная вовлеченность, заинтересованность клиента в процессе».

«Клуб „Эгоист“ позиционирует себя не просто частью досугового комплекса. Фитнес — это лишь одна из составляющих здорового образа жизни и семейного отдыха, — говорит директор клуба Денис МОСУНОВ. — Таким образом, вам достаточно прийти в фитнес-клуб, чтобы в дальнейшем участвовать в акциях целого клуба, куда входят рестораны, боулинг и бильярд, а также различные культурные мероприятия, проводимые исключительно для приверженцев клуба».

«В действительности немаловажный фактор при выборе клуба — мода и спрос на клуб в определенных кругах, — поясняет директор клуба „Леди Фитнес“ Людмила МАЛИНОВСКАЯ. — Бывали случаи, когда девушка, сделав хорошую фигуру у наших тренеров, переходила в престижный клуб, возможно, чтобы завести новые знакомства, найти состоятельного мужа и т.д.».

По словам тренера клуба «Хит-Фитнес» Татьяны ШЕРУИМОВОЙ, жесткой конкуренции между клубами сегодня нет, так как основа успешной работы каждого — именно в позиционировании. «Любой из игроков этого рынка найдет своего посетителя, несмотря на то, в какой нише работает — премиум, средней или ниже среднего. Ситуация складывается таким образом, что для каждого пока находится клиент. Клубы же различаются между собой направлениями, целевой аудиторией, но не программным наполнением. Наш клуб делает упор на домашнюю обстановку и уют. Поэтому к нам, несмотря на место расположения, приезжают и с Московки, и из Нефтяников, и из Кировского округа», — комментирует ситуацию г-жа ШЕРУИМОВА. Также этому клубу за год существования ни разу не приходилось закрываться на отпуск или по техничексим причинам, на самом деле связанным с низкими потоками посетителей.

Пока значительно меньшая конкуренция наблюдается среди клубов среднего ценового сегмента. Наиболее часто практикуемый формат подобного клуба — расположение рядом с домом, в крупном жилом массиве. К таким клубам можно причислить «Хит-Фитнес», «Леди Фитнес», «Energy Zone» и проч. Здесь чаще практикуются помесячные абонементы и установленное расписание, согласуемое с графиком клиента, т.е. имеются ограничения по времени занятий и посещения тренировок. Набор услуг может варьироваться. Зачастую к тренировкам групповым и индивидуальным, а также к занятиям в тренажерном зале, дополнительно предлагаются спортивные танцы, йога, сеансы массажа. «Наиболее благодатной нишей мне видится как раз аудитория со средней покупательской активностью, — говорит Андрей ДАНИЛОВ. — Пока этот сегмент пустует, и многие омские предприниматели это уже поняли. Остается лишь верно сформировать маркетинговую политику подобного рода клуба. Думаю, оптимальным станет центр большой площади, с минимальным количеством персональных тренеров».

«Посетители эконом-класса — самые приверженные клиенты любого клуба. И хотя омский рынок фитнес- услуг в действительности уже сформировался, эта зона пока охвачена слабо. К примеру, в нашем клубе существуют закрытые виды тренировок, пользующихся наибольшим спросом у многих посетителей, но все-таки не предоставляемые всем желающим», — говорит Людмила МАЛИНОВСКАЯ.
«В Екатеринбурге пару месяцев назад иногородними сетевиками был открыт фитнес-клуб, ориентированный на массовую аудиторию. Вот только система продажи абонементов, да и стоимость практически полностью совпадают с ценовой политикой омских клубов класса премиум, — соглашается директор фитнес-клуба „Эгоист“ Денис МОСУНОВ. — Среднему сегменту в Омске необходим крупный клуб, общей площадью не менее 2-3 тысяч квадратных метров. Стоимость же абонементов должна быть несколько ниже, чтобы вызвать интерес потенциальных посетителей».

Противоположного мнения придерживается фитнес-тренер клуба «Планета Фитнес» Алексей ГОЛОДЯЕВ: «На мой взгляд, рынок фитнес- услуг в Омске уже достиг определенной точки насыщения. Городу существующих клубов хватает. Показатели посещаемости, может, и не достигли максимума, но это, скорее, вопрос о факторе сезонности. Летом все в отпусках. К слову, о новичках этого рынка, вряд ли они смогут переманить клиентов из других клубов к себе. В реальных возможностях — завоевать новых, еще не посещающих никакой клуб, даже не основными видами услуг, а дополнительным сервисом, например велнесс- студиями, салонами красоты, кафетериями или даже автосервисом. Но это не имеет никакого отношения к клубам средней ценовой категории». По утверждению г-на ГОЛОДЯЕВА, в нашем городе различного рода фитнес-клубов, центров и просто тренажерных залов в 10 раз больше, чем в той же Германии. Недостатка в площадях нет, есть проблема качественного подхода и, соответственно, развития количественных показателей игроков.

Фитнес и ротация

Основным конкурентным моментом фитнес-клубов любой ценовой категории можно назвать ротацию тренеров между клубами. Истинные профессионалы с тонким пониманием каждого клиента и уважением к индивидуальному подходу ценятся везде. «Главная тенденция нынешних профессиональных центров спорта по отношению к тренеру — сравнительная характеристика денежных потоков, которые приносит тренер клубу, — говорит фитнес-тренер клуба „Планета Фитнес“ Алексей ГОЛОДЯЕВ. — В Москве и Санкт-Петербурге нехватку профессионалов компенсируют звездами спорта и именитыми спортсменами любой области, чаще других — бодибилдинга или борьбы».

Директор фитнес-клуба «Эгоист» Денис МОСУНОВ придерживается иного мнения: «Не всегда в одном человеке могут совпадать способность к собственным спортивным достижениям и к обучению, тренировкам и занятиям с людьми. Возможно, такой человек и будет авторитетом для клиента, но уровень омских тренеров практически одинаков, вот только подходы к клиенту у клубов — самые разные».

По мнению директора фитнес-клуба «Parkfitness» Андрея ДАНИЛОВА, лучше всего брать на работу подготовленных в физическом плане, но новых для этого вида бизнеса тренеров и обучать их внутренними ресурсами клуба. Таким образом, создается особый микроклимат в коллективе, а это залог успеха для удержания и дальнейшей работы среди 60-70% от общего числа посетителей, т.е. идет процесс формирования постоянных клиентов. «Подходом с нуля наш клуб опережает время и спрос нынешних посетителей. Да и не каждый бизнесмен решается вкладывать инвестиции в хороший потенциал. Основная масса предпочитает — в профессионализм. Выделяться в чем-то вообще на рынке довольно сложно — потребитель не успевает отслеживать эти тенденции. Тогда остается делать упор на людей», — продолжает г-н ДАНИЛОВ.

«В первую очередь люди ходят к профессионалам», — говорит директор клуба «Леди Фитнес» Людмила МАЛИНОВСКАЯ. Хорошим подспорьем для каждого центра становятся выпускники омского СибГУФКа.

Тенденции и прогнозы

По общему утверждению участников рынка, в ближайшем будущем в Омск все же придут иногородние фитнес- сети. Также ожидается расширение и нарастание объемов посетителей некоторых локальных игроков. О своих амбициозных намерениях в первую очередь заявляет клуб «Хит-Фитнес».

«Еще один клуб с табличкой „Хит-Фитнес“ появится в другом районе города, обязательно, по концепции, в массивном жилом комплексе, — говорит тренер Татьяна ШЕРУИМОВА. — Логическим продолжением к развитию станет открытие подросткового направления в рамках клуба и общее расширение дополнительных услуг. В конечном итоге мы видим клуб „Хит-Фитнес“ в формате рядом с домом в каждом районе города».
В дальнейшем специалистами не прогнозируется снижения цен на фитнес — услуги. Несмотря на конкуренцию, стоимость услуг в клубах будет лишь расти. Основная причина — бизнес-сезон в период с середины сентября и до новогодних праздников.

Впоследствие рынок будет расширяться, сформируется массовый спрос и, соответственно, интерес к клубам. В таком ракурсе игроки просто не видят смысла снижать существующие ныне цены. Зачастую цены даже приходится повышать, когда спрос на услугу явно превышает предложение и залы не могут вместить всех желающих.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2007/08/32/850706