АРБИТРАЖНЫЕ УПРАВЛЯЮЩИЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ПОДГОТОВЛЕНЫ

Дата публикации: 22 августа 2007

Помимо прохождения профессиональной подготовки и сдачи экзамена по Единой программе арбитражный управляющий должен:
· пройти стажировку сроком не менее шести месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего;
· иметь высшее образование и стаж руководящей работы (работы в качестве арбитражного управляющего) не менее чем два года в совокупности;
· являться членом одной из саморегулируемых организаций;
· быть гражданином Российской Федерации, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя;
Такие требования к арбитражным управляющим устанавливает ныне действующий Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002г. №127-ФЗ.
Само понятие «арбитражный управляющий» появилось в российском законодательстве еще в далекие девяностые, в самом начале становления рыночной экономики в России. Первым шагом законодателя к урегулированию отношений в сфере несостоятельности стал Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) организаций» от 19.11.1992г. №3929-I. Он содержал понятие основных процедур банкротства и делил их на реорганизационные и ликвидационные. Требования закона 1992 года к кандидатуре арбитражного управляющего были более чем просты – он должен быть экономистом или юристом либо обладать опытом хозяйственной работы, а также не иметь судимостей.
Специфика не совсем рачительной нестабильной молодой рыночной экономики в стране начала девяностых и определила основные особенности отношений, складывающихся в рамках процедур банкротства того периода.
Деятельность арбитражных управляющих на практике показала несовершенство закона 1992 года и потребовала от законодателя устранения пробелов и недостатков, в результате Правительство РФ в 1994 году поручило Федеральному управлению по делам о несостоятельности (банкротстве) организацию подбора, подготовки и аттестацию лиц для назначения арбитражными и конкурсными управляющими. На тот момент государство остро ощутило необходимость в квалифицированных специалистах в области банкротства как крупнейших хозяйствующих субъектов, так и малого предпринимательства, и преступило к подготовке в государственных ВУЗах профессиональных антикризисных управляющих.
Следующим этапом на пути развития российского законодательства стал Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 08.01.1998г. №6-ФЗ. Данный закон устанавливал, что арбитражным управляющим может быть гражданин РФ, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, обладающий специальными знаниями в области антикризисного управления, получивший лицензию и зарегистрированный в арбитражном суде, по поручению которого он обязуется исполнять обязанности арбитражного управляющего.
Лицензию арбитражным управляющим выдавал государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению (Федеральная служба по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению — ФСДН). Этот орган лицензировал не только деятельность арбитражных управляющих, но и учебных заведений, занимавшихся профессиональной подготовкой и переподготовкой, регулярной переаттестацией арбитражных управляющих. Заключить договор с ФСДН и получить аккредитацию могли только негосударственные некоммерческие образовательные учреждения, соответствующие установленным требованиям.
В сентябре 1998 года распоряжением ФСДН была установлена система подготовки арбитражных управляющих, согласно которой все граждане, желающие получить лицензию на право деятельности в качестве арбитражного управляющего, должны были сдать экзамен в соответствии с установленными ФСДН России требованиями. Прием экзаменов осуществлялся ФСДН России централизованно в процессе обучения или экстерном.
Лицензирование деятельности арбитражных управляющих регулировалось законом о лицензировании отдельных видов деятельности с 1998 года по 2001 год.
Закон о банкротстве 1998 года также как и закон 1992 года имел массу недостатков и пробелов, однако российский законодатель, исключая возможность перенять опыт доработки и совершенствования действующего закона у развитых европейских стран, решил пойти традиционным российским путем и принять новый законодательный акт.
С принятием Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» 26.10.2002г. №127-ФЗ требования к арбитражным управляющим ужесточились. Это связано с необходимостью укрепления фигуры независимого арбитражного управляющего – в рамках процедуры банкротства фактически «единоличного руководителя предприятия».
Сейчас арбитражным управляющим предоставлен достаточно широкий круг прав. Они самостоятельно решаются вопросы управления организации-должника на стадии конкурсного производства: распоряжаются имуществом должника (проводят инвентаризацию, оценку и реализацию), увольняют или принимают на работу работников должника, привлекают для обеспечения своих полномочий на договорной основе иных лиц, заявляют отказ от исполнения договоров, препятствующих восстановлению платежеспособности должника, созывают собрание или комитет кредиторов, осуществляют иные права, предоставленные законом. Вследствие чего контроль за деятельностью арбитражных управляющих осуществляется как со стороны саморегулируемой организации, членом которой он является, так и государственных органов.
Постановлением Правительства РФ от 03.02.2005 г. N 52 установлено, что регулирующим органом, осуществляющим контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, является Федеральная регистрационная служба, ранее эту функцию исполняла Федеральная служба по финансовому оздоровлению.
Управление Федеральной регистрационной службы по Омской области исполняет функцию регулирующего органа на территории региона. Профессиональную подготовку и принятие теоретического экзамена по Единой программе организует отдел по контролю за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Согласно регламенту работы комиссии по приему теоретического экзамена по Единой программе подготовки арбитражных управляющих, утвержденной Приказом Минюста №47 от 13.04.2005г. в состав входят: председатель комиссии – заместитель руководителя Управления В.Ю. Сыщиков, начальник и ведущий специалист отдела по контролю за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, а также кандидаты юридических и экономических наук — преподаватели кафедр «Экономической теории» и «Гражданского права и процесса» Омского Государственного Университета им. Ф.М. Достоевского.
С 1998 года в г. Омске обучение арбитражных управляющих осуществляет НП «Сибирский институт фондового рынка». В настоящее время между «Сибинфором» и Росрегистрацией заключено соглашение, на основании которого и проводится обучение арбитражных управляющих в г. Омске.
Ежегодно из стен этого учебного заведения выходит более десяти профессиональных антикризисных управляющих, подготовленных по Единой программе. Одни из первых выпускников «Сибинфора» Коновалов В.В., Катыров И.Н., Виноградов В.Г., Буделев А.М., Лясман А.Э., Киселевский К.В. сейчас являются руководителями филиалов и представительств саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
В мае состоялся очередной теоретический экзамен по Единой программе у выпускников «Сибинфора» 2007 года. Новое поколение арбитражных управляющих кардинально отличается от своих предшественников как уровнем теоретических знаний, так и стремительной активностью в достижении поставленных целей. Недавние выпускники юридического факультета ОмГУ Евгений Бахтияров и Максим Хабаров показали блестящие результаты. В настоящий момент оба проходят стажировку в качестве помощников арбитражных управляющих. Надеемся, что в будущем, осознавая свою ответственность, арбитражные управляющие будут добросовестно исполнять обязанности, соблюдая дух и букву закона.

Анна Ежова,
ведущий специалист-эксперт Управления
Федеральной регистрационной службы
по Омской области,
член комиссии по приему теоретического экзамена
по Единой программе подготовки
арбитражный управляющих.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2007/08/32/arbitrazhnie_upravlyayushchie_dolzhni_bit_professionalno_podgotovleni