"Русский стандарт" добровольно отказался от комиссий

Дата публикации: 22 августа 2007

Напомним, что пару месяцев назад Генеральная прокуратура начала проверять деятельность банка «Русский стандарт». Поводом стало обращение в Генпрокуратуру другого ведомства — Роспотребнадзора, который, как утверждали в ведомстве, завален жалобами граждан.

Вина «Русского стандарта» нашла свое подтверждение. Генеральная прокуратура подтвердила, что банк нарушает Закон «О защите прав потребителей». Интересно, что еще раньше омич Сергей ПРОХОРОВ (юрист ЗАО «Сибирский коммунальник») выиграл суд у «Русского стандарта» все по тем же основаниям — нарушение Закона о защите прав потребителей.

Все дело оказалось в предоставлении кредитов через кредитные карты. В 2003 году «Русский стандарт» начал рассылать своим клиентам, уже бравшим кредиты в банке, по почте кредитные карты без договора и графика платежей. Договор на оба кредита был один, он заключался при взятии первого кредита. В нем же написано, что клиент соглашается в дальнейшем на получение кредитной карты. Отдельно условия кредита не прописывались. Вот это и стало основанием для решения суда в Омске: при предоставлении финансовой услуги клиент не получил необходимую информацию, следовательно, его права были нарушены.

Кстати, Сергей ПРОХОРОВ выиграл суд в марте 2007 года. В этом же месяце в Москве Роспотребнадзор подал иск к «Русскому стандарту» о незаконности дополнительных платежей по кредитам. Басманный суд Москвы в удовлетворении иска тогда отказал.

Далее за потребительские кредиты взялся уже Центробанк. С 1 июля 2007 года банки обязаны раскрывать эффективную ставку по потребительским кредитам. И тем не менее ни одно ведомство не сумело убрать комиссии банков. Эффективная ставка нужна лишь для того, чтобы клиент был проинформирован о полной стоимости кредита. А вот какие комиссии будет брать банк, — это его дело. И потенциальный заемщик должен лишь либо согласиться с условиями банка, либо не соглашаться с ними.

Взимание комиссий вполне законная практика. Но почему-то «Русский стандарт» от них отказался. Претензии Генпрокуратуры состояли в том, что заемщики не получают достоверную информацию в полном объеме. Но после беседы со следователями Генпрокуратуры с владельцем банка Рустамом ТАРИКО 8 августа заседание совета директоров «Русского стандарта» приняло решение об отказе от комиссий. Таким образом, желание Роспотребнадзора все-таки исполнилось. Басманный суд в марте его иск не удовлетворил, зато помогла Генеральная прокуратура.

Как будет развиваться ситуация с потребительскими кредитами, пока не ясно. Предыдущие меры различных ведомств должного результата не дали. Эффективная ставка показывается только при подписании договора. «КВ» уже писали, что корреспондент нашего еженедельника был свидетелем того, что обычные граждане подписывают незаполненные договоры, где эффективной ставки нет.

До сих пор общепринятой считается практика, когда банки на протяжении всего периода кредитования начисляют процент комиссии (например, 1,9%) на полную сумму долга, несмотря на то, что она ежемесячно уменьшается. Как правило, заемщики на такие «мелочи» внимания не обращают.

И последнее. На сайте банка «Русский стандарт» информация о комиссиях банка все-таки присутствует. 19 августа в разделе о тарифах обслуживания автокредитов значится комиссия за выдачу денег: до 10 тысяч рублей — не взимается, от 10 до 50 тысяч — 1%, от 50 до 500 тысяч — 5%, свыше 500 тысяч — 10%. За внесение платежа в размере от 100 до 5 000 рублей взимается 50 рублей. Информации про другие кредиты нет. Зато в общей таблице о всех кредитных продукциях в колонке «Дополнительные комиссии» стоит прочерк, но о комиссии за внесение платежа — 50 рублей — говорится в колонке «Прочие расходы».
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2007/08/32/russkiy_standart_dobrovolno_otkazalsya_ot_komissiy