Сергей АРОНОВ, управляющий директор Банка Сибирь: "На банковском рынке место ценовой конкуренции еще есть"

Дата публикации: 29 августа 2007

Омский банковский рынок продолжает стремительно развиваться. Практически ежеквартально в нашем городе открываются офисы иногородних банков. В то же время уже существующие в городе игроки активно борются за рынок. Например, 15 августа Банк Сибирь увеличил размер уставного капитала банка с 309 миллионов рублей до 849 миллионов. Корреспондент «КВ» Елена КАЛИНОВСКАЯ встретилась с управляющим директором Банка Сибирь Сергеем АРОНОВЫМ и задала несколько вопросов о перспективах развития банковского бизнеса.

— Сергей Владимирович, ваш банк еще несколько лет назад был одним из небольших банков, а сегодня по размеру уставного капитала вы занимаете второе место среди банков Сибирского федерального округа. Чем можно объяснить такой рост, только ли сменой акционеров?

— Рост финансовых показателей, в частности уставного капитала, конечно, объясняется не столько щедростью акционера — АО «АТФБанк», сколько нацеленностью на развитие банка и на то, чтобы он занял ведущее место в банковской системе Сибири и Урала. Причем ЗАО «Банк Сибирь» занимается чистым банковским бизнесом.

— Что означает чистый банковский бизнес?

— Это означает, что банк не стремится каким-либо образом смешивать интересы капитала и промышленности. Например, партнерские отношения с нашими клиентами — это партнерские отношения и не более того. Мы не вмешиваемся в хозяйственную деятельность, мы финансируем и получаем проценты по кредиту.

— Клиенты как-то выигрывают от этого?

— Я объясню. При таком подходе для банка одинаково равны все клиенты. И наоборот, при сращивании интересов — формировании финансово-промышленной группы, клиенты банка, которые входят в состав этой группы, получают преференции. Таким образом, пытаясь увеличить прибыль, банк принимает на себя бизнес-риски, тем самым снижая свою финансовую устойчивость. В результате могут пострадать простые вкладчики этого банка. Именно поэтому для нас не приемлемо формирование или вхождение в состав каких — либо финансово-промышленных групп. Банк должен быть независимым, стабильным и сильным, чтобы иметь больше возможностей для удовлетворения всех финансовых потребностей своих клиентов. Вот поэтому увеличивается уставный капитал, а за ним растут и другие показатели.

— Что принципиально изменилось в Банке Сибирь после очередного увеличения уставного капитала?

— С увеличением уставного капитала увеличился и собственный капитал, который состоит не только из уставного капитала. В него также включены различные фонды, прибыль, субординированные займы. Сегодня собственный капитал составляет порядка миллиарда рублей. И теперь ЗАО «Банк Сибирь» может увеличить свои активы до 10 миллиардов рублей. Кроме того, к собственному капиталу привязан норматив — риск на одного заемщика. Он равняется четверти от собственного капитала банка. Соответственно риск на одного заемщика у нас составляет порядка 240 млн рублей. То есть это то, что мы можем выдавать в одни руки. При таком лимите мы можем принимать оперативное решение в Омске и удовлетворять потребность в кредитах 95 — 98% омских предприятий. Потому что в Омске не более 30 — 50 предприятий, чья реальная потребность в финансировании может составлять больше, чем эта сумма.

— Скажите, пожалуйста, можно ли сравнивать корпоративных клиентов и розничных. В каких клиентах в будущем банки будут заинтересованы больше?

— Да, этих клиентов можно сравнивать. Корпоративное кредитование, как правило, наименее затратно, на этапе становления все банки в основном работают с корпоративными клиентами. Но со временем приходит понимание, что нужно риски диверсифицировать. Поэтому банки занимаются кредитованием среднего и малого бизнеса и розничным кредитованием. Это требует определенных структурных изменений. Чем мы сейчас и занимаемся. Строим разветвленную сеть. Первый дополнительный офис мы открыли на пересечении Герцена и 24-й Северной, в скором времени откроется еще один на улице 22 Апреля. До конца 2007 года мы планируем открыть пять дополнительных офисов в Омске и еще семь в 2008 году. Также до конца этого года в Новосибирске, Барнауле, Тюмени и Астрахани появятся представительства нашего банка. В целом стратегия регионального развития предусматривает, что к 2009 году мы должны быть представлены во всех областных центрах Сибирского и Уральского федеральных округов. Наша цель — оказывать нашим клиентам, партнерам услуги на очень высоком уровне. Качество обслуживания сейчас становится основополагающим в банковском бизнесе.

— Как можно измерить качество банковской услуги? И разве ценовая конкуренция уже потеряла свою актуальность?

— Есть место и ценовой конкуренции. Но качество остается на первом месте. Основной показатель качества нашей работы — это клиент. Доволен ли он тем, как его обслужили. Это как прическа, как можно ее оценить. Она либо нравится, либо нет. Если остановиться на примере парикмахерской. Для кого-то действительно важно, сколько стоит прическа. А для кого-то не важно, сколько она стоит, а важно как человек выглядит. Мы стараемся удовлетворить спрос на финансовые услуги как тех клиентов, для кого важна стоимость, так и тех, кому важен сервис. Например, недавно мы стали участниками всемирной межбанковской системы SWIFT, у которой нет аналогов. Уникальность этой системы в том, что она дает возможность обеспечивать быстрый способ передачи сообщений в любую точку мира, причем гарантирует полную сохранность и секретность передаваемый сведений. Если в двух словах, то это дает нашим клиентам возможность быстро и недорого совершать банковские операции. То есть важно для тех, кто экономит деньги, и для тех, кто экономит время.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2007/08/33/182593