В Новосибирске 28 августа начала свою деятельность новая общественная организация «Общество по защите прав потребителей. Медицина и страхование», соучредителями которой выступили омская областная общественная организация «Общество по защите прав потребителей в сфере страхования», ее руководитель Игорь ПУШКАРЬ, директор омского Центра медицинского права Алексей ПАНОВ и два юриста из Новосибирска. Корреспондент «КВ» Олеся КУЗНЕЦОВА встретилась с новоиспеченным председателем правления новосибирской областной общественной организации «Общество по защите прав потребителей. Медицина и страхование» Игорем ПУШКАРЕМ.
— Игорь Владимирович, когда появилось новое общество и в чем необходимость его создания?
— Собрание учредителей, на котором было принято решение о создании организации, прошло еще 27 июля. Согласно Закону «Об общественных объединениях» общественная организация считается созданной не с момента государственной регистрации, а с даты проведения общего собрания, поэтому организацию уже можно считать официально существующей. На сегодняшний день арендовано помещение под офис, и сейчас решаются все организационные вопросы по регистрации. Инициатива по созданию нашей общественной организации исходила от новосибирских юристов, а поводом послужили регулярные обращения как новосибирцев, так и жителей других городов за помощью к омским специалистам. Например, и мне, и Алексею ПАНОВУ приходится нередко консультировать, а то и представлять интересы в судах потребителей страховых и медицинских услуг из городов Сибирского федерального округа. Например, я консультировал гражданина, которому страховая компания необоснованно отказывала в выплате страховки по ОСАГО. Она считала, что застрахованный автомобиль получил повреждения не в результате ДТП, которое описывали сотрудники ДПС в административном материале, а при других обстоятельствах. Другому клиенту тоже незаконно отказывали в выплате, потому что он, как водитель, застрахованного автомобиля, пострадавшего в аварии, не был внесен в страховой полис. Все это непосредственно связано с отсутствием специализированной защиты прав страхователей и потребителей медуслуг не только в Новосибирском регионе, но и во всем Сибирском федеральном округе.
— Почему в Сибирском федеральном округе существует такая проблема?
— Специализированных организаций, которые занимаются только защитой прав страхователей или пациентов, очень немного в России. Мне известны только две организации, специализирующиеся на страховых отношениях: Общество страхователей, которое находится в Москве, и омский Центр страхового права. Очень многие юристы предпочитают работать по широкому профилю, ведут и гражданские, и уголовные дела, и административные дела и т.п. В то же время все больше людей понимают, что нельзя объять необъятное, и ищут для защиты своих интересов узких специалистов, в том числе и в других городах. Тем более, что страхователи и пациенты — достаточно специфическая категория потребителей. Для того чтобы защищать их, необходимо обладать определенными знаниями именно в этих сферах. Если другие потребительские сферы регламентируются правилами, установленными государством (правила торговли, бытовых услуг и т. д.), то в страховании таких унифицированных правил нет. Например, чтобы защищать права покупателей, необходимо просто изучить закон о защите прав потребителей и правила торговли — они стандартны для всех регионов и всех торгующих организаций. В страховании же правила разрабатывают сами компании. И наивно полагать, что опытные юристы и специалисты страхового дела выпустят правила, которые хоть в какой-то степени ущемляли бы их права. Скорее наоборот. Выражаясь спортивным языком, потребитель страховых услуг всегда обречен играть на чужом поле.
Я уж не говорю, насколько специфичны и сложны отношения пациента и лечебного учреждения. Я считаю, что будущее все-таки за специалистами узкого профиля.
— Почему новосибирцы выбрали именно вас?
— Все очень просто. Общество по защите прав потребителей в сфере страхования успешно работает уже почти 10 лет, Алексей ПАНОВ защищает права потребителей медицинских услуг с 1999 года. Вряд ли в нашем регионе найдутся организации, защищающие права страхователей и пациентов, которые имеют столь большой опыт работы. Именно поэтому новосибирские юристы и решили объединить с нами свои усилия.
Тем более, что результаты нашей работы очевидны. На мой взгляд, в Омске положение с защитой прав страхователей благополучнее, чем в Новосибирске. Омские страховщики более дисциплинированы, наши судьи имеют опыт разрешения страховых споров, у нас сложилась определенная судебная практика. По своему опыту участия в судебных процессах могу сказать, что страховые дела, которые в Омске рассматриваются максимум за месяц — два, в Новосибирске — за 4-5 месяцев. У нас тоже бывают сложности, взять хотя бы омский филиал ООО «Страховое общество „Зенит“, который из-за внутренних проблем компании нарушает все сроки страховых выплат по ОСАГО, вынуждая страхователей судиться за обязательные выплаты.
Но „Зенит“ все-таки является исключением, так как в нашем городе уже отработана судебная практика по многим страховым ситуациям, в том числе и благодаря существованию Общества по защите прав потребителей в сфере страхования. Новосибирские страховые компании, в отличие от омских, пока очень вольготно себя чувствуют из-за низкой правовой грамотности населения.
— Какие задачи будет решать организация?
— Она будет защищать интересы граждан сразу в двух сферах — в страховании и в медицине. Несмотря на то, что за услугами к нам обращаются люди из разных городов, мы решили пока остановиться на правовом обслуживании клиентов только из столицы Сибири, так как чисто физически не сможем охватить более широкую аудиторию.Возможно, что потом к общественной организации присоединятся и иногородние юристы, тогда география предоставления наших услуг расширится.
— На какие финансовые средства будет существовать организация?
— Понятно, что мы не сможем существовать без какой-то коммерческой деятельности, потому что нужно платить за аренду офиса, выплачивать зарплату сотрудникам и т. п. Это соответствует закону об общественных объединениях. Другое дело, что прибыль от коммерческой деятельности не должна распределяться между учредителями, а должна идти на решение уставных задач. Какую-то работу мы будем делать бесплатно, например, на первом этапе консультировать и читать лекции для всех желающих по праву в сфере страхования и медицины бесплатно. Размещать публикации в СМИ на эту тему. То есть социальная составляющая в нашей работе будет обязательно. А вот представлять интересы клиентов в суде — уже за гонорар. Конечно, для малообеспеченных граждан предусмотрены скидки. Закон о защите прав потребителей дает возможность налагать штраф на страховые и медицинские организации, которые отказались добровольно выполнить законные требования потребителей — 50% идет в федеральный бюджет, 50% — общественной организации, которая защищает интересы граждан в суде. Это еще один источник пополнения бюджета организации.
— Как будете подбирать персонал?
— Схема примерно такая. Новосибирцы будут работать на постоянной основе, мы с Алексеем ПАНОВЫМ будем периодически на 2-3 дня в неделю приезжать к ним. Ведется предварительная запись клиентов. Новосибирские коллеги-юристы будут присутствовать на наших консультациях и судебных заседаниях и таким образом набираться опыта. Чем больше опыта у них накопится, тем реже мы будем приезжать. Пока сложно сказать, сколько дополнительных сотрудников нам понадобится — все зависит от спроса на наши услуги.
— Игорь Владимирович, с какими судебными делами вы работали в последнее время?
— Были дела, связанные и со страхованием от несчастного случая, и со страхованием дачных строений, имущества и. т. п. Но всегда больше всего жалоб и судебных исков по ОСАГО — это общая тенденция. По данным Федеральной службы страхового надзора, за первое полугодие текущего года к ним поступило более пяти тысяч обращений граждан, из которых более трех тысяч по ОСАГО. Это связано с тем, что ОСАГО — обязательное страхование, поэтому страхователей очень много, а по другим видам страхования, добровольным, граждане страхуются реже. Также связано с тем, что ОСАГО появилось недавно, и по нему возникает еще много вопросов. Недавно я представлял в суде интересы женщины, владелицы автомобиля, за рулем которого ее сын попал в ДТП. В „тойоту“ моей клиентки на перекрестке въехал ЗИЛ, причинив серьезный ущерб легковушке. Страховая компания в выплате отказала, посчитав, что страховой случай не наступил. Хотя в материалах ГИБДД четко было указано, что ЗИЛ ехал на запрещающий сигнал светофора. Страховая компания провела свою экспертизу и настаивала на том, что правила нарушила „тойота“, а ЗИЛ выехал на перекресток на желтый свет, до запрещающего сигнала светофора, поэтому по Правилам дорожного движения должен был продолжать движение. Но эксперт страховщика не знал, что границы перекрестка начинаются по правилам, не у светофора, а у непосредственного пресечения дорог, поэтому мне удалось доказать в суде, что когда ЗИЛ появился на перекрестке, горел уже красный свет. В результате суд взыскал со страховой компании ответчика более 130 тысяч рублей в пользу моей клиентки.