Согласно проекту концепции производственные зоны планируется разместить на территории восьми уже существующих промышленных зон, увеличив их за счет резервных площадей. 90% резервных земель приходится на Северную и Северо-Западную зоны, которые и станут приоритетными. Бюджет будет участвовать в создании инфраструктуры на этих площадях через действующие в регионе целевые программы, поскольку по ним возможно софинансирование из федерального бюджета.
Зоны привлекут 70 миллиардов инвестиций
Проект концепции представил на правительстве министр экономики области Владислав ХОДУС. Концепция предполагает размещение в восьми производственных зонах Омска всех промышленных предприятий города до 2025 года. Развитие этих территорий планируется начать с инженерной и транспортной инфраструктуры, которая должна появиться в указанных зонах уже в 2013 году. Работа над документом велась ровно полгода, с 21 февраля, когда было принято распоряжение правительства области о разработке концепции развития промзон.
— Реализация концепции, на наш взгляд, должна придать новый импульс экономическому развитию всей области, — сообщил Владислав ХОДУС. — Сегодня мы опережаем россйский уровень по объемам промышленного производства, а вклад региона в производство России достигает по отдельным видам продукции более 20%. Однако изношенность основных фондов, недостаток капиталовложения и дефицит площадок, имеющих современную развитую инфраструктуру и готовых для размещения на ней новых эффективных производств, в ближайшее время могут помешать поддержанию существующих темпов роста и привести к снижению инвестиционной активности.
Как пояснил министр экономики, речь в концепции идет о полностью подготовленных площадках, на которые можно будет привлечь нужного, в том числе региону, инвестора.
Это 8 существующих промышленных зон: Северная, Северо-Западная, Восточная, Южная, Центральная, Куйбышевская, Амурская и Ленинская. Генпланом предполагается, что все эти зоны будут сохранены, а их площадь расширена с 12,2 до 14,8 тысячи га. Также предполагается увеличение имеющихся сегодня резервных площадей с 1,3 до 3,2 тысячи га. При этом более 90% резервных площадей приходится на Северную и Северно-Западную зоны — 2,3 и 1,3 тысячи га соответственно. Потенциал остальных шести зон ограничен, хотя и здесь возможен вариант размещения отдельных производств. Как пояснил Владислав ХОДУС, межведомственная комиссия, на которой обсуждалась концепция, пришла к выводу о том, что именно Северная и Северо-Западная зоны должны стать приоритетными. Некоторые инвесторы уже зашли на эти площади — там будут размещены биотехнологический комплекс и стекольный завод.
— Сюда же возможно передислоцировать и отдельные предприятия из центра Омска, — пояснил Владислав ХОДУС. — Это позволит повысить эффективность использования земли в центре, прекратить практику перестройки производственных корпусов в торговые и бизнес-комплексы без учета градостроительных решений, предусмотренных генеральных планом.
Как пояснил глава минэкономики, для обустройства зон необходимо решить, какие объекты инфраструктуры необходимо построить, какими затратами и источниками финансирования, как обеспечить минимизацию рисков для организаций, создающих инфраструктуру, и инвесторов-резидентов производственных зон. Областные и городские органы власти будут совместно готовить документацию по планировке территорий зон, их межевания, проводить мониторинги проектов развития новых производств и размещения в зонах наиболее эффективных из них.
Владислав ХОДУС сообщил, что бюджетное финансирование проекта возможно в рамках действующих в области целевых программ. Часть мероприятий уже осуществляется — строится подстанция «Весенняя», газопроводы ГРЭС-5, ГРЭС-29. Другие объекты заложены в планах энергетиков, Водоканала, а также в программе подготовки к празднованию 300-летия Омска. Отдельную целевую программу по производственным зонам, по мнению разработчиков проекта, утверждать не нужно, поскольку аналогичной федеральной программы не существует, а значит, получить бюджетные деньги в рамках софинансирования будет невозможно.
Общий объем инвестиционных вложений организаций-резидентов может достичь порядка 70 млрд рублей. Только по биокомплексу объем инвестиций составляет порядка 30 млрд рублей, в том числе около 7 млрд рублей на создание инфраструктуры.
Минпром обеспокоен экологией
— Что я — житель Усть-Ишимского района — принимаю для себя с этой концепцией? — первым открыл обсуждение концепции руководитель аппарата губернатора Александр АРТЕМОВ.
— Для Усть-Ишимского района принятие данной градостроительной концепции будет положительно сказываться косвенно, — мягко заметил Владислав ХОДУС. — Мы, к сожалению, сегодня не может сказать, какие предприятия будут в этой зоне располагаться. Если говорить о жителях Усть-Ишимского района — это общая налоговая составляющая в консолидированных бюджет и возможные новые рабочие места.
Глава минпрома Александр ЛУППОВ предложил отразить в концепции санитарные зоны и разрывы. Как пояснил куратор проекта первый заместитель председателя правительства Евгений ВДОВИН, этот вопрос учтен в концепции в специальном разделе экологии. Однако что конкретно понимается под этим разделом, вице-губернатор не пояснил.
— Сам подход концепции строго связан с новым градостроительным планом и с границами города, — взял слово глава правительства Леонид ПОЛЕЖАЕВ. — А правильно ли то, что мы себя загоняем и до предела уплотняем?
— Сегодня речь не идет о городе как о замкнутой конструкции, расширение границ которой невозможно, — попытался защитить проект Евгений ВДОВИН. — Здесь показаны не границы самих зон, которые должны появиться, а локализация тех участков, где предпочтительнее с точки зрения наших задач, генплана, экологии, экономики концентрация новых производств. И границы этих зон будут расширяться с прирезкой земель, которые, например, сегодня числятся в разряде сельскохозяйственных зон.
— Ну и какую роль этот документ должен играть? И для кого? Сами для себя его делаем? — скептически заметил губернатор.
— Нет, Леонид Константинович, — терпеливо продолжил защиту Евгений ВДОВИН. — На самом деле вот уже ряд лет максимально эффективно идет проработка всех вопросов с инвесторами. И одним из первых возникает вопрос — где размещать производство оптимальнее, какие создавать технологические условия, условия подсоединения мощностей, инфраструктуры и так далее. Имея такой документ, мы говорим не только себе, что мы вот здесь будет ориентироваться и приоритетно развивать инфраструктуру для посадки... для создания условий для бизнеса. Мы говорим бизнесу, где у него есть будущее с точки зрения того, что область уже создает, в том числе и с участием других инвесторов, инфраструктуру. Значимость этого документа в увязке с генпланом очень велика. Это не означает, что на всех остальных территориях, в том числе действующих, нужно сворачивать производство. Где-то и нет.
— Было ли публичное обсуждение концепции или это плод работы только чиновников? — допытывался губернатор.
— Ну, во-первых, в состав комиссии у нас входят не только чиновники, — уже несколько обреченно объяснял Евгений ВДОВИН. — Там есть представители науки, общественных организаций, тех же промышленников, предпринимателей. Это все обсуждалось, в том числе публично — показывались по телевизору репортажи с комиссии.
Речь вице-губернатора, похоже, не внушила главе правительства уверенность в необходимости скорейшего принятия документа. Проект вызывал все новые и новые вопросы. Леонид ПОЛЕЖАЕВ предложил вынести концепцию на рассмотрение градостроительного совета.
— Да, это правильно, но значительные блоки этих кусков уже обсуждались на градостроительном совете, — тихо и на этот раз коротко ответил вице-губернатор.
— Мы говорим не о блоках, а о целостной концепции, — поправил своего зама глава правительства. — Давайте вернемся к старту. Это слишком серьезный и важный документ, чтобы мы его махом на десяти страницах приняли сейчас на заседании правительства, не сделав предметом публичного обсуждения специалистов, общественности, бизнеса, экономистов, депутатского корпуса. Давайте мы затратим еще какое-то время, рассмотрим концепцию на градсовете, неплохо было бы ее рассмотреть на научно-практической конференции, которая запланирована на октябрь. Не исключено, что мы ее как-то обогатим. По крайней мере этот документ не может и не должен быть кулуарным. С маху такие вещи делать не будем.