Из полученной таблицы отчётливо видно, что тон в экономике области задаёт ресурсонаправленная монополистическая экономика плюс большой сегмент производства спиртосодежащих жидкостей. Госкапитализм и потакание вредным привычкам – отсюда родом подавляющее большинство сегодняшних омских налоговых чемпионов.
В топ-12 вошли лишь два предприятия, которые можно отнести к реальной рыночной экономике – ПИРС (5) и Мостовик (11), который мог бы смело бороться за первый приз в номинации «получение бюджетных подрядов», если бы такая была. ПИРС (5) на мой взгляд настоящая звезда омского рейтинга. Проектный институт, со своими кульманами и калькуляторами он на равных, а то и выше монстров с несметными километрами рельсов, проводов и труб. Пятьсот с небольшим человек, судя по результатам их деятельности, бесконечно умных инженеров и менеджеров, создают такое количество материального блага. Прямо таки «силиконовая долина» в отдельно взятом месте города Омска. Есть правда некоторый нонсенс в том, что ПИРС, лучший налогоплательщик России 2006 года, лишь 5-й в областном рейтинге. И немного критики – ПИРС практически закончил достройку своего главного офиса на Красном Пути. Получилось достаточно угловато, скромновато и скучновато. Сообразуясь с родом деятельности и с масштабом задач более к месту было бы что нибудь гораздо более авангардистское, по типу центра Помпиду в Париже, где трубы на фасаде недвусмысленно давали бы знать о чём речь. А так сильно смахивает на отель 3+ звезды, чистенько и простенько, и зачем-то к этому парковый заборчик. Может для других пошло бы, а здесь мне кажется маловато. Хотя в любом случае гораздо более демократично, чем «замок» Мостовика.
В представленном рейтинге видны достаточно сильные позиции областной алкогольной индустрии. Большую долю в отчислениях этих предприятий составляют акцизы, которые главным образом идут на пополнение территориального бюджета. Словари дают следующие определения АКЦИЗА: акциз — форма косвенного обложения населения, приводящая к повышению розничных цен товаров. Плательщиками акциза являются покупатели товара с акцизным сбором. Наука не знает, а может знает, но не говорит, что больше, количество полученных бюджетом акцизных денег от продажи алкоголя или количество потерянных обществом денег от ущербов пития. Пока наука молчит, государство, вероятно руководствуясь ветхозаветным соломоновым наставлением «дайте…вино огорчённому душою; пусть он выпьет, и забудет бедность свою, и не вспомнит больше о своём страдании.» (Притч 31:6-7), поставило алкогольное пристрастие как бы на службу общества. Винокурни и пивоварни имеют от государства индульгенцию в виде акциза. При этом количество собранного акциза прямо пропорционально количеству произведённого яда (этилового спирта). Мне кажет некорректно зачитывать алкогольный и табачный акциз в налоговые достижения предприятий, представляя их локомотивами экономики наравне с теми, кто действительно создаёт материальные и интеллектуальные ценности. Если пьющие омичи стали бы вдруг в два раза меньше потреблять водки и пива, то стали бы все омичи испытывать от этого дискомфорт в бюджетной сфере? Не думаю, и поэтому считаю высокие позиции алкогольных компаний издержками подсчётов, а не плодами созидательного труда на благо общества.
Ещё три предприятия в рейтинге (колонка д), это монополии, естественные или наследственные, не суть важно. Важно то, что где монополии, там и цены, по всем законам экономики, монополистические, то есть выше рыночных. Соответственно завышенным ценам и экономические показатели этих предприятий завышенные. К примеру: ОАО Омскэнерго – организация монополист, которой досталось в наследство благородное право владеть практически всеми электрическими сетями области и которая имеет вытекающее из этого благородного права владения монопольное право получать свою долю с каждого доставленного потребителям КВт по утверждённым государством тарифам. Или ОАО «Электрогенерирующая компания», владеющая омскими ТЭЦ и магистральными тепловыми сетями. Говорить в этой связи о выдающихся достижения в области уплаты налогов, которые для этого случая и в этом смысле не являются продуктом экономической деятельности предприятия, а всего лишь частью назначенного государством тарифа — это значит приписывать себе чужие подвиги. Эти налоги скорее платим мы с вами – потребители, а энергетики их только собирают (в виде части энерготарифа) и передают государству, т.е. выступают налоговыми агентами государства. В этом контексте, наверное, с известной долей скепсиса (сомнения и неверия) нужно воспринимать вхождение предприятий-монополистов в означенный рейтинг крупнейших налогоплательщиков. Функция предприятий монополистов важна, но всё же их налоговые достижения сильно преувеличены.
О предприятиях верхних строчек рейтинга, тех, которые заняты оборотом нефти и нефтепродуктов. Что сказать, нефть она и в Омске нефть!
Экономическая природа достижений этих предприятий заложена не в их необыкновенной эффективности процессов производства и управления, а в первую очередь в том, сколько долларов/евро даст пресловутый Запад за нашу русскую нефть. В современной России действует такая закономерность: чем больше дают за русскую нефть на бирже в Лондоне, тем больше налогов платят потребители нефти и нефтепродуктов в стране. Да плюс вполне естественный монополизм на отдельно взятой омской поляне, оккупированной этими предприятиями. Вот и получается «выдающийся» результат хозяйственной деятельности флагманов местной экономики. Только при чём здесь экономика, если собственно от сноровки предприятий мало что зависит, а зависит от того, какие денежные потоки проходят через их счета. Наиболее показательна в этом смысле «Транснефть»- подарок судьбы омской области, имеющая к Омску не большее отношение, чем почившая в славе «Сибнефть» к С-Петербургу. Не важно где скважины, трубы и перекачивающие станции, важно где финансовые потоки. Благо для Омска, что нефтяной ручеёк пробегает и по омскому бюджету, но чемпионства здесь нет.
Ну вот, посмотрел я на таблицу и что увидел? Я нашёл в этом списке только два реальных предприятия, которые реально зарабатывают деньги и реально платят налоги, все остальные, это в большей или меньшей степени номинанты, оказавшиеся здесь в силу разных квазиэкономических причин и условностей подсчёта. Можно ли равняться на такие флагманы, как например «Электрогенерирующая компания» или Омскэнерго в их сегодняшней ипостаси? Куда бы ни пошёл потенциальный покупатель энергии, он всё равно придёт к ним, и будет вынужден принять любые их условия. Хорошо иметь такой бизнес тем, кто его имеет, но в настоящей экономике такого не бывает, даже у везучего Билла Гейтса до конца не получилось. Или равняться на флагманов от алкогольной промышленности? Процесс производства нехитрый, смешать спирт с водой и разлить по бутылкам. Это не нанотехнологии где нужен мегаум, здесь всё наоборот. Только остаётся открытым вопрос – чего от этого кабацкого промысла больше, социального вреда обществу или денежной выручки бюджету?
А что бы я хотел увидеть? Если это соревнование (пусть налоговое), и присуждаются места, то хотел бы видеть настоящих чемпионов, добившихся своего чемпионства в борьбе, а не по положению или «по раскладу». Соревнующихся на равных, без акцизной форы, а по таким например показателям, как количество уплаченных налогов из расчёта на одного работающего, на рубль основных средств, на рубль выручки. Здесь нужно искать настоящих чемпионов, и их чествовать.
А пока мой респект «ПИРСу» и «Мостовику», поздравляю.
Александр Очаковский