Областная прокуратура в среду, 29 августа, сообщила о том, что направила предостережение о недопустимости нарушения прав граждан в ОАО «ОмскВодоканал». Это коммунальное предприятие уведомило МУП ЖКХ Омского муниципального района о возможном прекращении водоснабжения и водоотведения в случае, если не будут погашены долги.Как выяснили «КВ», подобное уведомление — лишь способ психологического воздействия на должника. МУП ЖКХ Омского муниципального района — стабильный неплательщик, его долг превышает 16 миллионов рублей. Но вместо того чтобы рассчитаться с коммунальщиками за уже полученные ресурсы, жилищники предпочли обратиться в прокуратуру Омского района, которая и объявила Водоканалу предостережение.
ОАО «ОмскВодоканал» выиграло не один иск у этой жилищной организации. Но никакие меры на руководство МУПа пока не действуют. Должник, напрочь забыв о собственных обязательствах, составляющих более 16 миллионов рублей, не забывает сообщить о еще не состоявшемся нарушении прав граждан в прокуратуру.
А им все равно?
Из 6 тысяч договоров, заключенных ОАО «ОмскВодоканал» с юридическими лицами, подавляющее большинство — 98% — исполняется вовремя. Однако оставшиеся два процента потребителей доставляют немало хлопот. С 30 марта 2006 года компания подала около 80 исков о взыскании задолженности за свои услуги. На прошлой неделе передано еще 22 дела на сумму 18 млн рублей.
Основная группа должников ОАО «ОмскВодоканал» среди юридических лиц — это жилищные организации разных форм — ТСЖ, УК, ЖСК, кондоминиумы. То есть те, кто собирает с жильцов деньги за коммунальные услуги и обязан рассчитываться с ресурсоснабжающими организациями. И на сегодняшний день это самые проблемные клиенты. С 1 апреля 2005 года они задолжали компании 10 млн рублей.
— С ними мы заключаем договор как с юридическими лицами, — говорит заместитель генерального директора по сбыту ОАО «ОмскВодоканал» Ольга СМИКОВСКАЯ. — И логику поведения председателей ТСЖ-неплательщиков понять просто невозможно. Посудите сами, есть несколько ТСЖ, например «Прибрежный», «Изумрудный», «Фасад-95», «Марьяновский», с которыми мы судимся постоянно. Причем мы выигрываем все иски, то есть судебная инстанция несколько раз подтверждала, что они не правы, но долги не гасят. Самое интересное, что собственники квартир за воду платят. Часто мы прибегаем и к их помощи, информируем, что их председатель не перечислил деньги за воду.
Информацию об этом сотрудники абонентской службы предприятия разносят прямо по квартирам в дома-неплательщики, она регулярно обновляется на сайте предприятия, публикуется в корпоративной газете, которую также можно получить в абонентской службе. Порой собственники квартир и сами обращаются в ОАО «ОмскВодоканал». В частности, недавно жители 6-го микрорайона неожиданно для себя узнали, что от их домов платы за водоснабжение за последние полгода не поступало, а сумма долга составляет 4 млн рублей.
Получается, что потребители рискуют своим благополучием там, где жилищной организацией руководит недобросовестный человек. Видимо, жилищники сегодня, как то же МУП ЖКХ Омского района, чувствуют себя безнаказанными. Самый распространенный стереотип: с жилищников трудно взыскать деньги даже по решению суда. Но рано или поздно за дело возьмутся судебные приставы. И тогда кроме долга надо будет оплатить судебные издержки и процент «за пользование чужими средствами».
Кроме того, председатель ТСЖ забывает, что несет личную ответственность за неоднократное неисполнение решения суда. И тогда к нему может проявить интерес уже не только арбитражный суд.
Жилищники, видимо, думают, что защищены законом, который сегодня не позволяет поставщику прекратить подачу воды частным гражданам. Однако, если задолженность составит более шести месяцев, коммунальщики все же имеют право ограничить поставку услуги. И, как ни крути, нерадивым руководителям ТСЖ все равно придется отвечать и перед жильцами, и перед законом.
Нам нужен диалог!
Тем не менее ОмскВодоканал не ставит перед собой цель «всех отключить, всех засудить». И большинство жилищных организаций, по каким-либо причинам накопивших долги, идут на контакт. Как правило, стороны договариваются о реструктуризации долга.
В суд компания идет только тогда, когда испробованы все другие меры воздействия. И вот тогда прямо в ходе судебного процесса многие полностью рассчитываются с Водоканалом. И при этом помимо основного долга они возмещают истцу тот самый «процент за пользование чужими средствами» и судебные издержки. Зачем потребителям лишние расходы? Логики в этом нет.
— Мы, как правило, идем на уступки,- говорит Ольга СМИКОВСКАЯ. — Когда нам предоставляют вполне выполнимый график погашения дебиторской задолженности, то мы его подписываем, чтобы не доводить до суда. Но есть такие, кто просит рассрочки, мы и тут не отказываем, но некоторые не пытаются платить даже частично. Например, крупяной завод, Трансмаш, МУП ЖЭК ОМО.
Кстати, оборонные и банкротящиеся предприятия — еще одна головная боль Водоканала. Гораздо меньше на сегодняшний момент возникает проблем с бюджетными потребителями.
Интересные вещи происходят и с индивидуальными предпринимателями. Бизнесмены часто не платят не потому, что у них нет денег, им просто лень ехать в компанию за документами. Сначала они накапливают долг, а как только получают уведомление о возможном прекращении водоснабжения, сразу находят время и деньги и полностью гасят задолженность. При этом непонятно, что им мешает делать предоплату. Внеся авансовые платежи, они получат возможность на времязабыть о необходимости платить, а затем провести сверку платежей. В конце года можно получить на руки все расшифровки к счетам-фактурам. Это тем более выгодно, что если мелкого предпринимателя за «ленивые» долги все же отключат, то плата за последующее подключение может оказаться на порядок выше самого долга.
В общем, ОАО «ОмскВодоканал» готово конструктивно работать с потребителями, но и свои права будет отстаивать до конца.