Куда ведут красные линии?

Дата публикации: 12 сентября 2007

" В градостроительстве красная линия
— линия, отделяющая застроенную территорию
от незастроенного пространства (площадь, улица).
За красную линию не должно выходить
ни одно из строений квартала"
(«Справочник строителя»)

Наш город строится и хорошеет. Этот отрадный факт нельзя не заметить, но чувства, которые при этом возникают, простыми не назовешь. Становится ли город удобнее для его жителей, всегда ли согласуются преобразования с потребностями населения в отдыхе, безопасном передвижении? Как говорится, «терзают смутные сомнения» по поводу того, что до сих пор при решении вопроса о выделении участка под застройку руководствуются красными линиями, проведенными в начале 20-го, а то и в 19-м веке.

Похоже, были попытки стратегического осмысления проблемы и дома стали отодвигать от старых красных линий. Примером могут служить дом с магазином «Голубой огонек» и Красный путь, д.18, с «Хозмебельторгом». И как обошлись потомки с этим начинанием? На Красном пути появилась «Планета высокой моды», построенная на красной линии, проведенной по двухэтажному зданию по Красному пути, д.20, постройки 19-го века, а «Голубой огонек» станет очередным маркетом с уничтожением площадки перед ним. А ведь соседний «Дом со шпилем» протянет еще не более 50 лет, и мог бы освободиться угол важнейшего перекрестка, но пристройка к «Голубому огоньку» его явно переживет и будет загораживать будущие «першпективы». А где сейчас будут парковаться автомобили покупателей этого торгового комплекса?

До сего дня есть еще варианты проявить заботу о будущем и провести красные линии 21-го, а лучше 22-го века и запретить строительство на старых красных линиях по улицам 10 лет Октября, 7-я Северная, Кемеровская и многим другим.
В этом случае, по мере износа, старые дома постепенно освободили бы улицы, а новые стояли бы на новых местах, обозначая широкие магистрали недалекого будущего.

Даже и сегодня, когда уже начаты работы по расширению Красного пути, мы можем видеть процесс сооружения пристройки к 13-этажному жилому дому в районе ост. «ул. Рабиновича» навстречу новой дороге и, кажется, взамен тротуара.

Умиляет подход к незаконному или неразумному строительству ответственных, а лучше сказать, отвечающих людей. Пока ставят заборы и забивают сваи, молчат. Когда построят, вдруг замечают и начинают предъявлять претензии. Видимо, в этот момент просветление приносит повышенные дивиденды, как и предыдущее затмение. Может быть, раза два в год делать аэрофотосъемку города и отмечать незаконно строящееся, т.е. отсутствующее на утвержденных планах? И меры принимать сразу, не дожидаясь момента когда уже будут истрачены труд людей, материалы и капитал.

Очевидно, что если бы было возможно однозначное решение этой проблемы, теоретики городской архитектуры его бы предложили. Но перманентные конфликты и борьба с ошибками планирования застройки, дошедшая даже до фактов сноса построенного, подтверждают наличие проблем.

Сейчас еще не поздно подготовить и опубликовать план города с проведенными новыми красными линиями, которые нельзя будет нарушать ни при каких исключениях, оставляя потомкам варианты дальнейшего развития города. Муниципальный работник, допустивший исключение, должен быть «заключен», иначе говоря, обязательно наказан, а решение должно быть отменено.

Количество перешло в качество, и действующий принцип «новый дом — на месте старого» в большинстве случаев должен быть заменен на другой- «новый дом — на новом месте».". Ведь сегодня зачастую, это выглядит так: новый большой дом на месте старой развалюхи, загораживающий и проходы, и солнечный свет.

Многое в нашем городе не может не удивлять. Особое место занимает проблема организация жизни людей и автомобилей на Левобережье. Уверен, что если бы в начале планирования массовой застройки на пустом левом берегу пригласили двух-трех профессиональных водителей, они, несомненно, нарисовали бы нормальную схему автодорог. Когда приходится ехать по «бетонно-столбовой аллее», так я называю автотропинку на проспекте Комарова, понять логику проектировщиков затруднительно. Здесь наиболее впечатляет «лес» бетонных столбов. Параллельно проспекту остается пока еще пустое пространство, но его могут застроить и потом героически расширять. А если, не сворачивая на ул. Перелета, ехать в сторону рынка, то дорога упирается в жилой дом, который надо объезжать слева по узкой однополоске. По собственному опыту знаю, что это неплохой аттракцион для автолюбителейгостей города. Практически детское изумление последних обеспечено.

Недавно продолжили расширение улицы Герцена. Хорошее дело. Но кто давал совсем недавно разрешение на строительство новых домов на старой красной линии? И сегодня жители этих недешевых квартир в красивых, красного кирпича домах наблюдают, как их дом неожиданно стал придорожным — без газонов и деревьев, которые уже вырубили.

Автор, как и многие омичи, давно знал из газет, что Герцена будут расширять. А что, городские землеустроители этого не знали и посадили дом почти на асфальт?

В этом смысле лишена будущего ул.10 лет Октября. Практически она уже застроена, и расширять ее придется до фундаментов жилых зданий, построенных за последние 20 лет.

Понятно, что не всегда хватает денег на асфальтирование широких проспектов. Но проектируйте широкие улицы. Заасфальтируйте, сколько есть денег, оставьте по осевой линии газон, но не застраивайте, оставьте пустые места! Ведь благодаря этому удалось элегантно расширить улицу Масленникова, а когда-то и пр. Маркса, пожертвовав клумбами, которые когда-то украшали его осевую линию.

Посмотрите, сколько материалов и денег уже истрачено на реконструкцию дряхлой коммуналки на углу пр. Маркса и ул. Маяковского. Если бы ее снесли лет 15 назад, то мы имели бы сейчас нормальный поворот направо к Ленинградской площади. Нынешнее состояние этого перекрестка видит каждый день полгорода.
Автор ясно понимает, что хороший специалист-архитектор всегда объяснит обывателю, почему нельзя делать так, как подсказывает здравый смысл.

Но если поставить во главу угла не сегодняшнюю экономию, создавая щелевые дороги, а любить будущее нашего города, то реализация программ строительства нового Омска несомненно сформирует наследие, которое потомки смогут, по крайней мере, уважать.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2007/09/35/kuda_vedut_krasnie_linii