Владимир КОНЕВ, председатель совета директоров ООО "МСК "АСКО-Забота": "Сегодня конкуренции в ОМС практически нет: все жестко определено законом"

Дата публикации: 19 сентября 2007

— Владимир Павлович, почему страховая группа «Югория» купила МСК «АСКО-Забота» и что после этого изменилось в вашей компании?

— Ситуация предельно проста. Компания «АСКО-Забота» в 2006 году в российском рейтинге инвестиционно привлекательных компаний стояла на шестом месте. Я так понимаю, поэтому ее и купили. Стоимость покупки не скажу, но она точно превысила сумму уставного капитала «АСКО-Заботы» — более 30 миллионов рублей. Помимо «Югории» на нашу компанию претендовали еще две крупные российские страховые группы, не буду их называть. СГ «Югория» — растущая компания, ей принадлежит около 10% российского рынка ОМС — это много. До Урала, например, основу этого рынка составляет компания «МАКС». Для того чтобы увеличить свою долю рынка, «Югория» и покупает успешные региональные компании. Смена собственника ничего не изменила в нашей компании — в этом были заинтересованы прежде всего сами новые владельцы, чтобы компания работала в том же порядке, из-за которого они ее и купили.

— Что сегодня представляет собой «АСКО-Забота»?

— ООО «МСК „АСКО-Забота“ уже 13-й год осуществляет обязательное медицинское страхование граждан РФ, проживающих на территории Омской области и города Омска, защиту прав застрахованных и вневедомственную экспертизу качества медицинской помощи. Во главе компании — совет директоров, который определяет основные направления и тенденции работы. Я возглавляю совет директоров. Выполнение поставленных советом задач обеспечивают директор и его заместители. С 2000 года директором компании „АСКО-Забота“ является врач, судебно-медицинский эксперт, кандидат медицинских наук юрист Игорь ШЕСТЕЛЬ. Компании принадлежит 47% омского рынка ОМС — это один миллион человек застрахованных. В штате у нас более 100 специалистов, имеем свои представительства во всех сельских районах области, заключены договоры на оказание лечебно-профилактических услуг со всеми медицинскими учреждениями города и области. В 2006 году объем страховых выплат, перечисленных компанией медицинским учреждениям города и области, составил 959 миллионов 510 тысяч рублей, а за первое полугодие 2007 года (по 1 июля) — 586 миллионов 297 тысяч рублей.

— На каком уровне сегодня качество страховых услуг в городе?

— Многое изменилось в лучшую сторону — все ушло в электронную сферу. Сейчас как страховой компании, так и лечебному учреждению не составляет труда быстро и легко проверить по базе данных, застрахован тот или иной субъект или нет. В связи с компьютеризацией упростилась и процедура выдачи полисов.

— Что необходимо для того, чтобы страховая компания могла работать в системе ОМС?

— Как правило, ОМС в России осуществляют специально созданные для этой деятельности компании. При этом по ФЗ „О медицинском страховании“ они имеют право работать только по двум направлениям — обязательному и добровольному медицинскому страхованию. На каждый вид страхования должен быть уставный капитал не меньше 30 миллионов рублей. В 1995 году с созданием законодательной базы и развитием медицинского страхования в нашей стране появилось много компаний, которые стали этим заниматься. Возникшая конкуренция быстро устранила те из них, которые свели свою деятельность лишь к переводу средств в лечебно-профилактические учреждения, не уделяя внимания совершенствованию и развитию технологии ОМС.

— Кто сегодня ваши конкуренты?

— В системе ОМС в Омске и Омской области, кроме нас, работают еще „АСТОР мед“ и „Росгосстрах — медицина“. Сегодня конкуренции в таком стабильном виде страхования, как ОМС, практически не существует, так здесь все жестко определено законом. Это не коммерческое страхование, а социальное, здесь в качестве регулятора и страхователя выступает государство. В ОМС нет собственных тарифов страховщика, как, например, в ОСАГО, поэтому страховая компания лишь пользуется тарифами субъекта Федерации. Предложения всех компаний по существу оказываемых медицинских услуг не могут отличаться друг от друга, так как они строго соответствуют федеральной и территориальной программам страхования. Компании отличаются только квалификацией своих экспертов, которые следят за качеством медицинских услуг, а также системой обслуживания клиентов.

— Основа успеха МСК „АСКО-Забота“?

— Мы входим в число лидеров на омском рынке обязательного медицинского страхования. Это прежде всего благодаря тому, что уже с момента своего создания огромный труд персонала компании был направлен на развитие экспертно-правовой деятельности, обеспечивающей защиту прав застрахованных в вопросах предоставления своевременной и качественной медицинской помощи. Мы защищаем интересы застрахованных, что требует высокой квалифицированной оценки каждого случая с выявлением нарушений технологии лечебно-диагностического процесса и их причин. Экспертная структура у нас в компании одна из самых мощных в городе, в нее входят три доктора медицинских наук, более 20 кандидатов медицинских наук, врачей высшей категории. На базе экспертного отдела мною разработана и внедрена система оценки качества медицинской помощи, оптимизированы юридические механизмы защиты прав застрахованных, создана система связей с лечебно-профилактическими учреждениями. Данный отдел является не только подразделением компании, но и учебно-методической базой кафедры судебной медицины с курсом правоведения. По материалам его работы написано более 25 научных работ, из них одна кандидатская диссертация, методические рекомендации для врачей и студентов. Наша система оценки качества медицинской помощи была взята на вооружение федеральным фондом ОМС и рекомендована для распространения по всей России. Кроме того, мы уделяем большое внимание тому, чтобы граждане получали наши полисы ОМС в комфортных условиях, поэтому обслуживаем предприятия и организации у них на месте. Клиенты по телефону или по электронной почте приглашают к себе в офис нашего специалиста, который приезжает и забирает определенный пакет документов, а затем в течение суток доставляет готовые полисы.

— Как проводится экспертиза качества медицинской помощи?

— Существуют плановые экспертизы — проверяется определенный процент историй болезней пациентов конкретного учреждения, он определяется компьютером либо случайно, либо по специальной выборке на соответствие лечения медико-экономическим стандартам. Например, субъект должен лечиться от острого аппендицита максимум 10 дней в стационаре, а если в истории болезни указано, что он лечился 25 дней, то стоит проверить, в чем тут дело. Те нарушения, за которые мы в основном штрафуем лечебно-профилактические учреждения, пациентам вряд ли будут интересны. Чаще всего это несоответствие лечения пациента медико-экономическому стандарту. Например, по стандарту при язве желудка пациенту нужно было сделать ФГС желудка в начале лечения и в конце, а в истории болезни не указано, что в конце ФГС проводили. Здесь уже лечебное учреждение будет подвергнуто штрафу. Размер штрафа зависит от выплат больнице за лечение данного пациента. Обычно штрафные санкции, предъявляемые учреждениям, составляют не больше 10% от сумм, проплачиваемых им за лечение из средств ОМС.

— Планы компании?

— План-минимум — удержать ту ситуацию, которая уже есть. Максимум — улучшение работы, увеличение скорости тех или иных операций, перевод большинства операций, которые осуществляет компания, в электронную форму. Установление интернет-связи между сельскими представительствами и главным офисом компании. На сегодняшний день мы достигли желаемой ситуации уже на 50%.

— Какие перспективы развития системы ОМС?

— Система будет расти и развиваться. Официально данная президентом РФ перспектива — это введение одноканального финансирования здравоохранения, то есть средства будут поступать только из одного источника, из системы страхования, как это есть во всех развитых странах. Пока у нас единственная в мире система здравоохранения, где больницы живут на бюджетные деньги и им еще приплачивают из системы страхования. Получается, что бюджетная система финансирования никак не связана с профессиональной деятельностью лечебных учреждений, а больницы независимы от своих пациентов. То есть пока медикам все равно, обратится ли человек к ним за помощью или предпочтет другую больницу — деньги из бюджета поступят в любом случае. Особенностью же финансирования по ОМС является принцип — »деньги идут за пациентом", то есть средства надо заработать предоставлением качественных медицинских услуг конкретному пациенту, что повышает заинтересованность медицинских работников в применении эффективных технологий лечебно-диагностического процесса. Чем больше пройдет через больницу пациентов, чем эффективнее им будет оказана медицинская помощь, тем больше денег получит учреждение здравоохранения. Система ОМС за свое 15-летнее существование в России уже отработана до мелочей и действует эффективно, в полную силу. Финансирование больниц по системе ОМС уже давно соизмеримо с бюджетным финансированием, а в некоторых случаях даже превышает его.

— Будут ли пациенты в будущем выбирать страховую компанию по ОМС самостоятельно?

— Если дать возможность застрахованному самому выбирать страховую компанию без участия страхователя, это приведет к жестокой неразберихе. Пациент принципиально не в состоянии сделать такой выбор, он просто не сможет определить, какая компания лучше, из-за недостатка профессиональных знаний. Поэтому за пациента страховщика выбирает его работодатель или органы муниципального управления.

— На каком уровне юридическая грамотность населения в сфере медицинского права?

— Как в Омске, так и в области уровень юридической грамотности населения предельно низок. Поэтому оно, как правило, даже если и пытается отстаивать свои права, то часто защищает то, что защищать не стоит. В основном это очень сутяжные люди, которые занимаются отсуживанием возмещения морального вреда, например, за то, что санитарка наступила им на ногу при входе в больницу.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2007/09/36/677849