Когда в июне 2005-го я возглавил департамент финансов, финансов состояние муниципалитета было критическим"

Дата публикации: 03 октября 2007

В департаменте финансов завершается подготовка городского бюджета будущего года. В него, конечно, внесут коррективы депутаты горсовета, но основные параметры сохранятся. Своими мыслями о новом бюджете, прошлых финансовых городских проблемах и будущих перспективах с читателями «КВ» решил поделиться директор департамента финансов Богдан МАСАН.

— Когда мы свели вместе все финансовые заявки подразделений мэрии на 2008 год, то оказалось, что их объем в два раза превышает возможности будущего городского бюджета. Придется не в полном объеме учесть финансовые заявки, хотя все просили только самое срочное и необходимое.Острая нехватка средств обусловлена распределением налоговых доходов. Если в 2004 году городской бюджет наполнялся из 19 налоговых источников доходов, то сейчас только из шести.

К сожалению, муниципалитетам оставили самые проблемные налоги. Налог на имущество платят далеко не все. Налог на квартиру начисляется только при наличии инвентаризационной карточки. А собственники не заинтересованы в ее оформлении, поэтому с большей части частного жилья налоги не платятся. По земельному налогу проблема с многоквартирными домами. Чтобы проживающие в них владельцы квартир платили налог за свою долю земли, нужно заказать план земельного участка, разбить его по каждому собственнику. На всю эту процедуру по Омску требуется 80 млн рублей, после чего ежегодно в бюджет будет поступать 40-50 млн.

Ставку земельного налога на гаражи горсовет снизил с 1% до 0,3%, чтобы облегчить жизнь гаражевладельцам. Однако после снижения ставки собираемость по данному виду налога упала с 68% до 30%, поэтому будем ставить вопрос о повышении ставки. Владельцы шикарных коттеджей, в которых уже проживают, тоже недоплачивают налог, поскольку они значатся как недостроенные объекты.

Мы до сих пор ликвидируем финансовые проблемы, доставшиеся в наследство от прежней администрации. Не хочется давать оценку деятельности прежней администрации, но, когда в июне 2005-го я возглавил департамент финансов, финансовое состояние муниципалитета было критическим. Средств хватало только на выплату зарплаты и самые необходимые нужды, при этом общий размер муниципальных долгов превышал 8 млрд рублей.

В первую очередь пришлось заниматься банковскими кредитами. Средняя ставка составляла 26 — 27%, а по одному просроченному кредиту достигала 109%. На обслуживание банковских кредитов расходовалось 42 млн ежемесячно, сейчас эта сумма сократилась до 19 — 20 млн. Сейчас наша средняя кредитная ставка — 9,2%, есть и под 8%, даже в областном минфине были приятно удивлены этими цифрами.

Увы, но без банковских кредитов городу не обойтись, так как налоги, формирующие бюджет города Омска по доходам в первом квартале, не обеспечивают минимальные потребности расходной части бюджета. В текущем году в марте собственных доходов нам не хватило даже на выплату зарплаты. В целом в первом полугодии — дефицит, во втором — профицит, вот и приходится перекрывать финансовые разрывы кредитами.

От старой администрации осталась и несанкционированная кредиторская задолженность по договорам, не подкрепленным бюджетными ассигнованиями. Она составляла около 350 млн рублей, в течение года ее удалось полностью погасить. Серьезной проблемой была и задолженность перед Омскэнерго — более 800 млн. Причем система расчетов была совершенно непрозрачной, непонятно было, за что и почему приходится платить. С помощью областного правительства нам удалось погасить задолженность бюджетных учреждений перед энергетиками. Теперь у каждого муниципального учреждения есть приборы учета, лицевой счет и лимит на энергопотребление, текущая задолженность составляет всего около 14 млн.

Самой больной проблемой была задолженность мэрии по единому социальному налогу (ЕСН), которая достигла 1,2 млрд. Только 10% муниципальных учреждений сумели сохранить реструктуризацию по этим долгам. Пока разбирались с долгами по ЕСН, еще несколько учреждений сорвали реструктуризацию. Там условия очень жесткие: три месяца не платишь — и все. После срыва реструктуризации шла огромная пеня, налоговые органы выставляли инкассовые поручения и арестовывали счета. Эта долговая волна не позволила в дальнейшем муниципальному образованию выполнять свои задачи. После долгих переговоров с Управлением ФНС по Омской области удалось найти пути решения по восстановлению бюджетных учреждений в реструктуризации. Сейчас наш долг по ЕСН около 700 млн, в первом квартале 2008-го собираемся его полностью закрыть.

Не меньшей проблемой были и долги перед Пенсионным фондом — более 425 млн рублей. Люди, уходящие на заслуженный отдых из муниципальных структур, оставались без пенсии. Нам удалось почти полностью рассчитаться с Пенсионным фондом, осталось только 9 млн пени. Когда я пришел в мэрию, задержка зарплаты работникам аппарата составляла 2 — 3 месяца. Сначала удалось наладить своевременную выплату, а с мая этого года согласно трудовому законодательству стали платить зарплату в два срока: с 16-го по 20-е — аванс, с 1-го по 15-е — основная часть.

Тыжелым грузом на муниципалитете висели валютные и таможенные долги за «каросы» и «мерседесы», которые в рублевом эквиваленте составляли 2,5 млрд. Часть из них нам удалось погасить в 2005 году, а в начале 2006-го по решению губернатора их погашение взял на себя областной бюджет. Еще одним ярким свидетельством непрозрачности муниципальных финансов были договоры по долевому участию застройщиков в развитии городского хозяйства. Одни застройщики отчисляли 10%, другие — 5%, а некоторые и вовсе 2,5 %, причем было совершенно непонятно,исходя из чего появлялись такие разные цифры.

За период своей работы мне удалось достигнуть прозрачности системы городского бюджета, правил игры, которые знают все. Также очень важно, что удалось перевести на казначейское исполнение даже платные услуги в муниципальных учреждениях, поднять значимость контрольно-ревизионной службы и централизовать ее работу. Наши первоочередные планы — рассчитаться со старыми долгами, поднять финансовые показатели и рейтинг города Омска. На конец сентября муниципальный долг составлял 3,2 млрд рублей, в горбюджете-2008 планируем уменьшить его на 30 — 40%. В первую очередь мы ставим цель минимизировать муниципальные долги, в то же время не ограничиваем круг банков и надеемся, что нашим кредитором может стать крупный западный банк под 4 — 5% годовых.

Богдан МАСАН, директор департамента финансов 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2007/10/38/184024