— Какой по счету стала омская «Лента» в федеральной сети?
— Открытие «Ленты» в Омске оказалось особенным, потому что мы открываем двадцатый торговый комплекс. А ровно 12 месяцев назад в России было всего десять гипермаркетов «Лента», то есть за последний год мы удвоили их количество. Омск для нас — седьмой город за пределами Санкт-Петербурга, где мы открываем торговый комлекс. В Уральско-Сибирском регионе теперь пять «Лент» — в Тюмени, Новосибирске, Барнауле и Омске. Это ровно столько, сколько было 15 сентября 2004 года в компании «Лента» вообще. Мы готовы продолжать нашу работу и хотели бы инвестировать в Омск, открыв еще одну или две «Ленты» в вашем городе. Мы рады, что местные производители нас поддержали и мы привлекли большое количество омских поставщиков.
— Однако «Лента» столкнулась в Омске с непониманием хлебопеков. Как решился этот конфликт с производителями хлеба, которым показалась слишком высокой плата за вход в торговую сеть?
— Для наших новых покупателей в Омске было обнаружить, что они могут купить горячие и свежие хлебобулочные изделия, которые мы выпекаем в «Ленте» сами. Но мы также всегда стремимся дать привычный ассортимент местных производителей, поэтому уже нашли поставщика хлебобулочных изделий из Омска и еще с несколькими ведем переговоры.
— Имеют ли гипермаркеты сети в различных регионах свою специфику?
— Если говорить о самом здании, то торговый комплекс в Омске такой же, какие мы открываем в других городах, включая Санкт-Петербург. Это типовой проект с учетом климатических условий Сибири. Но отличия, безусловно, есть, и они касаются ассортимента. Политика компании — опираться на местных поставщиков, поэтому около 30% товаров гипермаркета приходится на продукцию местных производителей. Продажи в Омске покажут, каким точно будет этот процент. Кроме того, у нас уже были производители в Омске, которые поставляли свою продукцию в Санкт-Петербург, и мы открыли для них возможности поставок в «Ленту» в других городах.
Если говорить о потенциале города и возможностях для развития крупноформатной торговли, то показательно сравнение Омска с Санкт-Петербургом, где сейчас на 4,5 миллиона жителей уже построено и открыто больше 45 гипермаркетов. То есть насыщенность рынка в Питере составляет один гипермаркет на сто тысяч жителей. Сколько людей живет в Омске и сколько здесь объектов крупноформатной торговли, вы знаете.
— В 2006 году все десять магазинов компании находились в Санкт-Петербурге, и вдруг компания решилась не на поэтапный выход в регионы, а на масштабную экспансию, в частности, в Сибирь. Чем был вызван такой довольно нестандартный для российских ритейлеров шаг?
— Экспансия произошла не вдруг, работа в компании над выходом в регионы началась с 2005 года. В 2005 году наш первый шаг — визит в Астрахань, куда нас пригласило руководство города, чтобы рассмотреть возможность открытия «Ленты». И одновременно мы стали рассматривать возможности открытия гипермаркетов в Сибири, где начали работу с Новосибирска. В итоге первые открытия региональных «Лент» состоялись в октябре прошлого года в Астрахани и Новосибирске, в декабре открылась «Лента» в Тюмени и второй комплекс в Новосибирске. На тот момент наш финансовый и управленческий потенциал превосходил наши возможности развития в Санкт-Петербурге. Поэтому региональная экспансия была для «Ленты» логичным и естественным шагом.
— Каковы результаты работы сети в Новосибирске?
— Это наш первый региональный опыт. И вполне естественно, что там были сделаны определенные ошибки, из которых мы извлекли уроки и научились лучше работать со строителями, с поставщиками. Сейчас мы очень рады, что оказались первыми в Новосибирске и Омске и пока очень довольны тем, что своевременно сделали шаг за пределы своего региона.
— Какой размер среднего чека в новосибирских гипермаркетах «Лента»?
— Мы не раскрываем данных по отдельным городам, но размер среднего чека в общем в сети гипермаркетов «Лента» превышает 900 рублей.
— Планируете выдерживать динамику по открытию новых комплексов?
— Сейчас идет строительство 9 гипермаркетов, инвестиции в каждый из которых составляют свыше 20 млн долларов. Новые магазины планируется открыть в Ростове-на-Дону, Рязани, Тольятти, Новосибирске, Барнауле, Нижнем Новгороде, Великом Новгороде и Петрозаводске. Таким образом, до конца года «Лента» расширится до 29 торговых комплексов и мы начнем строительство еще 13 «Лент». План «Ленты» на среднесрочную перспективу — создание к середине 2009 года сети, состоящей примерно из 50 гипермаркетов.
— Уже есть договоренность о строительстве в Омске второго комплекса?
— Конкретной договоренности нет, но сейчас мы рассматриваем возможности приобретения земельных участков, ищем землю на вторичном рынке и готовы участвовать в любых аукционах, которые будет проводить администрация города.
— Какую долю рынка планируете занять в торговой рознице Омска?
— Как ни удивительно, планов завоевать какую-то определенную долю рынка мы не ставим. У нас есть цели по товарообороту внутри каждого торгового комплекса. Открываясь в Омске, мы считаем главным, чтобы нас полюбили покупатели, а все остальное приложится. Для этого у «Ленты» есть отработанные технологии, позволяющие стоимость эксплуатационных расходов сделать минимальной, соответственно, мы можем выдерживать самые низкие цены для покупателей при высоком качестве продуктов. В проект торгового комплекса включено еще очень много деталей, которые позволяют наиболее экономичным образом доставлять продукты от производителей до покупателей.
— В этом году «Лента» планировала провести первичное размещение акций, когда оно состоится?
— Если у нас будут планы по публичному размещению акций, мы их подтвердим в соответствующий момент. Пока наша политика — быть гибкими, и мы рассматриваем все возможности по привлечению финансирования. До 2007 года «Лента» развивалась в основном за счет кредитного финансирования. В прошлом году мы подписали синдицированный кредит на 90 млн евро. А в 2007 году в прессе уже прошло подтверждение того, что три крупнейших банка организуют синдицированный кредит для «Ленты», который может составить 200 млн евро. Мы надеемся, что подтвердим эту сделку до конца месяца. В этом году также впервые за многие годы был привлечен сторонний инвестор — «Европейский банк реконструкции и развития» (ЕБРР), который вложил 125 млн долларов в приобретение акций «Ленты».
— Насколько известно, ЕБРР выкупил допэмиссию «Ленты». По информации из открытых источников, ранее 40% компании принадлежали россиянину Олегу ЖЕРЕБЦОВУ и еще примерно 40% — американскому инвестору Августу МЕЙЕРУ. Как теперь распределены пакеты среди участников?
— После того как пришел ЕБРР, доли несколько изменились. Но Европейский банк реконструкции и развития — очень уважаемый институт, и когда они делали пресс-релиз, не сообщили, какая доля в компании «Лента» принадлежит банку. Поэтому мы не стали раскрывать состав участников на тот момент, но в ближайшее время обновим эти данные и сообщим о расстановке долей. Хотя, как и прежде, у «Ленты» остаются два крупнейших акционера — Олег ЖЕРЕБЦОВ и Август МЕЙЕР. Третий по величине акционер — ЕБРР. До его прихода доля в 16% в компании принадлежали институциональным и индивидуальным инвесторам, в основном, иностранным гражданам.
— Каким был оборот сети за прошлый год и первое полугодие 2007 года?
— Розничный оборот «Ленты» в прошлом году превысил один миллиард долларов. Данные по первому полугодию мы еще не раскрывали, но за 12 месяцев — с 1 июля 2006 года по 1 июля 2007-го — чистые продажи «Ленты» уже превысили миллиард долларов.
Справка «КВ»
Компания «Лента» основана в 1993 году, владеет одноименной сетью торговых комплексов. Головной офис и собственный дистрибьюционный центр компании находится в Санкт-Петербурге. В настоящее время в различных регионах России работают 20 торговых комплексов розничной сети «Лента»: 13 в Санкт-Петербурге, два — в Новосибирске, по одному торговому комплексу в Тюмени, Астрахани, Волгограде, Барнауле и Омске.