6 августа этого года вступило в силу решение Омского городского совета «О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска». По данным официального сайта мэрии, только по рекламным конструкциям на конец сентября административно-техническая инспекция составила 41 протокол и выдала 15 предписаний об устранении допущенных нарушений. Предпринимателям грозят штрафы от 3 до 20 тысяч рублей. О том, чем вызваны изменения в «Правилах благоустройства...» и какие последствия будет иметь этот документ, корреспонденту «КВ» Маргарите МАТВЕЕВОЙ рассказал президент Союза предпринимателей, депутат Омского городского совета Виталий ПУТИНЦЕВ.
— Виталий Петрович, с чем, по вашему мнению, связаны изменения в правилах благоустройства?
— Всем очевидно, что чистота наших дворов, улиц и парков оставляет желать лучшего. И в этом смысле идет поиск путей решения проблемы. Самое главное здесь — культура человека, воспитание. Но эта проблема, наверное, вечная, измеряемая моральными категориями. А если исходить из организации работ по наведению порядка, то поддержание чистоты в городе — это функция муниципалитета. Однако на сегодняшний день ситуация такова, что управления благоустройства, которые существуют в каждом округе, просто не справляются со своими обязанностями. Да и бюджетных средств на эти цели не хватает.
Вместе с тем во все цивилизованном мире предприниматели берут на себя ответственность за чистоту территорий вокруг своих офисов. И у нас в городе бизнесмены облагораживают прилегающие участки, даже по собственной инициативе меняют асфальтовое покрытие. Но общую проблему чистоты это не решит. Ведь предприниматель не может за свой счет благоустраивать также и территорию близлежащего дома. Кроме того, здесь есть и другая сторона, касающаяся уже административно-технической инспекции: эта структура получает дополнительные возможности для манипуляций, для более жесткого разговора с предпринимателями. И если с магазинами и офисами ситуация ясна — принцип «встречают по одежке» еще никто не отменял, то вот с рекламными конструкциями не все так просто. Убирать территорию в пределах пяти метров вокруг каждого щита — мероприятие весьма затратное и не всегда обоснованное. И затраты эти в конечном итоге лягут на плечи рекламодателей. Между тем для этого вида деятельности, равно как и для строителей, которые обязаны по новым правилам убирать территорию в пяти метрах от ограждений, уже существуют инструкции и ГОСТы.
— В последнее время часто говорят об общественной экспертизе законов, нормативно-правовых актов. К мнению самих предпринимателей, которых новые правила касаются напрямую, прислушались?
— Парадоксальная ситуация, но если бы не мой статус депутата горсовета, то сам я, как и большинство предпринимателей, увидел бы эти правила только после их принятия. Все это держалось под таким секретом! Ведь можно было бы не устраивать сражения на потеху публике, а просто сесть и в рабочем порядке обсудить вопрос. Дело здесь по всей видимости не в каких-то объективных причинах, а в нездоровых властных амбициях отдельных чиновников администрации города. Если касаться самого обсуждения в горсовете, то отмечу, что депутатами было внесено 32 поправки, замечания и предложения. В первоначальном варианте проекта правил фигурировали не пять метров, а десять. В ходе обсуждения нам удалось сократить эту территорию в два раза.
— Что подпадает под понятие «благоустройство» помимо собственно уборки территорий?
— У нас это понятие трактуется очень широко. К примеру, за счет предпринимателей могут попытаться решить проблему тротуаров. Один вопрос — подметать и убирать мусор, и совершенно другое дело, когда в приказном порядке бизнесмена заставляют положить вместо асфальтового покрытия тротуарную плитку. Причем здесь у предпринимателя возникают и налоговые проблемы. Если он делает этот тротуар, то куда отнести эти затраты? В списание по деятельности предприятия они не пойдут, поскольку оснований для этого нет.
— Как, по вашему мнению, будет развиваться ситуация вокруг правил в дальнейшем?
— На сегодняшний день совершенно очевидно, что отдельные статьи правил вступают в противоречие с Гражданским кодексом, существующими ГОСТами и инструкциями. И прокуратура здесь определенные моменты отметила. Что же касается административно-технической инспекции, то ее позиция проста: мы выпишем 3 000 штрафов, 100 из них предприниматели оспорят в суде, а остальные заплатят. Это расчет на незнание, неграмотность, нежелание бороться за свои права. Между тем уже есть дела, по которым судом вынесено решение в пользу предпринимателей. Любой бизнесмен или бизнес-объединение могут опротестовать действия административно-технической инспекции. На мой взгляд, для того чтобы подвижки в этом вопросе были, должно пройти время. Нам надо накопить опыт работы с этими правилами.
Маргарита МАТВЕЕВА