Мебельная фабрика «Русский стиль» появилась в 1997 году. Одним из ее основателей является Владимир АВРАМУШКИН, который по сей день руководит компанией.
— В этот бизнес я попал совершенно случайно, — поделился предприниматель. — В 1995 году поехал в Павлодар за мебелью для своей новой квартиры, тогда там действовало множество предприятий, изготавливающих мягкую мебель. В Омске большого выбора не было. Купил три интересных комплекта, но решил сменить их обивку на более дорогую и качественную — привез подходящую ткань из Турции. Один комплект мебели оставил себе, а два остальных продал в два раза дороже, чем купил, — получил 100 % прибыли. Так и стал возить изделия из Казахстана, менять их обивку на турецкую и продавать в Омске. Потом сменилась экономическая ситуация в нашей стране и возить мебель стало невыгодно. Тогда я предложил своему родственнику, у которого был опыт работы на мебельной фабрике, попробовать самостоятельно изготовить одну из конструкций, у нас получилось. На имеющиеся сбережения организовали свое производство — арендовали небольшой цех, наняли еще одного человека.
Сегодня в компании трудятся около 60 человек. Если вначале выпускали всего две модели изделий, то теперь пятнадцать. Ставку с самого начала сделали на потребителя со средним достатком — отказались от выпуска откровенно дешевой мебели и от слишком дорогой. Цена на мебель компании варьируется от 30 до 70 тысяч рублей за комплект в зависимости от качества и стоимости обивочных материалов. По словам руководителя «Русского стиля», сегодня не просто работать в этой ценовой категории, так как сильно выросла конкуренция, но в конце 90-х эта ниша была свободна, и спрос на хорошую мебель был высок.
— Основными нашими клиентами был средний класс населения. А сегодня в городе наблюдается резкий контраст между бедными и богатыми, а средней прослойки практически нет, — сетует Владимир Геннадьевич. — Платежеспособность омичей низкая. Получается, чтобы производство было выгодным, нужно делать либо дешевую мебель, что неинтересно в творческом плане, либо очень дорогую, что требует больших затрат и высококвалифицированных трудовых ресурсов. Большинство омичей пока предпочитает экономить на мебели, ищет, что дешевле, готово покупать ее даже на оптовке, в подвалах и гаражах. Диваны — за 8 тысяч рублей, кресла — за 4 тысячи, это считается нормальным. Не знаю, на что люди рассчитывают, делая такой выбор, ведь дешевые изделия прослужат максимум год-два и развалятся, потому что за такую цену просто невозможно обеспечить качественные материалы — обивку, наполнители, пружинные блоки. Мы работаем только с импортными тканями — бельгийскими, американскими, израильскими. Сегодня качественный диван просто не может стоить меньше 15-20 тысяч рублей.
По словам бизнесмена, московская мебель такого же уровня, как у «Русского стиля», стоит в два раза дороже. Компании удается снижать себестоимость производства благодаря тому, что в Омске намного дешевле трудовые ресурсы, они не несут транспортных расходов, работают с клиентами напрямую, а не через посредников, как иногородние или зарубежные производители. Кроме того, у компании есть возможность быстрее выполнить сервисные или реставрационные работы.
— Конкуренция на рынке очень высокая, в основном приходится соперничать с местными производителями, причем половина из них — так называемые бесконтрольные мелкие предприятия, которые работают в подвалах, на дачах и т.п. Из солидных фабрик могу назвать «Мишлинг» — серьезная компания, производит качественную мебель, но сегодня, в отличие от нас, больше ориентируется на заказы по индивидуальным проектам для бутиков, ресторанов, то есть более дорогие. Среди иногородних конкурентов, например, «Дивальди», «АСМ+», «Кристи», «Дария» — рассказал господин АВРАМУШКИН.
«Русский стиль» специализируется на серийном производстве мягкой мебели. Оно выше по скорости и объемам, чем изготовление по индивидуальным заказам.
— Сегодня на рынке представлен широкий ассортимент оригинальной модульной мебели, например, компании «Moebel & Zeit», так что потребителю гораздо проще выбрать уже готовый диван, чем тратить время и деньги на разработку собственной модели совместно с дизайнером, — считает Владимир Геннадьевич.
Местные производители мебели отличаются друг от друга в основном объемами производства, ценой и качеством изделий, а также ассортиментом обивочных материалов. «Русский стиль» предлагает достаточно широкий выбор обивки — более 500 видов разной ценовой категории. Раз в три месяца компания обновляет модельный ряд своих изделий — их разрабатывают конструкторы на специальном экспериментальном участке. Специалисты компании постоянно посещают мебельные выставки, чтобы быть в курсе современных тенденций.
— Какие-то идеи мы, конечно, как и многие другие региональные фабрики, перенимаем у столичных производителей, а они, в свою очередь, у зарубежных — в мебельном бизнесе это распространенная практика, так как обычно такие изделия не патентуются. В Омске, конечно, солидные производители не копируют модели друг у друга, так как многие руководители фабрик знакомы между собой, а вот те, кто работает в гаражах и подвалах, «сдирают» все, что могут, у всех подряд, причем делают это некачественно, — заявил Владимир АВРАМУШКИН.
Как и многие компании, «Русский стиль» выполняет сервисное и гарантийное обслуживание своих клиентов, реставрацию изделий, а также бесплатную доставку по городу. По словам Владимира Геннадьевича, его фирма предлагает самый маленький срок изготовления мягкой мебели в городе — от 1 недели до 1 месяца, в зависимости от наличия на складе необходимого обивочного материала. Другие производители выполняют заказы от трех недель и дольше. Осложняет работу на местном рынке производства мягкой мебели проблема с трудовыми ресурсами. Ведь особенность мягкой мебели в том, что ее выкраивают и собирают вручную, а с помощью техники выполняют лишь некоторые операции. Хороших опытных мастеров — единицы, а чтобы выучить новичка, необходимо потратить много сил и времени, к тому же не всех устраивает стажерская зарплата. Компаниям, особенно тем, что недавно вышли на рынок, приходится тратить массу сил, чтобы найти и удержать специалистов.
— Молодые люди сегодня предпочитают работать водителями маршруток, а не учиться на обивщиков мебели. В нашей компании, к счастью, особых проблем с кадрами нет, коллектив уже сложился, есть сотрудники, которые и по десять лет работают, — рассказал руководитель фабрики.
Другая сложность — большая сезонная зависимость бизнеса. Высокий спрос на мебель обычно существует с сентября по февраль, остальные полгода считаются «мертвым сезоном». «Русский стиль» старается планировать отпуска своих сотрудников именно на это время.
— Несем большие финансовые потери в периоды затишья, — поделился Владимир Геннадьевич. — В отличие от производителей, работающих в низком ценовом сегменте или с другими видами мебели, например с корпусной, мы не можем заранее запастись изделиями на складах, так как работаем непосредственно под клиента и не знаем, что он выберет из множества видов обивочных тканей. Расширить направление своей деятельности или диверсифицировать производство, чтобы уменьшить сезонные колебания и обеспечить фабрику постоянной загрузкой, по некоторым причинам пока не можем.
Большая часть клиентов компании — это физические лица, так как она специализируется на мебели для дома. В розницу фабрика реализует свою продукцию через собственный мебельный центр, расположенный по улице Шебалдина, через торговые точки в гипермаркете «Континент» и на строительном рынке «Южный». А недавно открылась новая точка в ТК «Триумф», где выставляются модели, выполненные из более дорогих материалов. Компания осуществляет оптовые поставки, в мебельные магазины как Омска, так и других городов — Новосибирска, Сургута, Лангепаса, Нижневартовска. С другими городами работает через своих представителей. Есть серия мягкой мебели и для офиса — она сегодня пользуется повышенным спросом покупателей, поэтому «Русский стиль» планирует расширять данный модельный ряд. В планах фирмы также увеличить производство моделей премиум-класса, более сложных в исполнении. По мнению Владимира Геннадьевича, в ближайшее время люди насытятся дешевым ширпотребом и начнут покупать все-таки качественную и интересную мебель. О какой-то конкретной перспективе рынка ему трудно говорить, она напрямую зависит от благосостояния населения.