Несколько лет назад специалист, курировавший потребительский рынок и предпринимательство в администрации Пермского края, перешел на работу в АО «Пермэнерго». Вместе с ним ушел практически весь состав вверенного ему подразделения. Есть основания полагать, что опытный чиновник покинул коридоры власти вслед за шефом — вице-губернатором.
Акционерное общество выиграло, а краевая структура проиграла.
Примерно в то же время успешный менеджер структурного подразделения страховой компании, работающей в Перми, покинула свою фирму и перешла в только что открывшийся филиал страхового общества «Россия». Об этом шептались в деловых кругах города как о вопиющем демарше. Дело в том, что в переходе участвовала целая команда знающих страховщиков. «Россия» не только пустила корни в Прикамье, но и на время оголила фланг в позиции конкурентов.1
Стратегия и тактика охотников за лидерами команд понятна. Об этичности можно дискутировать, но все это пустая трата времени. Маркетинговая война ведется, в том числе и на кадровом рыке.
А на войне как на войне (a'la guerre comme a'la guerre). Предлагается быть реалистами — бизнес есть бизнес.
Ценность лидера и его команды?
В первую очередь определимся в понятиях, а потом в ценности.
Будем говорить о конструктивных лидерах и исключим обсуждение деструктивных.
«Лидер — это индивидуум, обладающий особыми психическими и физическими качествами, которые позволяют ему целенаправленно вести за собой группу индивидуумов». Достаточно сухо дается определение, потому что примеры вариантов лидерства (вожаков) существуют и в животном мире, и они подробно описываются в психологии животных.
В человеческом обществе лидеры обладают еще определенными личностными качествами, имиджем и репутацией, которые повышают уровень веры в них со стороны ведомых ими групп. Лидер — это образец для подражания, он вдохновляет и настраивает, направляет и ведет к цели.
Ведение группы может быть постоянным и временным. Но важно отметить, что трудно назвать кого-либо лидером, если у него нет ведомой им группы. Как кого-либо трудно назвать пастухом или вожаком, если у него нет стада или стаи. Группы ведомых могут быть и виртуальными (в Интернете), но они должны быть, только тогда кандидат может претендовать на позицию и звание лидера.
Лидер способен формировать группы и целенаправленно вести их.
Не будем описывать качества и способности лидеров и то, что лидер имеет значимые отличия от менеджера. По этой теме написано много интересных и полезных книг. Перейдем к определению «Команды», как особой формы организации группы. Эта тема также широко представлена в большом количестве литературы. Мы же постараемся дать определение достаточно коротко.Более точно и подробно «Команда» будет представлена в статье «Функциональная команда».
В рамках темы нашей статьи под понятием «Команда» подразумевается небольшая группа профессионалов, специально организованных для целенаправленной деятельности.
Ценность лидера возрастает на порядок, если он ведет проверенную в испытаниях (на деньги, статусы и др.), преданную ему команду профессионалов, способную «точно вовремя» производить ценный и полезный продукт.
Кто охотится на лидеров команд?
Итак, «Лидер ведет команду». А кто его может вести или уводить вместе с командой? Кому он нужен? Кто ставит задачу найти и переманить лидера с командой?
Существует «Команда Команд» — это когда лидер формирует и ведет команду лидеров, каждый из которых, в свою очередь, ведет команду профессионалов.
Вот вам и ответ на вопрос: «Лидеры лидеров» охотятся на успешных лидеров с командами".
Лидеры испокон веков охотились на лидеров. Переманивали, перекупали, завоевывали.
В истории существует много примеров, когда во время геополитического раздела мира «Лидеры лидеров» создавали «Команду Команд».К примеру, Чингисхан не только покорял племена мечом и огнем, объединяя Монголию, но и завоевывал сердца вождей племен своим великодушием. Они по доброй воле приходили к Тимунжину, приводили свои племена и клялись в верности.
Существуют и другие исторические факты, когда под флаги королей приходили феодалы и участвовали в создании и завоевании государств.
Политические лидеры ведут переговоры с другими лидерами с целью привлечения их в свой «лагерь».
Лидерская иерархия
Это очень трудоемкая работа — создание иерархии под названием «Команда Команд», когда лидеры объединяются под началом признаваемого ими «Лидера лидеров». Команда звезд!
Король объединяет феодалов. Президент — губернаторов. Генерал — офицеров. Генеральный директор — директоров.
Нетрудно догадаться, что будет, если лидер объединит беспрекословно подчиняющихся ему «жертв», имеющих установку «от меня ничего не зависит».
Поэтому сильный лидер обычно формирует команду из сильных участников, способных самостоятельно достигать поставленных целей и в дальнейшем становиться лидерами.
Филипп КОТЛЕР в свое время представил многоуровневую торговую сеть по продаже какого-либо продукта (MLM), иерархия которой строится по принципу «Лидер лидеров».
Лидер многоуровневой сети выстраивает сеть из лидеров, которые способны ниже по иерархии сформировать следующую группу-сеть лидеров групп и так далее до нижнего предела (до друзей и семьи). Уровни лидерства в этой торговой сети отличаются уровнем персональных стандартов (ценности и принципы) и нулями в сумме вознаграждений участников. Чем ниже уровень, тем ниже культура и меньше нулей.
Торговые сети (MLM) активно переманивают друг у друга лидеров с большими и малыми группами. Ценность одного лидера выражается в конкретных денежных эквивалентах, которые может заработать его группа.
Уход из одной сети и переход лидера с группой в другую — это подрыв иерархии и власти главного лидера, проигрыш одной и выигрыш другой сети.
Риск
Итак, лидер лидеров охотится за лидерами. Лидеры, переходя в другой лагерь, проводят демарш при участии своей команды.
Чем выше уровень лидера, тем выше профессиональный и культурный уровень его команды. Чем выше уровень команды, тем выше эффективность и результативность ее работы.
Лидера необходимо не только найти и привлечь, но и завоевать его сердце и удержать взаимовыгодными условиями сотрудничества.
Риск — если не договоришься, то лидер может уйти и увести за собой команду профессионалов. Неприятная ситуация.
Сила «Лидера лидеров»
Сила «Лидера лидеров» в том, что он может создавать лидеров, находить их и привлекать в свою «Команду Команд».
Он — лидер-тренер, способный удерживать лидеров, обучать их, вдохновлять, настраивать и направлять на достижение определенной взаимовыгодной цели.
«Лидер лидеров» притягателен для других лидеров как образец, на примере которого можно обучаться, развиваться и личностно расти. Он удерживает не финансовыми и материальными дарами, а своей харизмой и целевой перспективой успешного командного взаимодействия.
На его воспитанников ведется охота. Наемные «охотники за головами» звонят им, прикрываясь конспиративными легендами, но сомнительно, что у них что-либо получится.
Три рекомендации:
1. Входите в качестве лидера в «Команду Команд» «Лидера лидеров».
2. Становитесь сами «Лидером лидеров» и формируйте «Команду Команд».
3. Притягивайте и удерживайте конструктивных лидеров.
Не секрет, что талантливые сотрудники рано или поздно приходят к идее создания собственного бизнеса. И зачастую они успешно реализуют свою идею.
Но что в этом случае делать «Лидеру лидеров»?
Пол КУК, руководитель компании «Rayсhem», занимающейся высокими технологиями, решил это проблему просто — он сам финансирует проекты своих бывших сотрудников, выступая венчурным инвестором. Организация «Команда Команд» и «Лидер лидеров» остается в выигрыше.
Валерий ТРАВКОВ, бизнес-консультант Центра бизнес-образования «Харизма», член международной ассоциации бизнес-коммуникаций (IABC, San Francisco). Член Российской Коммуникативной Ассоциации.