Омский бизнес хочет преференций при покупке муниципального имущества и большей открытости при формировании программы приватизации

Дата публикации: 17 октября 2007

Приватизация

Виктор СОБОЛЕВ, заместитель директора департамента имущественных отношений администрации Омска:

— За последние четыре года отчуждение муниципального имущества достигло значительных объемов. Во-первых, отдаем на приватизацию то имущество, которое находится в полуразрушенном состоянии и исключительно неликвидно. Такие объекты содержать в муниципальной собственности смысла нет. А предприниматели зачастую находят им хорошее применение, вкладывают в них средства, проводят реконструкцию. Далее в программы приватизации включаются объекты неликвидные и низколиквидные — это используемые объекты, но доход от них несоизмерим со стоимостью их содержания. Понятно, что наши возможности как собственников значительно ограничены бюджетом. Наша приоритетная задача — вкладывать средства в объекты социальной инфраструктуры, детские сады, школы, больницы. Поэтому средств на ремонт многих других объектов муниципальной собственности, а также на памятники архитектуры, не хватает. Кроме того, есть федеральное законодательство, которое обязывает пересматривать все муниципальное имущество и продавать непрофильные и неликвидные объекты. Из всех способов отчуждения имущества, которые предоставляет нам закон, мы выбираем самый эффективный — аукцион. В 2006 году начальная цена квадратного метра возросла с 13 800 рублей до 17 180 рублей. В этом году за 9 месяцев средняя цена возросла с 22 700 рублей до 29 000 рублей. Одно из пожеланий бизнесменам — активнее участвовать в аукционах, приобретать имущество, привлекать иногородних партнеров. Мы готовы принимать пожелания от предпринимателей по поводу того, какие объекты муниципального имущества они хотели бы приватизировать.

Юрий ГАМБУРГ, директор департамента имущественных отношений администрации Омска:

— Мы постоянно работаем с депутатами горсовета, разъясняем им, что программа приватизации никогда не формируется необдуманно. Туда включаются только те объекты, которые невыгодно содержать городу, тем более что большая часть таких объектов нуждается в реконструкции, которая не под силу муниципалитету. Мы хотели бы узнать мнение бизнеса и какие-то его рекомендации по поводу того, как лучше управлять таким имуществом.

Сергей БОГДАН, исполнительный директор Омского областного союза предпринимателей:

— Коль мы ищем сотрудничества бизнеса с властью, то необходимо учитывать три момента. Первое — бизнес Омска сегодня уже не стихийный, как в начале 90-х годов, и не мелкий, он живет уже по долгосрочным бизнес-планам. Когда планы бизнеса по приватизации нарушают, то есть когда муниципальный объект внезапно выставляется на продажу, когда приходится галопом вносить в бизнес-план корректировки, то это не просто не помогает бизнесу, а только мешает. Поэтому просьба сообщать о программах приватизации предпринимателям заранее. Второе — когда мы говорим, что оптимальная форма реализации муниципальной недвижимости это аукцион, то с этим, конечно, никто не спорит. Но когда мы употребляем термин «рыночная цена», нужно помнить о том, что ее сформировали предыдущие арендаторы объекта, которые вкладывали в него средства, поэтому несправедливо будет, если в аукционе победить тот, кто просто даст больше денег. Мне кажется, в аукционе нужно отдавать приоритет добросовестным арендаторам, если они в нем участвуют, нужно обязательно это учитывать. Третье — поскольку мы все представляем наш любимый Омск, то нужно учитывать, что не факт, что приход иногородних инвесторов будет благом для омичей. Да, здание никуда не денется, да, в него вложат средства, но они будут разовые, так как предприятие, зарегистрированное не в Омске, и основную часть налогов будет платить не нам, что не способствует развитию омского бизнеса. Строительство тех же огромных торговых комплексов, подобных IKEA, благо для потребителя, но оно только ухудшит социальное положение города, так как просто задушит местных производителей и торговцев. Поэтому все же на аукционах у омичей должно быть преимущество.

Юрий ГАМБУРГ:

— Безусловно, мы стараемся, чтобы программа приватизации формировалась заранее, а не галопом, но вы же понимаете, как сегодня все быстро меняется, те же федеральные позиции. Муниципалитету выставляются условия, что мы должны софинансировать определенные федеральные целевые программы. Поэтому приходится увеличивать бюджет, а как увеличение может произойти мгновенно. Только за счет продажи имущества. Мы учитываем интересы бизнеса, его долгосрочное планирование, если срок аренды еще не закончился, то объект выставляется на аукцион с обременением, то есть договор аренды сохраняется. Причем по решению горсовета мы имеем право выставлять имущество только на открытый аукцион, а это означает, что никаких преференций никому не может быть.

Виктор СОБОЛЕВ:

— Уже обсуждается вопрос на федеральном уровне о том, чтобы дать преференции арендаторам, но, безусловно, все будет зависеть от решения Омского горсовета. Сегодня арендаторов мы за месяц предупреждаем в письмах, что их объекты выставляются на аукцион.

Сергей БОГДАН:

— Боюсь, что к тому времени город все уже продаст.

Юрий ГАМБУРГ:

— Если арендатор заявляет нам, что он собирается участвовать в торгах, что у него уже есть договоренность с банком о кредите, но необходимо время на его получение, то мы идем ему навстречу и переносим дату аукциона, бывает, даже уже после публикации извещения в СМИ.

Павел КРУЧИНСКИЙ, генеральный директор ЗАО «МИЭЛЬ-Недвижимость»:

— У меня нет претензий к работе департамента имущественных отношений, касающейся аукционов. Я согласен с Сергеем Филипповичем, что нужно соблюдать интересы местных предпринимателей, но и федеральное законодательство не перепрыгнешь в плане того, что торги должны быть открытыми и предполагать участие иногородних инвесторов, иначе омичам тоже перекроют выход на соседние территории. Тут палка о двух концах, с одной стороны, участие иногородних инвесторов в торгах дает возможность увеличить рыночную стоимость имущества, с другой стороны, это отражается на местных предпринимателях. В данной ситуации трудно предложить какой-то выход.

Юрий ГАМБУРГ:

— Нужно учитывать и тот факт, что не все омские бизнесмены готовы сегодня к выкупу муниципального имущества, а мы рассчитываем на эти средства для участия в федеральных программах.

Юрий ФЕДОТОВ, депутат Омского городского совета:

— Как здесь уже упоминалось, преференции для омского бизнеса мы не можем ввести, так как это будет противоречить федеральному законодательству, которое регулирует приватизацию.

Сергей БОГДАН:

— Никто не сомневается, что аукционы проводятся и должны проводиться по закону. Мы просто предлагаем сделать информацию о них максимально доступной как через СМИ, так и через Союз предпринимателей.

Юрий ГАМБУРГ:

— Предпринимателям необходимо плотнее сотрудничать с депутатами горсовета, тем более что большая часть депутатов сами являются бизнесменами. Пока что я не вижу такого эффективного сотрудничества, не вижу, чтобы серьезные глобальные вопросы, связанные с бизнесом, обсуждались на горсовете. Ведь наш департамент напрямую зависит от тех нормативных документов, которые принимает горсовет, и нам двигаться влево-вправо запрещено.

Сергей БОГДАН:

— Попробуй внести какой-нибудь срочный вопрос в повестку горсовета — не получится же, потому что настолько все забюрократизировано, что мама дорогая! Даже если и внесут в повестку, то еще не факт, что примут и обсудят.

Юрий ГАМБУРГ:

— Работайте, ищите серьезные аргументы, чтобы обосновать важность своих вопросов.

Юрий ФЕДОТОВ:

— Во мне борются два чувства, потому что я, с одной стороны, депутат горсовета, а с другой стороны — мне не чужд бизнес, я являюсь учредителем немаленьких омских структур, которые направлены на извлечение прибыли. Поэтому нужно соблюдать золотую середину в этих вопросах.

Юрий ГАМБУРГ:

— Приведу в качестве примера объект, который оказался очень тяжелым для нас, он выставлялся на торги три раза, это роддом №1, его никто не хотел покупать. Нам приходилось вести переговоры с бизнесменами из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска и других городов. Мы уже отчаялись его реализовать. Но в конце концов роддом приобрел омский предприниматель. И вообще основная масса муниципальных объектов недвижимости приобретается омским бизнесом.

Юрий ФЕДОТОВ:

— В свое время была хорошая практика, когда совершенно законно подавались заявки от предпринимателей на приватизацию, может быть, и сегодня бизнесменам нужно чаще инициировать приватизацию каких-то объектов, которые их интересуют. К тому же не надо забывать и о возможности приватизировать некоторые неликвидные муниципальные предприятия — это тоже будет способствовать развитию города.

Юрий ГАМБУРГ:

— Департамент заинтересован в таком инициировании, так мы будем уверены, что один участник аукциона уже точно есть. Но здесь мы будем еще смотреть на выгоду таких заявок для города, так как реализовывать все подряд имущество мы не собираемся.

Вадим МЕРЕНКОВ, первый заместитель директора департамента имущественных отношений администрации Омска:

— Есть иные способы приватизации, которые мы не используем, но нам не запрещено ими пользоваться. Например, это создание акционерных обществ. Потому что внесение вклада в уставный капитал со стороны муниципалитета рассматривается как приватизация. На сегодняшний день горсоветом данный способ не запрещен. Здесь абсолютно открытый простор для фантазии и предложений со стороны бизнес-структур. Мы всегда готовы к диалогу. Уже есть опыт создания коммерческих предприятий с участием муниципалитета, насколько он успешный, время покажет, потому что этот опыт существует пока в достаточно проблемных отраслях — обслуживание жилищного фонда, транспорт. Но и в других направлениях мы готовы рассматривать варианты частно-государственного сотрудничества, так что ждем предложений и проектов со стороны бизнес-сообщества.

Земля

Вадим МЕРЕНКОВ:

— Основное направление, по которому сейчас работает департамент, это разграничение прав на землю, то есть оформление земельных участков в муниципальную собственность. В первую очередь это дороги — практически все центральные магистрали, их более 50, уже зарегистрированы нами по праву муниципальной собственности. Раньше в Омске этого не делалось никогда, мы опередили в этом плане подавляющее большинство российских городов. Во-вторых, это площадки под перспективное строительство — их мы уже зарегистрировали более 40. Общий объем земельных участков, зарегистрированных под дорогами и перспективными строительными площадками, составляет 12 % от территории города. Сюда входят также зарегистрированные в муниципальную собственность 777 земельных участков на площади 6 700 гектаров, которые предназначены под коммерческое использование — размещение рекламных конструкций, размещение временных объектов. Есть у нас уже опыт реализации земельных участков на аукционах. Например, недавно состоялся аукцион, где был продан участок под комплексное освоение в целях жилищного и иного сопутствующего строительства — так называемая Новая Чукреевка. Участок площадью около 170 гектаров по цене 1миллиард 100 миллионов рублей — продалось право аренды, плюс будут ежемесячные арендные платежи в размере порядка 600 000 рублей в месяц. Сейчас готовятся еще два участка под аналогичное строительство, которые в ближайшее время будут выставлены на аукцион. Что касается муниципального земельного контроля, то оно тоже активно сегодня развивается. Опять же, раньше никто и никогда этим не занимался, что привело к тому, что в городе стояли брошенные строительные площадки, захватывались под строительство территории без документов. Сегодня мы ежедневно выезжаем на земельные участки и проверяем их.

Юрий ГАМБУРГ:

— Земельный вопрос всегда очень остро стоял во все времена. Наша цель — научить омичей пользоваться земельными участками в соответствии с законодательством. Здесь возникает вопрос, насколько омский бизнес готов к комплексному освоению участков, ведь это огромные территории. К тому же комплексное освоение предполагает обеспечение не менее 1 400 000 квадратных метров жилья. Бизнес сообщество начало самостоятельно оформлять свои земельные участки еще и во многом благодаря банковскому кредитованию.

Алексей МУХИН, помощник депутата Омского горсовета Дмитрия ШАДРИНА:

— Хотел бы обсудить проблему размещения временных объектов, таких, как палатки, торговые киоски вблизи крупных торговых комплексов, а также жилых домов. Проблема заключается в том, что, во-первых, подобные строения нисколько не красят облик города, во-вторых, часто не соответствуют санитарным нормам — в них, как правило, нет ни воды, ни туалета, в-третьих, электроснабжение таких строений осуществляется через некие натяжные конструкции, которые могут являться пожароопасными и представлять угрозу окружающим. К тому же в таких строениях часто происходит реализация некачественных и даже контрафактных товаров, что невольно бросает тень и на торговые комплексы. Я думаю, что нужно повышать культуру торговли в городе и ужесточать требования к ней.

Юрий ГАМБУРГ:

— Ну, бывает, что продажа контрафактной продукции осуществляется и в супермаркетах, в тех помещениях, которые вы сдаете. Да, в стране существует палаточный способ торговли как один из многих вариантов, не все же могут содержать супермаркеты и торговые комплексы. Самые одаренные смогли выйти на более цивилизованный формат бизнеса, а кто-то обеспечивает свою семью именно с помощью торговой палатки. Согласен с вами, что культуру торговли надо повышать.

Павел КРУЧИНСКИЙ:

— Все зависит от формата бизнеса, потому что любой бизнес, средний или крупный, тоже ведь начинался с палаток и челноков. А что касается контрафактной продукции, то к ней имеет отношение не только мелкий бизнес, но и средний — этим должны заниматься контролирующие органы. Нельзя убрать все палатки в городе, а то мелкий бизнес просто взвоет, не думаю, что проблем у населения от этого станет меньше.

Сергей БОГДАН:

— Этот вопрос нужно решать не административно, а с помощью нормальной конкуренции мелкого и среднего бизнеса. Сделайте так, чтобы рядом с вашим супермаркетом просто стыдно было поставить торговую палатку.

Юрий ФЕДОТОВ:

— Ко мне поступает много обращений от граждан, что во многих частях жилого сектора города трудно купить продукты первой необходимости в шаговой доступности. Люди просят поставить хотя бы небольшие продуктовые киоски, раз бизнесменам экономически невыгодно держать магазины в их местности. И как же здесь быть с культурой торговли?

Юрий ГАМБУРГ:

— 271-й ФЗ уже ограничивает торговлю на рынках в таком виде. Безусловно, мы будем приводить в соответствие уровень культуры торговли в городе, но в полной мере ограничить палаточную торговлю не сможем, потому что в ней задействовано слишком много людей, к тому же такой вид предпринимательства существует во всем мире. Такие ларьки не снесешь мгновенно.

Юрий ФЕДОТОВ:

— Предлагаю перейти к другим проблемам. В Омске уже, как и в других городах, вокруг таких торговых монстров, как, например, IKEA, «Лента», начинает появляться «выжженная земля», то есть местные предприниматели становятся неконкурентоспособными, так как сетевики могут себе позволить очень серьезные средства на развитие бизнеса. Поэтому с точки зрения развития города нужно соблюдать золотую середину, предоставляя иногородним инвесторам земельные участки не под жилищное строительство, а пока они у нас предоставляются вне аукциона, чтобы не погубить и местный бизнес. Например, когда российские рыбаки хотели продавать в Германии рыбу дешевле, чем местные, население перегородило им дорогу и не пустило вывозить из порта рыбу, так как рано или поздно немецкие семьи остались бы без работы, не выдержав конкуренции, а русские потом подняли бы цены. Поэтому, чтобы учитывать интересы омичей, я предлагаю создать рабочую группу, привлечь в качестве экспертов представителей бизнеса, включить в нее не только департамент имущественных отношений, но и департамент экономической политики и серьезно обсудить данную тему. Может быть, в чем-то мы уже опоздали, но чем раньше мы начнем об этом говорить, тем менее серьезными будут последствия.

Юрий ГАМБУРГ:

— В горсовете уже рассматривается программа, по которой с 1 января 2008 года все муниципальные земельные участки, независимо от их предназначения и размера, будут реализовываться только через аукцион. Но, опять же, иногородние инвесторы смогут в нем участвовать, так как торги будут открытыми. Нужно учитывать и то, что иногородние инвесторы не только «притесняют» местный бизнес, но и, наоборот, способствуют развитию окраин города.

Вадим МЕРЕНКОВ:

— Принят генплан, где обозначены зоны, на которых возможно то, или иное строительство. Вопрос о том, где можно поместить супермаркет или иной объект, решается правилами землепользования застройки — документ, который должен быть разработан и принят Омским горсоветом. Сегодня работа над этими правилами начата департаментом архитектуры. В этот процесс также необходимо включаться бизнесу, потому что архитекторы не смогут учесть все нюансы, они ведь не предприниматели, деньги считать не умеют. Только так документы выйдут действительно проработанными.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2007/10/40/755384