«Жильцы, только получив квитанции о плате за жилье, узнают, что их дома уже передали без их ведома той или иной управляющей организации" — заявил "Коммерческим вестям" председатель Омского регионального общества потребителей в сфере жилищно-коммунального комплекса Александр ЛИХАЧЕВ и разъяснил эту свою позицию подробнее:
— Узнав, что на очередном заседании комитета Омского городского совета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и строительства будет рассматриваться вопрос о работе управляющих организаций в сфере жилищного комплекса, поспешил направить письмо (так положено по регламенту горсовета) с сообщением о желании присутствовать на заседании.
Придя в назначенный день 3, октября, я обнаружил, что на обсуждение вопроса не приглашен никто из специалистов, кроме работников администрации, — ни одного руководителя управляющей организации, ни старшего по дому, ни председателя ТСЖ, ЖСК. Лишь трое старших по домам сиротливо сидели на диванчике в коридоре. Ну что ж, видимо, депутаты и администрация решили, что достаточно в курсе проблемы, не нужно дробить общее представление на частности, и никого не пригласили, это их право.
В повестке значилось — рассмотрение обращения общественного движения «Омская инициатива» об усилении контроля над деятельностью управляющих организаций в сфере жилищного хозяйства. Первым, по-видимому, в связи с важностью вопроса, выступил председатель комитета Александр ТАРАСОВ. Он по бумажке прочел перечень принятых решений, постановлений и распоряжений, да еще с номерами и датами. Сижу и думаю: либо председатель комитета совсем не имел времени подготовиться к заседанию, раз вместо анализа работы (а ведь он и в прошлом созыве руководил данным комитетом) вынужден зачитывать заготовленный текст, либо, зная неподготовленность депутатов, хоть немного пытается их ограмотнить.
Вторым выступал представитель «Омской инициативы» ДОННИК. Его выступление не содержало никакой конкретной информации, хотя я для себя узнал кое-что интересное. Например, я сдуру всегда полагал, что КТОС, согласно федеральному законодательству, есть не что иное, как общественное объединение, а по объяснениям докладчика выходило, что это не так. Уж не решили ли некоторые, что КТОС — подразделение администрации, как это, к сожалению, уже по факту случилось с большинством КТОСов.
Прения тоже ничего нового к пониманию проблемы не добавили.
А проблемы эти действительно есть. И весьма серьезные. К сожалению,о них ничего не говорилось встенах горсовета. Если кратко, эти проблемы можно классифицировать тремя группами. Во-первых, проблемы муниципального правового регулирования. Хотя должен объективно сказать, что эта работа в городе поставлена достаточно грамотно: сразу после издания Жилищного кодекса был разработан план совершенствования правовой базы, впоследствии издано более десятка документов, которые были изданы массовым тиражом и бесплатно розданы общественному активу. Вместе с тем в течение года, и не только мною, говорится о несовершенстве Порядка передачи функций по управлению многоквартирными домами вновь выбранным управляющим организациям, утвержденного постановлением мэра города Омска№316-пот 20 ноября 2006 года.
Существующая в Омске ситуация, когда жильцы, только получив квитанции о плате за жилье, узнают, что их дома уже передали без их ведома той или иной управляющей организации (откуда и берутся «двойные» квитанции) стала возможна, так как указанное постановление сформулировано так, что возможна любая подтасовка документов с целью передачи дома в обход мнения большинства жильцов.
При непосредственном управлении либо создании ТСЖ, ЖСК для передачи дома помимо паспорта заявителя в муниципальное предприятие предоставляется только протокол общего собрания собственников, который подписывается председателем и секретарем собрания, то есть фактически теми же инициаторами собрания. При управлении посредством управляющей организации предоставляется также договор управления. Поскольку инициатором собрания может являться по закону любой собственник помещения в доме (в том числе и владелец магазина, офиса), то получается, что возможно представить и подписать самому протокол, не соответствующий реальным результатам собрания, получить дом в управление, а потом «отыгрывать» обратно все придется жильцам только через суд.
Еще более вопиющая картина складывается в Омске в отношении оформления земельных участков под многоквартирными домами. Только по моим данным свыше 20 материалов по землеустройству покоятся на полках землеустроительных организаций, поскольку разные должностные лица не подписывают документы. Отказывают по всяким надуманным основаниям. В одних случаях жильцам сообщают, что невозможно разграничить территорию, так как рядом другие дома. В других случаях указывают, что оформить землю нельзя из-за отсутствия технического паспорта на дом с указанием земельного участка, хотя в отношении иных домов, напротив, указывают, что технический паспорт не является основанием для наделения земельным участком именно в указанных в паспорте границах.
Но главная фишка, найденная чиновниками, — это отсутствие так называемых проектов планировки территорий и проектов межевания территорий кварталов (микрорайонов). Формально отказывающие должностные лица правы, но эти доводы можно излагать только легковерным бабушкам. Возникает простой вопрос: как тогда оформляются участки под строительство элитного жилья в центре города, ведь там тоже не сделано межевание внутри квартала, нет соответствующей проектной документации.
Причем характерно, что 10 млн бюджетных рублей, якобы выделенные на эти цели с информационной помпой в июне 2007 года департаменту имущественных отношений, по информации департамента финансов на начало сентября лежали нетронутыми. Тоже обычная практика. Сначала подписать финансирование, потом не использовать его, а в декабре внести изменения в бюджет и направить средства куда нужнее для населения — например, на пристройку к администрации или реконструкцию здания горсовета.
Вторая группа — это вопросы организации работы.
Причем сделать это по ряду направлений для исполнительной власти просто. Например, доходы от рекламоносителей, размещения антенн и использования общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах для проведения линий телефонной и оптоволоконной связи. Сейчас здесь полный бардак. Продвинутые старшие по домам и председатели ТСЖ, ЖСК перезаключили договоры от департамента имущественных отношений на себя, но в большинстве случаев либо средства продолжают поступать в департамент, либо вовсе рекламодатели и иные пользователи не платят никому.
Вакханалия и с нежилыми помещениями, особенно из числа переведенных в эту категорию квартир первых этажей. Пока идет организационный разброд, многие предприниматели не платят ни за жилищные услуги, ни за вывоз мусора, ни за лифт, объясняя, что дворник убирает собственный, мусора нет, а лифтом не пользуются, так как находятся на первом этаже. Но с правовой точки зрения все это безосновательно. Платить за обслуживание общего имущества дома в силу статей 36 ЖК РФ и 210 ГК РФ должны все собственники, на мусор есть нормативы, в том числе и для офисов, а лифт согласно законодательству — не транспортное средство, где надо брать билет за проезд, а, опять же в силу той же статьи 36 ЖК, — общее имущество, в том числе и собственников помещений первых этажей. Что нужно сделать — создать рабочую группу и совместно с органами внутренних дел, госжилинспекцией проверить наличие нежилых помещений по данным управляющих (обслуживающих) организаций и по факту, понудить нерадивых заключить соответствующие договоры, если нужно, то и через суд.
Наконец, самое важное — судьба одно- и двухэтажных домов, как с удобствами, так и без них. Об этом никто, по крайней мере официально, не говорит и не пишет. Дело в том, что дополнения в Жилищный кодекс обязали жилищные организации продолжить обслуживание всех домов, которые они обслуживали на дату вступления этого законодательного акта в силу, до того момента, когда дома перейдут, в том числе по конкурсу, в управление какой-либо организации.
Получается замкнутый круг. Сейчас жилищники вынуждены обслуживать убыточные дома (а одно- и двухэтажные дома почти все убыточные) фактически за счет пяти- и девятиэтажных домов, так как реально других источников дохода, кроме квартплаты, у жилищных организаций нет. Но это только пока все не заключили договоры, поскольку договор предполагает отдельный субсчет, а там никакой представитель собственников помещений не даст баловаться с деньгами своего дома. То есть тупик. Руководителю жилищной организации либо должно садиться в тюрьму за нецелевое расходование средств, либо подвергаться административному наказанию за некачественное обслуживание убыточных домов.
Расселить все это жилье в обозримые сроки нереально. Тем более что далеко не все эти дома аварийные. Часть из них просто по определению убыточна, поскольку на метр кровли и на метр двора там приходится меньше жильцов, то есть тариф в двухэтажном доме, по нашим расчетам, должен быть примерно в 1,38 раза больше, чем в пятиэтажке, при том же наборе услуг. Поэтому депутатам и администрации города, если они не хотят получить в перспективе бомбу замедленного действия, необходимо определяться уже сейчас, в период формирования бюджета на 2008 год, что делать с этими домами (а только по Центральному округу их около трехсот) — создавать акционерное общество с участием муниципалитета либо предусматривать дотации организациям на разницу в тарифах.
Если никак не решать этот вопрос, то картина будет следующая: жилищники, находящиеся в жесткой зависимости от объективной
экономической ситуации и от кормильцев — жильцов многоквартирных домов, не смогут бессрочно дотировать убыточный сектор. В будущем году это закончится либо формальным банкротством или иным преобразованием жилищных организаций, либо гибелью не сориентировавшихся в рынке. Дома окажутся брошенными, и все равно придется принимать меры. Но уже со скандалом.
На комитете не было сказано ни слова ни о чем из изложенного. Мне иногда очень жаль, что на таких мероприятиях не присутствуют представители народа, которые посмотрели бы на своих избранников не из глянцевых плакатов «Омской инициативы» рядом с улыбающимся мэром, а вживую.
Итог обсуждения подвела заместитель мэра Oмска Татьяна ВИЖЕВИТОВА, которая, ни дня не проработав в этой сфере, получила звание «Заслуженный работник жилищно-коммунального хозяйства РФ», и сообщила, что Омск находится на 75 месте по уровню управления (судя по числу российских регионов, позади нас, видимо, только те города, где стреляют). Ее выступление хоть немного успокоило меня: из него я понял, что муниципальная власть работает хорошо, все делает правильно. Но вот незадача — кругом враги, которые мешают работать умной и доброй городской администрации: федеральное законодательство непроработанное, а в министерстве жилищно-коммунального комплекса Омской области и вовсе не знают, что предпринять, на запрос горсовета прислали пустое письмо.
На мой взгляд, пока городом будут управлять такие депутаты и чиновники, 75-е место — не предел, можно скатиться и в девятый десяток.